УДК 796.08

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПОДГОТОВКИ ЯХТСМЕНОВ

К.Г.Томилин

Сочинский государственный университет, Россия, г. Сочи

 

Аннотация. Представлены результаты исследований в сборной команде России по парусному спорту 1986–2012 гг. Использовалась методика С. Деллингер – специалиста по подготовке управленческих кадров США и опросник Р.Б. Кеттелла (16-PF-105-C). Современные яхтсмены превосходят своих сверстников конца 1980-х годов по многим психологическим показателям, за исключение «интеллекта» (снизился от 7,4±1,4 до 5,9±1,5 стенов, при p<0,05). Каждый из обследуемых яхтсменов обладал как положительными психологическими качествами, так и имел недостатки, которые необходимо учитывать при организации тренировочного процесса, подборе членов экипажа, и выборе стратегии выступлений на регатах.

Ключевые слова: парусный спорт, спортсмены, типология, психогеометрия.

 

PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF TRAINING YACHTSMEN

K.G. Tomilin

Sochi State University, Russia, Sochi

 

Annotation. Presents the results of research in the national sailing team of Russia in 1986–2012. The technique used was S. Dellinger, a specialist in training US management personnel and a questionnaire to R.B. Cattell (16-PF-105-C). Modern yachtsmen surpass their peers of the late 1980 s in many psychological indicators, with the exception of «intelligence» (decreased from 7.4–1.4 to 5.9–1.5 walls, with p<0.05). Each of the surveyed yachtsmen had both positive psychological qualities and had drawbacks that must be taken into account when organizing the training process, selecting crew members, and choosing a strategy for performing in regattas.

Keywords: sailing, athletes, typology, psychological geometry.

 

Введение. При работе со сборной командой страны по парусному спорту и ее ближайшего резерва, тренеры сталкиваются с необходимостью определения типологии и устойчивых свойств личности яхтсменов. А также выявления сильных и слабых психологических качеств потенциальных кандидатов в сборную команду.

Анализ литературы. Методика С. Деллингер – специалиста по подготовке управленческих кадров США – оказалась наиболее приемлемой для практического использования. И позволяла быстро определить типологию спортсмена: по его внешнему виду – «языку тела» (характерные позы, походка, жесты), одежды и украшений, его речи (направленность, эмоциональность, последовательность), поведения (общительность, дисциплинированность, стремление к лидерству, ведущему стилю общения) и т.д. [1, 4, 6, 9].

На рис. 1 представлены основные типы спортсменов в терминах «Психогеометрии» (по С. Деллингер). Верхняя фигура – «Квадрат». Это спортсмен, который является надежным помощником тренера, склонный к инструкциям, логическим объяснениям заданий. Ведет себя предсказуемо, ответственно, спокойно, солидно. На тренировку и на занятия в институт всегда приходит без опозданий и вовремя уходит. Среди легендарных яхтсменов-гонщиков СССР конца 1980-х годов, это положительное качество присутствовало у Валентина Манкина, который про себя говорил, что «он средней одаренности яхтсмен, но у него не бывает мелочей». Этот спортсмен тренировался больше всех в команде, бесконечно повторяя технико-тактические приемы на воде и усложняя себе задания. В гонках агрессивно стартовал в гуще судов, и вел бескомпромиссную борьбу на каждом участке дистанции. Обладал высочайшей физической и функциональной подготовленностью [1, 3, 4, 6, 9]: на начальных этапах своей спортивной карьеры входил в 10-ку сильнейших гребцов-одиночников СССР.

 

Рис. 1. Основные типы людей в терминах «Психогеометрии»

(по С. Деллингер)

 

Исполнительностью и работоспособностью также отличались братья Тынисте из Эстонии. Скрупулезно ведущие личные дневники, постоянно занимающиеся своей физической подготовкой, и имеющие МПК до 80 мл/мин/кг.

Прямо противоположный им по типологии – «Круг». Эмоциональный, компанейский, разговорчивый. И это уже был совершенно другой человек, со своими взглядами на жизнь, немного не логичный, решающий свои жизненные проблемы совершенно другими приемами. В советской команде это был Олег Хоперский – энергичный, харизматичный, любимец всей команды. Склонный к несанкционированному тренером набору собственного веса, шумной компании с девушками. Вторым, также харизматичным, являлся Виктор Потапов. Осторожный интуитивный спортсмен, решающий свои многочисленные проблемы за счет кулуарных переговоров и знания психологии партнеров. Как правило, стартующий с третьего эшелона, в сторону от флота, и не терпящий «дуэльной борьбы».

Третья фигура на рис. 1 – «Треугольник». Применительно к В. Манкину и О. Хоперскому, способствовала проявлению волевому, властному характеру и непомерными амбициями. И прямо противоположная фигура – «Зигзаг», реализующий в своей спортивной деятельности интуицию и генерирование большого числа идей [1, 4, 6, 9].

Экспресс-методика определения типологии спортсменов позволяла формировать углубленные представления о личности гонщиков, и быстро подбирать «ударные экипажи», способные стать лидерами мирового парусного спорта. Именно так были созданы успешные экипажи в классах «470» среди женщин и мужчин, в «Летучем Голландце», в катамаране «Торнадо» и др. В зависимости от типологических особенностей экипажа и уровня его технико-тактической подготовленности, формируется стратегия и тактика попадания в основной состав сборной команды страны.

Для недостаточно подготовленных молодых яхтсменов и их тренеру, зачастую, бывает легче пробиться в сборную команду, выступая в малочисленных (или национальных) классах судов, за счет высококачественной материальной части. Когда типология спортсменов меньше всего влияет на результат. Победы на регатах с малочисленным составом участников, безусловно, будут способствовать повышению престижа яхтсмена и избавлению от юношеской неполноценности, но мало будут помогать совершенствовать спортивно-техническое мастерство молодого гонщика. Так как при постоянных гонках в малом флоте трудно надеяться на серьезные победы на мировой арене.

При желании добиваться успехов на мировой арене на регатах с многочисленным флотом (чемпионаты Европы, мира, Йерская и Кильская регаты и т.д.) к высококачественной материальной части и техническому мастерству прикладывается «ветровая тактика» и «тактика взаимодействия с флотом». Которые требуют высокого интеллекта и интуитивного способа принятия решений (как у Виктора Потапова). Для гонщиков рангом ниже – «паразитарная тактика». И главным средством подготовки на воде к таким регатам – это гонки в классах с большим числом судов («Лазер»).

При участии в гонках на Олимпийской регате (с ограниченным числом участников), на первые позиции выходит техника успешного старта и первой лавировки. Исследования протоколов Олимпийской регаты 2008 года в Китае (проходившей по тихим ветрам) и Олимпийской регаты 2012 года в Великобритании (ветер средней силы), показал, что успех в гонках на 90–98 % формируется уже после первой лавировки [2, 5, 8].

А во время «медальной гонки» идет, практически, «дуэльная борьба».

Гонки в таких условиях требуют «сильной» (устойчивой к сильному стрессу) нервной системы, энергичного («треугольного») старта и педантичного («квадратного») удержания своего места во флоте, высокой выносливости, блестящих знаний правил парусных гонок и умения их успешно применять на протестах. Лидеры Олимпийской регаты выполняли блестящий старт и хорошо удерживали свои позиции – не были склонны к рискованной тактике и выигрывали «маленькими шагами» (в основном по 1–2 места за лавировку или фордевинд) [2, 8].

Именно такой психологией, технической и физической подготовленностью, блестящим знанием правил парусных гонок обладал трехкратный Олимпийский чемпион Валентин Манкин.

Каждый из обследуемых нами молодых яхтсменов резервного состава команды России обладал как положительными психологическими качествами, так и имел значительные недостатки, которые необходимо учитывать при организации тренировочного процесса, при подборе членов экипажа, а также при выборе стратегии выступлений на регатах.

Цель исследований. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки резервного состава сборной команды страны по парусному спорту.

Результаты исследований. Обследования показали факты случайного подбора шкотовых в экипажи сборной команды страны. Когда недостатки рулевого не компенсировались достоинствами шкотового. Таких экипажей в команде было более 80 %.

Изучение ведущих гонщиков сборной команды России по парусному спорту в 2006–2012 гг. при распределении психогеометрических типов среди рулевых и шкотовых показало преимущество треугольно-квадратной типологии среди наиболее успешных рулевых (как у Валентина Манкина – трехкратного олимпийского чемпиона). Однако в команде спортсменов такой типологии присутствовало не более 50 %.

 

Хотя наши многолетние наблюдения показали, что победителями крупнейших парусных регат (при благоприятных ситуациях) могут быть спортсмены различной типологии (рис. 2).

 

 

Z+o  Братья Тынисте (двукратные призеры Олимпийских

игр)

o+D  Валентин Манкин (трехкратный Олимпийский чемпион)

 

 

Сильные стороны: работоспособность, изобретательность (интуитивное принятие правильных решений), исполнительность.

Слабые стороны: недостаточная  чувствительность (на руле и шкотах), необщительность.

Сильные стороны: исполнительность, работоспособность, напористость.

Слабые стороны: отсутствие чувствительности на руле, на шкотах, в настройке яхты.

 

¡+Z  Виктор Потапов (двукратный чемпион мира, призер Олимпийских

игр)

 

D+¡ Олег Хоперский (чемпион Европы и двукратный призер чемпионата мира)

 

Сильные стороны: изобретательность (интуитивное принятие правильных решений), чувствительность на руле и шкотах, общительность.

Слабые стороны: низкая работоспособность, отсутствие напористости.

Сильные стороны: работоспособность, общительность, чувствительность на руле и шкотах.

Слабые стороны: низкая исполнительность, вспыльчивость, чрезмерная доверчивость.

 

Рис. 2. Индивидуальные различия высококвалифицированных яхтсменов

 

Более полную картину по устойчивым психологическим качествам личности яхтсменов обеспечивает тестирование по опроснику Р.Б. Кеттелла (16-PF-105-C). Обследование резервного состава сборной команды страны 1986–1988 гг. и 2010–2012 гг. показало, что за 25 лет спортсмены радикально изменились: произошло повышение по большинству показателей (табл. 1).

 

Таблица 1

Устойчивые психологические качества личности яхтсменов резервного состава сборной команды страны в 1986 и 2012 гг. (в стенах)

 

Устойчивые психологические качества

Показатели обследований

1986 г.

n=33

2012 г.

n=25

p<

A – аффектотемия (открытость, сердечность, теплота)

3,8±1,2

6,0±2,2

p<0,05

B – интеллект (с развитым логическим мышлением, сообразительностью)

7,4±1,4

5,9±1,5

p<0,05

C – эмоциональная устойчивость (зрелый, спокойный, контролирующий чувства)

3,1±0,9

5,6±1,4

p<0,05

E – доминирование (склонный к лидерству, неуступчивый)

3,9±1,0

6,4±2,0

p<0,05

F – экстраверсия (жизнерадостный, беспечный, общительный)

2,8±0,8

5,4±1,3

p<0,05

G – суперэгоистичность (стремящийся к выгоде, практичный)

3,5±0,9

6,0±2,3

p<0,05

H – решительность (смелый или даже дерзкий)

2,2±0,8

5,6±2,1

p<0,05

I – сензитивность (чувствительность, с художественным мышлением)

3,9±1,2

4,0±1,7

p>0,05

L – подозрительность (не дающий себя провести)

4,2±1,0

6,6±2,5

p<0,05

M – воображение (мечтательный, немного рассеянный)

2,6±0,9

5,3±2,3

p<0,05

N – проницательность (искушенность, сознательно лояльный, тактичный)

3,2±1,2

6,0±2,0

p<0,05

O – тревожность (обвиняющий себя, неуверенный, возможно обидчивый)

3,8±1,2

6,0±2,5

p<0,05

Q1 – консерватизм (уважение к традициям)

3,6±1,3

4,1±2,4

p>0,05

Q2 – самостоятельность (независимый от группы)

4,7±1,1

5,1±2,1

p>0,05

Q3 – высокое самомнение (импульсивный, неорганизованный)

3,0±1,0

6,4±2,1

p<0,05

Q4 – напряженность (собранный, озабоченный планами, усталый)

4,6±0,8

4,8±2,0

p>0,05

МД – Честность

-

5,8±2,3

-

 

Достоверно увеличились такие устойчивые свойства личности как «открытость», «эмоциональная устойчивость», «доминирование», «экстраверсия», «суперэгоистичность», «решительность», «подозрительность» и «проницательность», «воображение», «высокое самомнение», «тревожность».

И, в то же время за эти годы в команде показатели по «интеллекту» снизились от 7,4±1,4 до 5,9±1,5 стенов (p<0,05).

По образному выражению Виктора Потапова – парусные гонки – это шахматы на воде, требующие постоянной высокоэффективной интеллектуальной деятельности на протяжении всей регаты [8]. Поэтому ухудшение школьного и институтского образования, снижение интеллектуальных возможностей современной молодежи – крайне негативный факт, снижающий успехи наших яхтсменов на мировой арене.

Выводы. В результате исследований выявлены значительные резервы повышения эффективности выступлений гонщиков резервного состава команды, за счет учета устойчивых свойств личности спортсменов, и комплектования «ударных» экипажей, при которых недостатки рулевого компенсируются достоинствами шкотового.

Современные яхтсмены превосходят своих сверстников конца 1980-х годов по «открытости», «эмоциональной устойчивости», «доминирования», «экстраверсии», «суперэгоистичности», «решительности», «подозрительности» и «проницательности», «воображения», «высокое самомнения» и «тревожности» (p<0,05). В тоже время у гонщиков 2010–2012 гг. понизился уровень «интеллекта» (p<0,05).

Список литературы

  1. Алексеев, А.А. Психогеометрия для менеджеров / А.А. Алексеев, Л.А.Громова. – М.: Изд-во ЛГУ, 1991. – 164 с.
  2. Томилин, К.Г. К вопросу о моделях подготовленности яхтсменов класса «Парусная доска» / К.Г. Томилин, Л.А. Калинкин, Б.А. Емельянов // Вестник спортивной науки. – 2016. – №6. – С. 20–26.
  3. Томилин, К.Г. Парусный спорт – как эффективное средство совершенствования человека XXI века / К.Г. Томилин // Теория и практика физической культуры. – 2004– №7. – С. 47–51.
  4. Томилин, К.Г. Парусный спорт: годичный цикл подготовки квалифицированных гонщиков: Учебное пособие / К.Г. Томилин, Т.В. Михайлова, М.М. Кузнецова. – М.: Физическая культура, 2008. – 224 с.
  5. Томилин, К.Г. Парусный спорт: пути обеспечения разносторонности подготовки яхтсменов / К.Г. Томилин // Теория и практика физической культуры. – 2003. – №6. – С. 6–9.
  6. Томилин, К.Г. Планирование и управление подготовкой яхтсменов: Научно-методическое пособие в 2-х частях (часть 1) / К.Г. Томилин. – Сочи: СГУТиКД, 2008. – 250 с.
  7. Томилин, К.Г. Повышение эффективности операторской деятельности яхтсменов-гонщиков высокой квалификации / К.Г. Томилин // Физическая культура и спорт в структуре профессионального образования: Материалы межведомственного круглого стола, г. Иркутск, 25 ноября 2016 г. – Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. – С. 387–392.
  8. Томилин, К.Г. Характеристики соревновательной деятельности чемпионов Олимпийской парусной регаты 2008 года / К.Г. Томилин // Вестник спортивной науки. – 2009. – №2. – С. 15–17.
  9. Томилин, К.Г. Эффективные технологии подготовки яхтсменов-гонщиков: Основы, концепции, методы, технологии: Монография / К.Г.Томилин, А.А. Швец, Б.А. Николаев. – Saarbrücken: LAP, 2011. – 351 с.

References

  1. Alekseev, A.A. Psychogeometry for managers / A.A. Alekseev, L.A.Gromov. – M.: Publishing House of Leningrad State University, 1991. – 164 p.
  2. Tomilin, K.G. On the issue of models of preparedness of yachtsmen of the class «Sailing board» / K.G. Tomilin, L.A. Kalinkin, B.A. Yemelyanov // Bulletin of sports science. – 2016. – №6. – pp. 20–26.

3. Tomilin, K.G. Sailing – as an effective means of improving the person of the XXI century / K.G. Tomilin // Theory and practice of physical culture. – 2004. – №7. – pp. 47–51.4. Tomilin, K.G. Sailing: one-year training cycle for qualified riders: study guide / KG Tomilin, T.V. Mikhailova, M.M. Kuznetsova. – M.: Physical Education, 2008. – 224 p.5. Tomilin, K.G. Sailing: ways to ensure the versatility of training sailors / K.G. Tomilin // Theory and practice of physical culture. – 2003. – №6. – pp. 6–9.

  1. Tomilin, K.G. Planning and management of preparation of yachtsmen: Scientific and methodological manual in 2 parts (part 1) / К.Г. Tomilin. – Sochi: SGUTiKD, 2008. – 250 p.
  2. Tomilin, K.G. Improving the efficiency of operator activity of highly skilled yachtsmen-racers / K.G. Tomilin // Physical culture and sport in the structure of vocational education: Materials of the interdepartmental round table, Irkutsk, November 25, 2016. – Irkutsk: FGKOU VOI All-Russian Ministry of Internal Affairs, 2016. – pp. 387–392.

8. Tomilin, K.G. Characteristics of the competitive activity of the champions of the Olympic sailing regatta of 2008 / K.G. Tomilin // Bulletin of sports science. – 2009. – №2. – pp. 15–17.9. Tomilin, K.G. Effective technologies for training yachtsmen riders: Basics, concepts, methods, technologies: Monograph / K.G. Tomilin, A.A. Shvets, B.A. Nikolaev. – Saarbrücken: LAP, 2011. – 351 p.Сведения об авторах: Константин Георгиевич Томилин - доцент кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» », г. Сочи; тел. 8(918)-201-20-65, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

 

Аннотация. Представлены результаты исследований в сборной команде России по парусному спорту 1986–2012 гг. Использовалась методика С. Деллингер – специалиста по подготовке управленческих кадров США и опросник Р.Б. Кеттелла (16-PF-105-C). Современные яхтсмены превосходят своих сверстников конца 1980-х годов по многим психологическим показателям, за исключение «интеллекта» (снизился от 7,4±1,4 до 5,9±1,5 стенов, при p<0,05). Каждый из обследуемых яхтсменов обладал как положительными психологическими качествами, так и имел недостатки, которые необходимо учитывать при организации тренировочного процесса, подборе членов экипажа, и выборе стратегии выступлений на регатах.

Список литературы

  1. Алексеев, А.А. Психогеометрия для менеджеров / А.А. Алексеев, Л.А.Громова. – М.: Изд-во ЛГУ, 1991. – 164 с.
  2. Томилин, К.Г. К вопросу о моделях подготовленности яхтсменов класса «Парусная доска» / К.Г. Томилин, Л.А. Калинкин, Б.А. Емельянов // Вестник спортивной науки. – 2016. – №6. – С. 20–26.
  3. Томилин, К.Г. Парусный спорт – как эффективное средство совершенствования человека XXI века / К.Г. Томилин // Теория и практика физической культуры. – 2004– №7. – С. 47–51.
  4. Томилин, К.Г. Парусный спорт: годичный цикл подготовки квалифицированных гонщиков: Учебное пособие / К.Г. Томилин, Т.В. Михайлова, М.М. Кузнецова. – М.: Физическая культура, 2008. – 224 с.
  5. Томилин, К.Г. Парусный спорт: пути обеспечения разносторонности подготовки яхтсменов / К.Г. Томилин // Теория и практика физической культуры. – 2003. – №6. – С. 6–9.
  6. Томилин, К.Г. Планирование и управление подготовкой яхтсменов: Научно-методическое пособие в 2-х частях (часть 1) / К.Г. Томилин. – Сочи: СГУТиКД, 2008. – 250 с.
  7. Томилин, К.Г. Повышение эффективности операторской деятельности яхтсменов-гонщиков высокой квалификации / К.Г. Томилин // Физическая культура и спорт в структуре профессионального образования: Материалы межведомственного круглого стола, г. Иркутск, 25 ноября 2016 г. – Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. – С. 387–392.
  8. Томилин, К.Г. Характеристики соревновательной деятельности чемпионов Олимпийской парусной регаты 2008 года / К.Г. Томилин // Вестник спортивной науки. – 2009. – №2. – С. 15–17.
  9. Томилин, К.Г. Эффективные технологии подготовки яхтсменов-гонщиков: Основы, концепции, методы, технологии: Монография / К.Г.Томилин, А.А. Швец, Б.А. Николаев. – Saarbrücken: LAP, 2011. – 351 с.

References

  1. Alekseev, A.A. Psychogeometry for managers / A.A. Alekseev, L.A.Gromov. – M.: Publishing House of Leningrad State University, 1991. – 164 p.
  2. Tomilin, K.G. On the issue of models of preparedness of yachtsmen of the class «Sailing board» / K.G. Tomilin, L.A. Kalinkin, B.A. Yemelyanov // Bulletin of sports science. – 2016. – №6. – pp. 20–26.

3. Tomilin, K.G. Sailing – as an effective means of improving the person of the XXI century / K.G. Tomilin // Theory and practice of physical culture. – 2004. – №7. – pp. 47–51.4. Tomilin, K.G. Sailing: one-year training cycle for qualified riders: study guide / KG Tomilin, T.V. Mikhailova, M.M. Kuznetsova. – M.: Physical Education, 2008. – 224 p.5. Tomilin, K.G. Sailing: ways to ensure the versatility of training sailors / K.G. Tomilin // Theory and practice of physical culture. – 2003. – №6. – pp. 6–9.

  1. Tomilin, K.G. Planning and management of preparation of yachtsmen: Scientific and methodological manual in 2 parts (part 1) / К.Г. Tomilin. – Sochi: SGUTiKD, 2008. – 250 p.
  2. Tomilin, K.G. Improving the efficiency of operator activity of highly skilled yachtsmen-racers / K.G. Tomilin // Physical culture and sport in the structure of vocational education: Materials of the interdepartmental round table, Irkutsk, November 25, 2016. – Irkutsk: FGKOU VOI All-Russian Ministry of Internal Affairs, 2016. – pp. 387–392.

8. Tomilin, K.G. Characteristics of the competitive activity of the champions of the Olympic sailing regatta of 2008 / K.G. Tomilin // Bulletin of sports science. – 2009. – №2. – pp. 15–17.9. Tomilin, K.G. Effective technologies for training yachtsmen riders: Basics, concepts, methods, technologies: Monograph / K.G. Tomilin, A.A. Shvets, B.A. Nikolaev. – Saarbrücken: LAP, 2011. – 351 p.