Скачать статью в pdf формате

Дата публикации: 01.09.2021
DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_03_23
УДК 17.022.1      

СОДЕРЖАНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПРАКТИКАНТОВ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Ю.М. Постнов, Л.И. Костюнина

ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», г. Ульяновск, Россия

Ключевые слова: девиантное поведение, учащиеся, студенты, профилактика, физкультурно-спортивная деятельность, сетевое взаимодействие.

Аннотация. Цель исследования: обосновать возможности физкультурно-спортивной деятельности как средства педагогической коррекции и профилактики девиантного поведения учащихся в условиях организации сетевого взаимодействия педагогического вуза и общеобразовательной школы. В исследовании приняли участие студенты 2-5 курса факультета физической культуры и спорта Ульяновского государственного педагогического университета, учащиеся 9-11 классов (135 чел.) базовых школ педагогических практик. Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что организация студентами-практикантами альтернативно-значимой физкультyрно-спортивной деятельности обеспечивает коррекцию индивидуальных психологических особенностей личности учащихся, создает предпосылки для саморегуляции психических состояний, является эффективным направлением профилактики девиантного поведения несовершеннолетних. Результаты исследования представляют профессиональный интерес для педагогов физической культуры, психологов, социологов.

THE CONTENT OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ACTIVITIES OF TRAINEE STUDENTS FOR THE PREVENTION OF DEVIANT BEHAVIOR OF STUDENTS

Yu. M. Postnov, L. I. Kostyunina

Ul’yanovsk State Pedagogical University named after I. N. Ul’yanov, Ul’yanovsk, Russia

Key words: deviant behavior, schoolchildren, students, prevention, physical education, sports activities, network interaction.

Annotation. The purpose of the study was to substantiate the possibilities of physical culture and sports activities as a mean of pedagogical correction and prevention of deviant behavior of students in conditions of organizing network interaction between a pedagogical university and a general education school. The study involved students of the 2nd-5th year of the Faculty of Physical Culture and Sports of the Ulyanovsk State Pedagogical University, students of 9-11 grades (135 people) of basic schools of pedagogical practices. The obtained results of the study indicate that the organization of alternatively significant physical culture and sports activities by trainee students provides correction of individual psychological characteristics of students' personality, creates prerequisites for self-regulation of mental states, is an effective direction for the prevention of deviant behavior of minors. The results of the study are of professional interest for physical education teachers, psychologists and sociologists.

Введение. Нестабильность социально-экономической ситуации в России, рост безработицы, все более возрастающее расслоение населения по уровню материальной обеспеченности и доступности возможностей для личностной самореализации в процессе жизнедеятельности, неустойчивая динамика общественных отношений обусловливает формирование у несовершеннолетних поведенческих девиаций. Учеба и работа для данной категории учащихся утрачивает личностную, общественную ценность; значимость выбора вида занятий определяется возможностью получения «сиюминутного» удовольствия, легкого времяпровождения. Проявление различных форм девиантного поведения также во многом обусловлено все более возрастающим общением учащихся с агрессивным контентом интернет-среды, демонстрирующей сцены насилия, эпатаж антисоциальных поступков, и, в то же время, задающей целевые ориентиры, связанные со стремлением к «красивой жизни», при недооценке общечеловеческих, семейных ценностей; привлечением подростков к различным атрофированным формам самовыражения и самоутверждения в среде своих сверстников. Шоу-программы, блогеры, кинофильмы транслируют свое видение и понимание явлений и процессов с целью получения максимальных дивидендов, при отсутствии критического анализа предлагаемых жизненных ситуаций и поиска конструктивных методов, обеспечивающих вектор развития личности, основанный на идеях гуманизма и инклюзии [1-3]. В данных условиях анализ и поиск эффективных средств и методов профилактики и предупреждения педагогической и социальной запущенности несовершеннолетних приобретает особую актуальность.

Цель исследования – обосновать содержание физкультурно-спортивной деятельности на основе организации сетевого взаимодействия педагогического вуза и общеобразовательной школы как эффективного средства социально-педагогической коррекции и профилактики девиантного поведения учащихся.

Методы и методики исследования. Для решения проблемы исследования применялся комплекс методов: теоретические – анализ специальной научно-методической литературы, учебной документации систематизация, обобщение; эмпирические – педагогический эксперимент, анкетирование, психодиагностика (Е.П. Ильин, П.А. Ковалев – «Личностная агрессивность и конфликтность», А.Н. Орел – «Диагностика склонности к отклоняющему поведению»), методы математической статистики. На основе предварительного изучения документации, представленной социальными педагогами и школьными психологами были выявлены социально-педагогические характеристики школьников, участников педагогического исследования. Педагогическое исследование было организовано на базе ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени Ульянова» в течение 2018-2019 учебного года. В исследовании приняли участие студенты-практиканты 2-5 курса факультета физической культуры и спорта; учащиеся 9-11 классов (135 чел.) базовых школ педагогических практик.

Результаты исследования и их обсуждение. В психолого-педагогических исследованиях представлены различные дефиниции несовершеннолетних с девиантным поведением («асоциальные», «трудные подростки», «педагогически запущенные» и др.). При этом специалисты отмечают, что поведение данной группы подростков отличается повышенной эмоциональной возбудимостью, импульсивностью, двигательной и вербальной активностью, неуравновешенностью, внушаемостью, желанием подражать и обостренным стремлением к независимости, негативизмом, неспособностью к всесторонней оценке обстоятельств вследствие недостатка жизненного опыта [1]. Учащиеся группы риска, как правило, подвержены увлечению вредными привычками, на фоне чего отмечается потенциальная готовность к употреблению сигарет, алкоголя, наркотических препаратов. Обучающиеся с девиантным поведением реже увлекаются чтением книг, различными видами культурно-досуговой деятельности, в то же время занятия физической культурой и спортом интересуют таких детей не в меньшей мере, чем социально благополучных сверстников. Вышеуказанные поведенческие корреляты можно корректировать за счет организации соответствующей социально-положительной деятельности; при неблагоприятных же жизненных обстоятельствах они приобретают деструктивную направленность. Эффективные модели, методики профилактики и коррекции девиантного поведения могут быть созданы при условии рассмотрения данной проблемы как сложного многоаспектного феномена, в основе которого комплекс факторов: особенности характера, темперамента, направленности личности; характер общения со сверстниками, контакты с окружающими взрослыми, предпочитаемые формы социального взаимодействия; полоролевые представления, психосексуальная направленность индивида и др.

Исследователями обоснованы различные психолого-педагогические подходы к профилактике и коррекции девиантного поведения несовершеннолетних [1-5]. По мнению И.С. Осиповой (2005) необходимо шире использовать педагогический мониторинг, позволяющий отслеживать результаты процесса воспитания и вероятные негативные факторы, влияющие на формирование поведения, а также выявлять тенденции развития девиантного поведения и на основе этого определять коррекционные воздействия [5]. А.В. Печерским (2006) предложена модель межличностного взаимодействия в целях профилактической и коррекционной работы с подростками, отличающимися наркотическим поведением. Как показывают результаты исследования, данная модель способствует повышению эффективности регуляции самосознания в ситуациях межличностного взаимодействия, проявлению автономности, самостоятельности и устойчивости личности подростков в ситуациях социального выбора [2].

Одной из важных составляющих в системе профилактики девиантного поведения подростков является физическая культура и спорт [4, 6, 7]. В соответствии со Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 г. одной из приоритетных задач физического воспитания учащихся является профилактика социально-негативных явлений средствами физической культуры на основе поиска новых, привлекательных форм физкультурно-спортивной деятельности. В исследованиях Л.Г. Майдокиной, С.В. Тарасовой, А.И. Рогачева (2015) обоснована возможность профилактики аддиктивного поведения подростков и молодежи путем вовлечения их в сферу физкультурно-спортивной профилактической деятельности в условиях образовательного учреждения [4].

Н.Ф. Лищенко, Т.М. Поповой (2020) осмыслен инновационный опыт решения актуальной проблемы делинквентного (отклоняющегося) поведения подростков в школьной среде на основе реализации проекта «Школьная воркаут-площадка как часть социально-активного пространства микрорайона». Результаты исследования свидетельствуют о том, что занятость учащихся с девиацией уличной гимнастикой способствовала, с одной стороны, их социализации и профилактике вредных привычек и правонарушений, а с другой стороны, расширила познавательные интересы учащихся и помогла им приобрести новые знания, умения и навыки [6].

Социализация подростков с девиантным поведением средствами физической культуры сложный, творческий процесс и обязывает учителей, педагогов-тренеров к поиску нестандартных средств и методов, обеспечивающих формирование мотивации и интереса к занятиям физической культурой и спортом в процессе организации учебной и внеурочной физкультурно-спортивной деятельности. В ходе организованного нами исследования к социально-педагогической работе по коррекции и профилактике девиантного поведения учащихся 15-17 лет были привлечены будущие педагоги физической культуры, студенты-практиканты факультета физической культуры и спорта в рамках организации сетевого взаимодействия базовых школ педагогических практик студентов и педагогического вуза.

С 2015 года Ульяновским государственным педагогическим университетом имени И.Н. Ульянова на региональном уровне реализуются социальные проекты, охватывающие инновационную физкультурно-спортивную, социально-ориентированную проектную и добровольческую деятельность студентов (спортсменов, волонтеров), направленные на профилактику социально-опасных явлений общества в группе риска (неблагополучные семьи, учащаяся молодежь асоциального поведения, лица молодого возраста, попавшие в сложную жизненную ситуацию и др.).  Превентологическая деятельность студентов, будущих учителей физической культуры в рамках проекта «Социально-педагогическая адаптация средствами физической культуры и спорта лиц молодого возраста, попавших в сложную жизненную ситуацию (осужденных)» была успешно реализована в работе с молодыми осужденными учреждений УФСИН по Ульяновской области и апробирована в профилактической работе с учащимися девиантного поведения в условиях сетевого взаимодействия общеобразовательных школ г. Ульяновска и педагогического вуза [5, 8].

Особенностью организации занятий физической культурой с учащимися экспериментальной группы являлось воздействие не только на физическую составляющую растущего организма, но и на психоэмоциональную, интеллектуальную сферы девиантных учащихся; возможность выбора учащимися наиболее привлекательных видов двигательной активности, участия в тренировочной, соревновательной деятельности совместно со студентами, учащимися университетских классов. Это обеспечивало удовлетворение их естественных потребностей в самоутверждении, в самореализации; возможность выбора подростками стратегий поведения и взаимодействия с внешней реальностью, находя варианты решения ряда возникающих внутриличностных, межличностных противоречий в процессе тренировочной, соревновательной деятельности, а не в различных видах деструктивного поведения. Реализация программы физкультурно-спортивной профилактической работы с учащимися девиантного поведения осуществлялась студентами 2-5 курса факультета физической культуры в ходе педагогических практик и включала следующие этапы:

– Организационно-диагностический. На данном этапе осуществлен анализ исследовательских подходов к решению поставленной проблемы; определена база исследования; подобран методический инструментарий; изучены психолого-педагогические характеристики учащихся 9-11 классов; выявлена «группа риска» из их числа учащихся, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения; конкретизировано содержание программы физкультурно-спортивной деятельности по коррекции и профилактике девиантного поведения учащихся.

В ходе данного этапа выявлено, что из 135 учащихся базовых школ педагогических практик, 45 человек (33,3 %) имеют различные формы проявления девиантного поведения, из них 12 человек состоят на внутришкольном учете; 4 человека, соответственно, на учете в комиссии по делам несовершеннолетних. 66,7 % учащихся характеризуются склонностью к соблюдению общепринятых социальных норм. В числе подростков с девиациями выявлена тенденция противопоставления собственных представлений о нормах и ценностях общегрупповым; предрасположенность к решению реальных проблем, возникающих в процессе учебной и досуговой деятельности, в общении с родителями, сверстниками, на основе изменения своего психического состояния, посредством агрессивных форм поведения (насилия, унижения, демонстрации силы). Результаты выявления личной агрессивности и конфликтности позволили сделать следующие выводы: 8,8% подростков отличаются высокой вероятностью участия в буллинге с позиции преследователя; 9,7% – готовы выступить в роли пассивного наблюдателя; 18,5% учащихся склонны к вербальной агрессии, 12,7% – к физической агрессии. Из выявленной группы учащихся с девиантным поведением были сформированы контрольная группа (КГ – 23 человека, из них 8 учащихся, состоящих на учете внутришкольной и районной комиссии по делам несовершеннолетних); экспериментальная группа (ЭГ – 22 человека, из них 8 учащихся, состоящих на учете внутришкольной и районной комиссии по делам несовершеннолетних). В контрольной группе коррекция девиантного поведения учащихся осуществлялась в рамках утвержденных программ воспитательных профилактических мероприятий в общеобразовательных организациях. В экспериментальной группе данная работа была построена с учетом использования возможностей сетевого взаимодействия педагогического вуза и общеобразовательных школ в целях повышения эффективности физкультурно-спортивной профилактической деятельности. 

– Этап непосредственного сопровождения процесса профилактики и коррекции девиантного поведения учащихся, связанное с вовлечением их в различные формы физкультурно-спортивной деятельности. С этой целью нами была разработана программа, которая включала проведение мастер-классов по видам спорта ведущими студентами-спортсменами, обучающих семинаров по наиболее привлекательным видам спорта (воркаут, стрит-баскет, кроссфит, скейтбординг); совместные тренировочные занятия со сборными командами на базе университета, походы выходного дня, выезд на учебно-тренировочные сборы в спортивно-оздоровительный лагерь «Юность». Помимо этого учащиеся с девиацией привлекались в качестве помощников студентов-волонтеров к физкультурно-реабилитационной работе с молодыми инвалидами-колясочниками Гуманитарного центра при университете, участвовали в организации физкультурно-спортивных мероприятий, тренировочных занятиях, что обусловило возможность получения ими нового эмоционального опыта, проявления чувства сопереживания к людям с ограниченными возможностями, более глубокого осознания жизненных ценностей. В процессе совместной физкультурно-спортивной деятельности студенты рассказывали учащимся о воздействии физических упражнений на различные функции организма, об особенностях адаптации организма к активной двигательной деятельности, о необходимости ведения здорового образа жизни, как фактора жизненной успешности.

– Оценочно-аналитический этап. На данном этапе была проведена повторная диагностика с целью выявления эффективности разработанной нами программы физкультурно-спортивной профилактической деятельности в работе с подростками девиантного поведения, проанализированы полученные эмпирические данные, представлены практические рекомендации по организации различных видов физкультурно-спортивной деятельности с подростками девиантного поведения с привлечением будущих педагогов физической культуры.

Результаты педагогического эксперимента по реализации программы физкультурно-спортивной профилактической деятельности с учащимися девиантного поведения на основе организации сетевого взаимодействия педагогического вуза и общеобразовательной школы свидетельствуют об эффективности предложенного подхода. По итогам повторной диагностики количество учащихся, оставшихся на учете внутришкольной комиссии в ЭГ составило 1 человек; в КГ, соответственно, 4 человека (из 6 человек). 2 подростка из числа учащихся ЭГ были сняты с учета в районной комиссии по делам несовершеннолетних, в КГ по данным показателям не выявлено положительной динамики. При этом классные руководители отмечают, что учащиеся ЭГ начали проявлять большую активность в общеклассных, общешкольных мероприятиях, уважительное отношение к педагогам, одноклассникам. Наблюдается снижение агрессивных (вербальных, физических) форм решения конфликтных ситуаций, возникающих в процессе учебной и досуговой деятельности. Повысилась посещаемость учебных занятий, в том числе и уроков физической культуры. На начало педагогического эксперимента секционные занятия по видам спорта посещало всего лишь 5% девиантных подростков, по его завершению 54% стали заниматься на регулярной основе в школьных секциях, спортивных клубах, в том числе в Студенческом спортивном клубе ФГБОУ ВО «УЛГПУ                                  им. И.Н. Ульянова», ДЮСШ. 

Заключение. В многочисленных исследованиях доказан значительный воспитательный потенциал физической культуры и спорта как фактора личностного развития индивида, коррекции поведенческих характеристик подростков. Проблема коррекции поведения девиантных подростков является комплексной, в решении которой должны взаимодействовать социальные педагоги, психологи, классные руководители, специалисты физической культуры и спорта, муниципальных органов управления образованием и учреждений внутренних дел. В данном исследовании предложены инновационные подходы к реализации программ физкультурно-спортивной профилактической деятельности в работе с несовершеннолетними с проявлениями девиантного поведения на основе организации сетевого взаимодействия педагогического вуза и школы. Процесс совместной физкультурно-спортивной деятельности учащихся с различными проявлениями девиантного поведения с социально адаптированными студентами, имеющими спортивные достижения, видящими перспективы профессионального роста и личностного совершенствования, сформированную систему жизненных ценностей, обусловливает возможность формирования у девиантных подростков опыт позитивного общения, мотивацию к занятиям физической культурой, формирование потребности в достижении спортивных результатов, создает предпосылки для формирования нравственного поведения.

Привлечение студентов и преподавателей факультета физической культуры и спорта к реализации физкультурно-спортивной профилактической деятельности с подростками девиантного поведения является перспективным направлением в решении задач социализации девиантных подростков на основе системности и комплексности взаимодействия вуза и школы, дальнейшего развития данного аспекта воспитательной работы с девиантными учащимися в грантовых социальных проектах, научно-исследовательских работах бакалавров, магистров.

Список литературы

  1. Паньшина Л.В. Признаки склонности к девиантному поведению подростков и ранняя профилактика в условиях образовательного пространства / Л.В. Паньшина // Сибирский педагогический журнал. – 2016. – №6. – С. 32-40.
  2. Печерский А.В. Интерсубъектная модель психолого-педагогической профилактики наркомании в подростковой и юношеской среде: автореф. дис. ... канд. псих. наук : 19.00.07 / А.В. Печерский // Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д. Ушинского. – Ярославль. – 2006. – 24 с.
  3. Постнов Ю.М. Направленность физкультурно-спортивной работы с учащимися девиантного поведения в условиях сетевого взаимодействия вуза и школы / Ю.М. Постнов, Л.И. Костюнина // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. – – № 2(111). – С. 196-203. DOI: 10.37972/chgpu.2021.111.2.024
  4. Майдокина Л.Г. Физическая культура как средство профилактики девиантного поведения подростков / Л.Г. Майдокина, С.В. Тарасова, А.И. Рогачев // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. –2015. – №9. – С. 260-262.
  5. Осипова И.С. Педагогический мониторинг профилактики девиантного поведения старших подростков в профессиональном училище: автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / И. С. Осипова // Ур. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург. – 2005. – 22 с.
  6. Лищенко Н.Ф. Профилактика делинквентного поведения подростков в школе (анализ эффективности модели «Школьная воркаут-площадка как часть социально-активного пространства микрорайона») / Н. Ф. Лищенко, Т. М. Попова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психолого – педагогические проблемы девиантного поведения личности: исследования, профилактика, преодоление. – Псков. – 2020. – С. 81-93.
  7. Попова Т.М. Социализация как средство профилактики делинквентного поведения школьников / Т.М. Попова // Вестник Псковского государственного университета. Серия: психолого-педагогические науки. - №10. – 2019. – С.76-86.
  8. Костюнина Л.И. Сетевое взаимодействие на основе социально ориентированной физкультурно-спортивной деятельности как инновационная форма ресоциализации осужденных / Л.И. Костюнина, А.Н. Илькин, Ю.М. Постнов // Теория и практика физической культуры. – 2018. – № 2. – С. 101-103.

References

  1. Pan’shina L.V. Characteristics of a proneness to deviant behavior in adolescents and early prevention in the educational space / L.V. Pan’shina // Siberian Pedagogical Journal. – 2016. – No. 6. – P. 32-40.
  2. Pecherskij A.V. Intersubjective model of psychological and pedagogical prevention of drug abuse in the teenage and youth environment: abstract. dis. of the Candidate of Psychological Sciences: 19.00.07 / A.V. Pecherskij / Yaroslavl State Pedagogical University named after K.D. Ushinskij. – Yaroslavl. – 2006. – 24 p.
  3. Postnov Yu.M. The orientation of physical culture and sports work with students of deviant behavior in the conditions of network interaction of a university and a school / Yu.M. Postnov, L.I. Kostyunina // Bulletin of the I.Ya. Yakovlev ChSPU. – 2021. – № 2(111). – P. 196-203. DOI 10.37972/chgpu.2021.111.2.024
  4. Maydokina L.G. Physical culture as a mean of preventing deviant behavior of adolescents / L.G. Maydokina, S.V. Tarasova, A.I. Rogachev // Humanities, Socio-Economic and Social Sciences. – 2015. – No. 9. – P. 260-262.
  5. Osipova I.S. Pedagogical monitoring of the prevention of deviant behavior of older adolescents in a vocational school: abstract. dis. of the Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.01  / I.S. Osipova // Ural State Pedagogical University –Yekaterinburg. – 2005. – 22 p.
  6. Lishchenko N.F. Prevention of delinquent behavior of adolescents at school (analysis of the effectiveness of the model "School workout field as a part of the socially active space of the microdistrict") / N.F. Lischenko, T.M. Popova // Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference "Psychological snd Pedagogical Problems of Deviant Behavior of the Individual: Research, Prevention, Overcoming”. – Pskov. – 2020. – P. 81-93.
  7. Popova T.M. Socialization as a mean of preventing delinquent behavior of schoolchildren / T.M. Popova // Bulletin of the Pskov State University. Series: Psychological and Pedagogical Sciences. – No. 10. – 2019. – P. 76-86.
  8. Kostyunina L.I. Network interaction based on socially oriented physical culture and sports activities as an innovative form of resocialization of convicts / L.I. Kostyunina, A.N. Il’kin, Yu.M. Postnov // Theory and Practice of Physical Culture. – 2018. – No. 2. – P. 101-103.

Spisok literatury

  1. Pan'shina L.V. Priznaki sklonnosti k deviantnomu povedeniyu podrostkov i rannyaya profilaktika v usloviyakh obrazovatel'nogo prostranstva / L. V. Pan'shina // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. – 2016. – №6. – S. 32-40.
  2. Pecherskij A.V. Intersub"ektnaya model' psikhologo-pedagogicheskoj profilaktiki narkomanii v podrostkovoj i yunosheskoj srede: avtoref. dis. ... kand. psikh. nauk : 19.00.07 / A.V. Pecherskij // Yaroslav. gos. ped. un-t im. K.D. Ushinskogo. – Yaroslavl'. – 2006. – 24 s.
  3. Postnov Yu.M. Napravlennost' fizkul'turno-sportivnoj raboty s uchashchimisya deviantnogo povedeniya v usloviyakh setevogo vzaimodejstviya vuza i shkoly / Yu.M. Postnov, L.I. Kostyunina // Vestnik CHGPU im. I. Ya. Yakovleva. – 2021. – № 2(111). – S. 196-203. DOI: 10.37972/chgpu.2021.111.2.024
  4. Majdokina L.G. Fizicheskaya kul'tura kak sredstvo profilaktiki deviantnogo povedeniya podrostkov / L.G. Majdokina, S.V. Tarasova, A.I. Rogachev // Gumanitarnye, sotsial'no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki. –2015. – №9. – S. 260-262.
  5. Osipova I.S. Pedagogicheskij monitoring profilaktiki deviantnogo povedeniya starshikh podrostkov v professional'nom uchilishche: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk : 13.00.01 / I. S. Osipova // Ur. gos. ped. un-t. – Ekaterinburg. – 2005. – 22 s.
  6. Lishchenko N.F. Profilaktika delinkventnogo povedeniya podrostkov v shkole (analiz effektivnosti modeli «Shkol'naya vorkaut-ploshchadka kak chast' sotsial'no-aktivnogo prostranstva mikrorajona») / N. F. Lishchenko, T. M. Popova. // Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferentsii «Psikhologo – pedagogicheskie problemy deviantnogo povedeniya lichnosti: issledovaniya, profilaktika, preodolenie. – Pskov. – 2020. – S. 81-93.
  7. Popova T.M. Sotsializatsiya kak sredstvo profilaktiki delinkventnogo povedeniya shkol'nikov / T.M. Popova // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: psikhologo-pedagogicheskie nauki. - №10. – 2019. – S.76-86.
  8. Kostyunina L.I. Setevoe vzaimodejstvie na osnove sotsial'no orientirovannoj fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti kak innovatsionnaya forma resotsializatsii osuzhdennykh / L.I. Kostyunina, A.N. Il'kin, Yu.M. Postnov // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. – 2018. – № 2. – S. 101-103.

Сведения об авторах: Юрий Михайлович Постнов – старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Ульяновск; Любовь Ивановна Костюнина – доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова», Ульяновск, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Information about the authors: Yurij Mikhailovich Postnov – Senior Lecturer of the Department of Theory and Methods of Physical Culture and Life Safety, Ul’yanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ul’yanov", Ul’yanovsk; Lyubov’ Ivanovna Kostyunina – Doctor of Pedagogical Sciencess, Professor, Head of the Department of Theory and Methods of Physical Culture and Life Safety, Ul’yanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ul’yanov", Ul’yanovsk, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..