Скачать статью в pdf-формате

Дата публикации: 01.06.2024                                                                
DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_02_31                                                                                    
УДК 796(07); 613.71-053.81                                                               

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА

Э.Х. Мажитова, Э.Ш. Петина

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Астраханский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Астрахань, Россия

Аннотация. Цель исследования – разработать и экспериментально обосновать программу профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП) обучающихся Астраханского ГМУ. В исследовании приняли участие 80 студентов основной медицинской группы. Изучено влияние профессионально важных характеристик студентов на показатели общей физической подготовленности и функциональное состояние. Анализ полученных данных подтверждает эффективность разработанной программы ППФП, что подтверждается в статистически значимых изменениях функциональной подготовленности студентов экспериментальной группы: снижение индекса Руфье и показателя физической работоспособности до 25% (р<0,05). Среднее значение индекса функциональных изменений студентов различается незначительно (р>0,05). Результаты исследования показали, что разработанная программа ППФП способствует совершенствованию психических и физических качеств студентов, их готовность к будущей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая культура, функциональные возможности, функциональная подготовленность, физическая работоспособность, студенты.

IMPROVING PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING OF MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

E.Kh. Mazhitova, E.Sh. Petina

Astrakhan State Medical University, Astrakhan, Russia

Abstract. The purpose of the study is to develop and experimentally substantiate a program of professionally applied physical training for students of the Astrakhan State Medical University. 80 students of the main medical group took part in the study. We examined the influence of professionally important characteristics of students on indices of general physical fitness and functional state. Analysis of the data obtained confirms the effectiveness of the developed physical training program, which is confirmed by statistically significant changes in the functional fitness of students of the experimental group: a decrease in the Ruffier index and physical performance index to 25% (p<0,05). The average value of students' functional changes index differs slightly (p>0,05). The results demonstrated that the developed program contributes to the improvement of the mental and physical qualities of students, their readiness for future professional activities.

Keywords: professionally applied physical training, functional capabilities, functional fitness, physical performance, students.

Введение. Профессионально-приклад­ная физическая культура и спорт являются неотъемлемой частью общекультурной, общеоздоровительной и общепрофессио­нальной деятельности человека, способст­вующей достижению необходимого уровня развития здоровья, уровня физической подготовленности, а также обеспечению готовности студентов медицинских вузов к предстоящей социальной и специфической профессиональной деятельности [1-2].

Введение Федерального государствен­ного образовательного стандарта высшего образования поколения 3++ направлено на практическое повышение профессиональной деятельности обучающихся. В этой связи, обучение студентов высших меди­цинских учебных заведений не только основывается на приобретении соответствующих знаний, умений и навыков, но и требует определенной профессиональной физической подготовки, развития важных физических качеств в выполнении будущей профессиональной деятельности. Изучение данных задач и практика физического воспитания студентов расширяют представ­ления о значении и содержании профессио­нально-прикладной физической подготовки студентов (ППФП), особенно для специалистов медицинского профиля [3-4].

Важным условием для реализации программы ППФП являются отношение студентов к физическим нагрузкам, уровень психосоциального здоровья обучающихся, возможность выбора желаемого вида спорта, а также правильный педагогический контроль [5]. Обоснование значимости и эффективности, организационные формы, контроль за реализацией организационно-педагогической методики ППФП для студентов, а также ее дидактическое напол­нение остаются недостаточно изученными. Данные критерии не позволяют смоделировать систему методик ППФП в соответствии с современными требованиями [6-8]. Кроме того, недостаточно сформулирована методика профессионально-прикладной физической подготовки студентов.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать программу ППФП обучающихся Астраханского ГМУ.

Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 80 студентов Астраханского ГМУ. До эксперимента все студенты имели одинаково низкую физическую подготовленность. Изучено влияние общей физической подготовленности, показателей функционального состоя­ния на профессионально важные для медицинских работников критерии. Диагностику профессионально-прикладной подготовленности студентов-медиков по мотивационно-ценностным критериям осуществляли с помощью анкетирования, направленного на изучение структуры, содержания и проблем организации занятий по физической культуре [9]. Тестирование проводилось в начале и в конце эксперимента. Для этого были использованы стандартные тесты [10]. По результатам тестирования студенты были разделены на две группы: контрольную (КГ, n=40) и экспериментальную (ЭГ, n=40). Студенты контрольной группы обучались по традиционной методике. Студенты экспериментальной группы обучались по методике ППФП. Для определения профессионально-ориентированной физической подготовки будущих медицинских работников были опрошены препода­ватели физического воспитания медицинских вузов (n=20). Согласно разработанной модели ППФП занятия по физическому воспитанию проводились в четыре этапа по следующим направлениям: 1 семестр – общая физическая подготовка; 2 семестр – профессионально-ориентированная физическая подготовка; 3 семестр – профессионально-прикладная физическая подготовка; 4 семестр – совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки.

Для формирования двигательных способностей и физического состояния прово­дили тест на быстроту в упражнении «Бег на 100 метров»; тест на развитие выносливости «Кросс 1000 м» (юноши), «Кросс 500 м» (девушки), на скоростно-силовую выносливость в упражнении «Приседание на двух ногах за 20 с»; тест на гибкость в упражнении «Наклон вперед из положения стоя на гимнастической скамье»; упражнение на развитие силы ног «Прыжки в длину с места»; упражнение на развитие силы «Подтягивание на высокой перекладине» (юноши), «Подтягивание на низкой перекладине в висе лежа» (девушки). Данная методика для студентов направлена на совершенствование психических и физических способностей студентов, что может повлиять на их готовность к будущей профессиональной деятельности.

Уровень овладения ППФП будущих медицинских специалистов проводили с помощью количественно-качественного анализа результатов морфофункциональ­ного состояния: пробы Руфье для сердечно-сосудистой системы, индекса функциональных изменений (ИФИ) для определения уровня адаптации организма, Гарвардского степ-теста на физическую работоспособность (ФР) [11]. Индекс Руфье (ИР) вычисляли по формуле: ИР = (4 х (Р1 + Р2 + Р3) – 200) :10, где ИР – индекс Руфье, а Р1, пульс в покое за 15 с, Р2, Р3 – пульс за 15 с сразу после нагрузки и через 1 мин отдыха. ИФИ = 0,011ЧП + 0,014САД + 0,008ДАД + 0,014В + 0,009МТ – 0,009Р – 0,27, где: ЧП – частота сердечных сокращений; САД – систолическое давление; ДАД – диастолическое давление; В – паспортный возраст; МТ – масса тела (кг); Р – длина тела (см); 0,27 – независимый коэффициент. Гарвардский степ-тест заклю­чается в повторных подъемах на платформу высотой 25-30 см (в зависимости от длины ног), время восхождения – 3 минуты, темп – 30 восхождений в минуту. Индекс Гарвардского степ-теста (ИГСТ) = t × 100/(f1+f2+ f3) ×2, где t-время восхождения, f1, f2, f3 – пульс за первые 30 секунд 2,3,4 минут восстановительного периода.

Полученные результаты обрабатывали с использованием программ Microsoft Excel и Statistica v. 10.0, применяли следующие методы статистической обработки данных: W-критерий Шапиро-Уилка для оценки нормальности распределения данных и t-критерий Стьюдента. Статистически значимыми различия считали при p<0,05.

Результаты исследования и их обсуж­дение. Анализ существующих программ физического воспитания доказывает целесо­образность совершенствования ППФП будущих медицинских работников путем внедрения в процесс занятий специальных средств и методов, полностью воспроизво­дящих содержание и структуру профессио­нальной подготовки. Опрос преподавателей физического воспитания указал на необходимость внедрения специально разработанных профессионально-ориентированных программ физической подготовки, учитывающих специфику будущей профессиональной деятельности. Преподаватели (26%) считают, что формировать двигательные навыки необходимо с учетом специфики будущей профессиональной деятельности. По мнению 13% преподавателей ППФП должна проводиться не менее 4 часов в неделю и иметь направленность на формирование общей выносливости, специальной выносливости, силы, быстроты реакции, координации, ловкости, гибкости, равновесия, коммуникабельности. Более половины преподавате­лей (61%) считают, что наибольший потенциал для формирования таких способностей имеют спортивные игры и игровые упражнения.

В результате проведенного анкетирования у подавляющего большинства студентов Астраханского ГМУ было отмечено 4 основных мотива к успешной деятельности: «стать высококвалифициро­ванным специалистом» изъявили желание 89% обучающихся; «приобретение глубоких и прочных знаний» посчитали важным 70,1% студентов; «обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности» желали 80% студентов и «получение интеллектуального удовлетворения» отметили 48% обучающихся.

Отвечая на вопрос: «какие виды и формы физической культуры Вы бы выбрали для занятий?» – студенты назвали: фитнес (40%), плавание (35,7%), гимнастика (30,6%), аэробика (20,1%), волейбол (12,1%), баскетбол (9,5%), дзюдо (8,1%), футбол (7,9%), теннис (7,5%), гандбол (6,3%), пулевая стрельба (5%) и шахматы (3,2%).  К сожалению, немногие студенты используют возможности физической культуры и спорта для сохранения и восстановления работоспособности, а также повышения устойчивости организма к неблагоприятным факторам.

На вопрос о том, какие важные качества необходимы для успешной реализации себя в профессии, большая часть студентов (30%) ответила «усидчивость», 15% обучающихся ответили «концентрация внимания» и 5% – «умение справляться с большим объемом информации».

Исходя из проведенного исследования, можно отметить, что для подготовки студента к будущей профессиональной деятельности нужно не только вооружать его знаниями и навыками в профессиональной сфере, необходимо также формирова­ние его психофизических качеств, зависящих от физической подготовки студента. Именно такую задачу ставит перед собой ППФП.

Осуществление обучающимися вуза профессионально-прикладной физической подготовки подразумевает специальную подготовку как в аудиторное, так и во внеаудиторное время. По результатам тестирования была определена функцио­нальная подготовленность студентов. Улуч­шение показателей расценено как положи­тельный результат реализации программы ППФП. Анализ результатов тестирования по общей физической подготовленности студентов ЭГ показал, что имеются положи­тельные изменения количественных пара­метров показателей с достоверной разницей (р<0,05) (табл. 1.)

Таблица 1

Показатели общей физической подготовленности студентов (n=80)

Показатели

Результаты исследования

Юноши

Девушки

КГ (n=40)

ЭГ (n=40)

P

КГ (n=40)

ЭГ (n=40)

P

Бег на 100 м, c

16,6±0,12

16,2±0,11

<0,05

18,2±0,19

18,0±0,25

>0,05

Кросс 1000 м (юноши), 500 м
(девушки), с

309,1±2,67

300,1±3,56

<0,05

190,4±6,6

170,0±4,61

<0,05

Приседание на двух ногах за 20 с

17,4±0,3

17,6±0,6

>0,05

8,5±0,35

9,4±0,27

<0,05

Наклон вперед из
положения стоя на гимнастической
скамье (от уровня скамьи – см)

2,2±0,25

3,0±0,29

<0,05

3,2±0,27

4,3±0,42

<0,05

Прыжки в длину с места, см

203,1±3,05

216,2±5,39

<0,05

159,3±2,67

164,7±3,35

>0,05

Подтягивание на
высокой (юноши) и низкой (девушки)
перекладине

6,0±0,68

7,0±0,79

>0,05

5,9±0,6

7,0±1,7

>0,05

Примечание: КГ – контрольная группа, ЭГ – экспериментальная группа; Р – достоверность различий средних величин между КГ и ЭГ

Специфическим средством ППФП являются физические упражнения, обеспе­чивающие тренировку общих и специаль­ных физических способностей, к которым относят вспомогательные упражнения, соответствующие по содержанию и структуре соревновательным упражнениям; специально-подготовительные упражнения, занявшие центральное место в системе спортивной подготовки; соревновательные упражнения, используемые в тренировках по определенному виду спорта. Эти упраж­нения предусматривали выполнение комплекса двигательных действий, связан­ных со спортивной специализацией.

Для реализации программы ППФП было определено соотношение и значи­мость каждого параметра физической подготовленности обучающихся. Соотно­шение средств общей физической подготовки (ОФП) и ППФТ в КГ составило 85%:15%.  В ЭГ соотношение ОФП и ППФП варьировало в зависимости от года обучения (рис. 1).

Рис. 1. Соотношение средств ОФП и ППФП студентов ЭГ, %

Примечание: ЭГ – экспериментальная группа; ОФП – общая физическая подготовка; ППФП – профессионально-прикладная физическая подготовка

Анализ полученных данных подтверждает эффективность разработанной программы ППФП, что подтверждается в статистически значимых изменениях функ­циональной подготовленности студентов ЭГ: снижение индекса Руфье и показателя физической работоспособности до 25% (р<0,05). Как следует из полученных данных, среднее значение ИФИ студентов различается незначительно (р>0,05) (табл. 2). Критерий адаптационных возможностей организма определяется как удовлетворительная, что свидетельствует о хорошем здоровье студентов.

Таблица 2

Показатели функциональной подготовленности студентов (n=80)

Функциональные пробы

Показатели

Юноши

Девушки

КГ (n=40)

ЭГ (n=40)

P

КГ (n=40)

ЭГ (n=40)

P

Индекс Руфье, с

10,1±0,73

7,9±0,9

<0,05

8,6±0,56

7,3±1,79

<0,05

ИФИ, усл.ед.

2,35±0,034

2,30±0,056

>0,05

2,24±0,064

2,17±0,051

>0,05

ИГСТ, усл.ед.

57,8±3,4

49,2±2,6

<0,05

53,2±4,2

64,7±3,9

<0,05

Примечание: ЭГ – экспериментальная группа, КГ – контрольная группа, ИФИ – индекс функциональных изменений, ИГСТ – индекс Гарвардского степ-теста; Р – достоверность различий средних величин между КГ и ЭГ

Заключение. Результаты исследования показали, что разработанная программа ППФП вызывает более выраженные поло­жительные изменения в психофизической подготовленности студентов ЭГ, способст­вует повышению уровня физической подго­товленности и улучшению функциональ­ного состояния организма студентов. Адекватность выбранных средств и методов ППФП позволила добиться существенных позитивных изменений в динамике всех вышеперечисленных функциональных показателей. Анализ результатов тестирования в ЭГ свидетельствует о положительных изменениях количественных показателей. Кроме того, они доказывают и статистически подтверждают разницу между итоговыми показателями студентов ЭГ и КГ. Различия между исходными и итоговыми показателями характеризуют профессионально важные для студентов способности: силу, быстроту, гибкость, скоростно-силовую выносливость, развитие силы ног и т.д.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Павлов, В. И. Инновационный подход к обучению студентов вуза по дисциплине «Прикладная физическая культура» / В. И. Павлов, О. Ю. Алешкина // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2015. – Т. 11. – № 4. – С. 600-604.
  2. Мажитова, Э. Х. Функциональные возможности студентов специальной медицинской группы в процессе занятий физической культурой / Э. Х. Мажитова, Д. Э. Петин, Э. Ш. Петина // Современные вопросы биомедицины. – 2024. – Т. 8. – № 1. – С. 277-282.
  3. Склярова, И. В. Профессиограмма как основа профессионально-прикладной физической подготовки студентов медицинских вузов / И. В. Склярова, Л. И. Халилова, В. П. Иващенко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 2 (180). – С. 353-357.
  4. Щуров, А. Г. Направленность профессио­нально-прикладной физической подготовки студентов медицинских вузов / А. Г. Щуров, К. В. Бученков, В. В. Метелицкий // Актуальные проблемы физической и специальной подго­товки силовых структур: материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2018. – № 4. – С. 88-91.
  5. Бережная, С. Е. Профессионально-приклад­ная физическая культура студентов в основе компетентностного подхода / С. Е. Бережная, Т. Н. Калиновская, В. И. Калмыкова // Актуаль­ные проблемы физической культуры студентов медицинских вузов. – 2021. – С. 47-52.
  6. Петришин, А. В. Структурно-функциональ­ная модель профессионально-прикладной физи­ческой подготовки студентов медицинских специальностей / А. В. Петришин // Физическое воспитание студентов. – 2016. – № 5. – С. 32-41.
  7. Оценка профессионально-прикладной физи­ческой культуры студентов медицинского вуза / А. В. Доронцев, Э. А. Аленуров, В. И. Шарагин, Э. Ш. Петина // Теория и практика физической культуры. – 2019. – № 5. – С. 31-33.
  8. Аспекты формирования профессионально-прикладной физической подготовки студентов медицинских вузов / Л. В. Митенкова, Л. И. Халилова, И. В. Склярова, Л. М. Волкова // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 2 (180). – С. 264-268.
  9. Алексеенко, С. Н. Ценностно-мотиваци­онные приоритеты студентов медицинского вуза в отношении здорового образа жизни / С. Н. Алексеенко, М. Г. Авдеева, Е. В. Дробот // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 2-1. – С. 16-19.
  10. Kolumbet, A. N. Methodic of girl students’ professionally significant coordination qualities’ perfection at physical education classes / A. N. Kolumbet // Physical education of students. – 2016. – № 4. – Р. 35-44. DOI: 15561/20755279.­2016.0404.
  11. Modification of Harvard step-test for assessment of students’ with health problems functional potentials / Kopeikina E. N., Drogomeretsky V. V., Kondakov V. L. [et al] // Physical education of students. – 2016. – Vol. 20. – № 4. – Р. 44-50.

REFERENCES

  1. Pavlov V.I., Aleshkina O.Yu. Applied physical education and search of innovative forms of teaching students. Saratov Journal of Medical Scientific Research, 2015, vol. 11, no. 4, pp. 600-604. (in Russ.)
  2. Mazhitova E.Kh., Petin D.E., Petina E.Sh. Functional capabilities of students of the special medical group in physical education classes. Modern Issues of Biomedicine, 2024, vol. 8, no. 1, pp. 277-282. (in Russ.)
  3. Sklyarova I.V., Khalilova L.I., Ivashchenko V.P. Professiogram as the basis of professional-applied physical training of students of medical higher education institutions. Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University., 2020, no. 2 (180), pp. 353-357. (in Russ.)
  4. Shchurov A.G., Buchenkov K.V., Metelitskij V.V. The direction of professional and applied physical training of medical higher educational institutions students. Actual problems of physical and special training of law enforcement agencies, 2018, no. 4, pp. 88-91. (in Russ.)
  5. Berezhnaya S.E., Kalinovskaya T.N., Kalmykova V.I. Professional and applied physical education of students in the base on a competency-based approach. Current Problems of Physical Culture of Medical University Students: Materials of the VI All-Russian Scientific and Practical Conference with International Participation, 2021. pp. 47-52. (in Russ.)
  6. Petrishin A.V. Structural and functional model of professional and applied physical training of medical students. Physical education of students, 2016, no. 5, pp. 32-41. (in Russ.)
  7. Dorontsev A.V., Alenurov E.A., Sharagin V.I., Petina E.Sh. Assessment of professional and applied physical culture of medical university students. Theory and Practice of Physical Culture, 2019, no. 5, pp. 31-33. (in Russ.)
  8. Mitenkova L.V., Khalilova L.I., Sklyarova I.V., Volkova L.M. Aspects of formation of professional and applied physical training of medical students. Scientific Notes of the P.F. Lesgaft, 2020, no. 2 (180), pp. 264-268. (in Russ.)
  9. Alekseenko S.N., Avdeeva M.G., Drobot E.V. Value-motivational priorities of the medical students of the university in respect of a healthy way of life. Fundamental Research, 2013, no. 2-1, pp. 16-19. (in Russ.)
  10. Kolumbet A.N. Methodic of girl students’ professionally significant coordination qualities’ perfection at physical education classes. Physical education of students, 2016, no 4, pp. 35-44.
  11. Kopeikina E.N. Drogomeretskij V.V., Kondakov V.L., Kovaleva M.V., Iermakov S.S. Modification of Harvard step-test for assessment of students’ with health problems functional potentials. Physical education of students, 2016, vol. 20, no 4, pp. 44-50.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Элеонора Хамидуллаевна Мажитова
– старший лаборант кафедры физической культуры, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Эльмира Шамильевна Петина – преподаватель кафедры физической культуры, Астраханский государственный медицинский университет, Астрахань, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Eleonora Kh. Mazhitova
– Senior Laboratory Assistant of the Department of Physical Culture, Astrakhan State Medical University, Astrakhan, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Elmira Sh. Petina – Lecturer of the Department of Physical Culture, Astrakhan State Medical University, Astrakhan, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Для цитирования: Мажитова, Э. Х. Совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки студентов медицинского вуза / Э. Х. Мажитова, Э. Ш. Петина // Современные вопросы биомедицины. – 2024. – Т. 8. – № 2. DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_02_31

For citation: Mazhitova E.Kh., Petina E.Sh. Improving professionally applied physical training of medical university students. Modern Issues of Biomedicine, 2024, vol. 8, no. 2. DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_02_31