Скачать статью в формате PDF

Дата публикации 01.09.2018 г. 

УДК 612

ХРОНОБИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА У СТУДЕНТОВ

Е.П. Ашихмина, Е.В. Назаренко, А.В. Фадеева, А.А. Юдина

ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России, г. Тюмень

Ключевые слова: хронобиология, экзаменационный стресс, биологические ритмы, студенты.

Аннотация. В статье представлены результаты влияния воздействия экзаменационного стресса на состояние биологических ритмов и изменение нейровегетативного статуса у студентов. Анализ полученных результатов позволил выявить, что именно в вечерние часы отмечается максимальная работоспособность у преобладающего числа студентов. В дни стрессовой нагрузки наблюдались изменения основных физиологических параметров ЧСС, САД, ДАД, ЧДД, которые проявлялись в повышении среднесуточных значений, смещении акрофазы и уменьшении амплитуды. Данные изменения могут свидетельствовать о функциональном напряжении систем организма в целом.

CHRONOBIOLOGICAL ASPECTS OF STUDENTS EXAMINATION STRESS PREDICTION

  1. P. Ashikhmina, E. V. Nazarenko, A. V. Fadeeva, A. A. Yudina

FSBEI HE «Tyumen state medical University» Ministry of  health of  Russia, Tyumen

Key words. Chronobiology. Examination stress. Biological rhythm. Students.

Annotation. The article presents the results of the influence of examination stress on the state of biological rhythms and changes in neurovegetative status of students. Analysis of the results revealed that it was in the evening hours marked the maximum efficiency of the prevailing number of students. During the days of stress load there were changes in the basic physiological parameters of heart rate, SBP, DBP, respiration rate, which were manifested in increasing the average daily values, acrophase displacement and amplitude reduction. These changes may indicate the functional stress of the body systems as a whole.  

Введение. Экзаменационные испытания являются важной частью жизни студента и имеют определяющее значение в его дальнейшей профессиональной карьере. В период промежуточной аттестации студенты неоднократно подвергаются воздействию длительных стрессовых ситуаций, что неблагоприятно сказывается на их соматическом благополучии [3]. В данных условиях создаются предпосылки для развития патологических состояний, посредством дестабилизации механизмов ауторегуляции [2]. На начальных этапах это находит отражение в изменении биологических ритмов [1]. Соответственно, своевременное отслеживание и учет индивидуального биологического ритма студента позволит создать наиболее оптимальную среду как для профессионального роста, так и позволит избежать возникновения некоторой соматической патологии. В связи с этим проблема определения стрессоустойчивости у студентов, на данный момент является актуальной.

Цель исследования. Изучить хронобиологические аспекты прогнозирования экзаменационного стресса у студентов.

Материалы и методы. В работу на добровольной основе были включены 12 юношей, в возрасте 20-22 лет, на момент исследования все находились в состоянии соматического благополучия. Одним из основных требований было обучение в вузе на очной форме, что соответственно исключает дополнительную трудовую деятельность. У студентов определяли: частоту сердечных сокращений за одну минуту, частоту дыхательных движений за одну минуту, аксиллярную температуру, фиксировали показатели систолического и диастолического артериального давления по методу Короткова. Для оценки состояния вегетативных систем организма использовался вегетативный индекс Кердо, который рассчитывается по следующей формуле: ВИК = (1 - ДД/ЧСС) х 100, где ДД – диастолическое артериальное давление, ЧСС – частота сердечных сокращений в минуту. Определение адаптационных возможностей организма проводилось с помощью метода Р.М. Баевского «Определение адаптационного потенциала организма» по формуле: АП = 0,011хЧСС + 0,014хСАД + 0,008хДАД + 0,009хMt – 0,009хР + 0,014хВ – 0,27, где АП – адаптационный потенциал, ЧСС - частота сердечных сокращений в минуту, СД - систолическое давление, ДД - диастолическое артериальное давление, рост - сантиметры, В – возраст (год).  Для оценки субъективного восприятия настоящего времени использовали тест «индивидуальная минута» по методу Халберга. Участникам исследования была дана инструкция: отсчитать в уме ровно 60 с. Начало и конец отсчета фиксировали секундомером. В качестве единицы имерения пространства, был выбран индивидуальный дециметр (ИД), который испытуемый чертил в виде линии на бумаге в течение произвольного времени. Данные параметры измерялись с шестичасовыми интервалами в четырех временных точках в течение суток – в 6:00 12:00 18:00 и 24:00 - в 2 этапа: в течение трех дней, характеризующихся психофизиологическим благополучием и трех дней зачетной недели. А также у студентов определили тип темперамента при помощи теста «Формула темперамента», разработанного А. Беловым.

Математическая обработка результатов осуществлялась с помощью программы Microsoft Exel 2010. Были сформированы индивидуальные таблицы и индивидуальные графики, что позволило оценить индивидуальный биоритмологический профиль. На основании хронограмм были выделены группы студентов с типовыми реакциями на стресс. Критерием отнесения к определенной группе была акрофаза изучаемых физиологических показателей.

Результаты исследования и их обсуждение. В зависимости от акрофазы изучаемых физиологических параметров, полученные результаты позволили распределить выборку на три группы. Самой многочисленной оказалась группа с акрофазой биоритмологических параметров на 18:00 и составила 6 человек. В группе с акрофазой на 12:00 - 3 человека, и у 3 обследуемых ритм отсутствовал по всем показателям – группа с десинхронозом. Данные группы были сформированы посредством определения наибольших (акрофаза) и наименьших (батифаза) значений индивидуальных биоритмологических показателей, с промежутком между ними в 12 часов.  Условием отнесения в группу явилось наличие не менее трех параметров, соответствующих представленным условиям. Для полученных групп были рассчитаны групповые показатели (Табл.1, Табл.2, Табл.3), с последующим графическим отображением биоритмологических показателей в дни эмоциональной стабильности и в дни семестровых зачетов.

 

 

Таблица 1

Основные ритмологические параметры для группы с акрофазой на 12:00

Показатели

 

6:00

12:00

18:00

24:00

ЧСС,

уд/мин

б/стресса

72,1±3,9

79,4±2,7

77,9±4,4

73,56±6,3

стресс

79,1±5,4

83,8±3,9

85,1±7,4

76,67±7,8

ЧДД,

дых. дв/мин

б/стресса

18,78±2,3

19,67±2,2

18,78±1,7

17,3±1,7

стресс

18,43±1,1

18,67±0,7

19±1,1

17,8±1,7

САД,

мм. рт. ст.

б/стресса

115,56±1,5

123,9±2,9

122±1,8

115,4±2,4

стресс

114,4±1,1

123,1±4,0

124,4±4,0

119,8±7,1

ДАД,

мм. рт. ст.

б/стресса

72,78±5,3

75±2,5

76±4,9

70,3±4,0

стресс

75,8±6,6

74,7±3,6

77,8±5,3

71,2±4,4

Температура,

°С

б/стресса

36,66±0,05

36,76±0,1

36,7±0,08

36,64±0,08

стресс

36,72±0,1

36,83±0,15

36,75±0,14

36,64±0,1

ИМ, сек

б/стресса

56,89±0,7

57,78±1,2

58,1±0,1

56,1±0,6

стресс

58,66±2,3

56,3±3,3

58,2±1,7

58,1±2,8

ИД, см

б/стресса

10±0,6

10,17±0,15

9,89±0,7

10,3±0,3

стресс

10,05±0,8

10,67±0,6

10,55±0,6

10,47±0,1

 

Данные, приведенные в табл. 1, свидетельствуют о повышении температуры тела в дни семестровых зачетов по сравнению с периодом психоэмоционального благополучия у группы с акрофазой основных биоритмологических показателей на 12:00. Наблюдается выраженный циркадианный ритм данного показателя и в «модели экзаменационной сессии», и в дни психофизиологической стабильности. При сравнительном анализе данного показателя амплитуда 12-часового ритма в «модели экзаменационной сессии» достоверно выше. Суточная динамика показателей частоты дыхательных движений (ЧДД) и систолического артериального давления (САД) в период без значительной стрессовой нагрузки аналогична предыдущему параметр. Некоторое снижение среднесуточной величины ЧДД в дни повышенной эмоциональной нагрузки, сопровождающееся столь же незначительным снижением амплитуды отражают напряжение в системе. Однако, величина снижения столь незначительна, что это вряд ли можно считать снижением адаптационных возможностей системы дыхания. Так же, выявлено достоверное увеличение значений параметра частоты сердечных сокращений (ЧСС) в «модели семестровых зачетов». Согласно данным российских и зарубежных исследователей, в ситуации экзаменационного стресса наблюдается выраженные нарушения вегетативной регуляции сердечно - сосудистой системы, которые проявляются в повышении ЧСС и АД. Система кровообращения отличается высокой реактивностью и играет первостепенную роль в адаптационных перестройках функционального состояния организма. На основании полученных результатов можно предположить о возможном напряжении в функциональной̆ системе обеспечения организма кислородом в сессию по сравнению с семестровым периодом. Показатели ЧСС, диастолического артериального давления (ДАД), индивидуальной минуты (ИМ) и индивидуального дециметра (ИД) у данной группы циркадианной организации не имели.

Аналогичным образом анализировались результаты группы студентов с акрофазой биоритмологических параметров на 18:00.

Согласно полученным данным, приведенным в таблице 2, у показателей ДАД и температуры тела максимальное значение параметров отмечалось в 18:00, а минимальное в 6:00 как в период психофизиологической стабильности, так и в дни стрессовой нагрузки.

У показателей ЧДД и САД в период «семестровых зачетов» происходит смещение максимальных значений на 12:00, а минимальных значений на 24:00. В оба периода отмечается выраженная циркадианная организация данных параметров. Также стоит отметить повышение средних групповых показателей САД, что может быть связано с повышенной выработкой катехоламинов и повышенным влиянием симпатической нервной системы в период стресса. В данной группе происходила инверсия околосуточного ритма ИД в модели «семестровых зачетов» по отношению к периоду психофизиологической стабильности – максимальное значение параметра с 6:00 на 18:00, а минимальное – с 18:00 на 6:00 соответственно. Суточная динамика показателя ИМ в «благополучные» дни имела циркадианную организацию: акрофаза приходилась на 24:00, а батифаза в полуденное время. Но отмечалось отсутствие околосуточного ритма в период стрессового напряжения.

Таблица 2

Основные ритмологические параметры для группы с акрофазой на 18:00

Показатели

 

6:00

12:00

18:00

24:00

ЧСС,

уд/мин

б/стресса

60,2±2,5

63,89±2,6

71,1±4,6

64,4±3,7

стресс

63,78±3,2

71,67±4,5

68,0±4,8

62,56±2,7

ЧДД,

дых. дв/мин

б/стресса

15,2±0,9

16,89±0,8

18,67±0,2

16,78±0,5

стресс

17,1±0,6

18,56±2,3

17,1±0,8

16,67±0,8

САД,

мм. рт. ст.

б/стресса

121±4,4

121,3±6,0

123,56±2,9

121,78±4,7

стресс

122,1±3,7

126,78±4,0

127,78±4,4

122±4,4

ДАД,

мм. рт. ст.

б/стресса

65,2±2,2

67,78±2,9

68,67±4,0

68,56±3,1

стресс

66,3±1,7

68,2±3,5

72,0±1,26

67,4±3,9

Температура,

°С

б/стресса

36,38±0,15

36,6±0,02

36,63±0,02

36,4±0,11

стресс

36,39±0,14

36,55±0,01

36,56±0,05

36,4±0,14

ИМ, сек

б/стресса

58,78±2,9

57,56±2,1

59,0±0,8

59,1±1,2

стресс

61,1±1,2

59,9±0,7

58,78±1,1

58,4±1,1

ИД, см

б/стресса

10,13±0,8

10,12±0,3

9,82±0,13

9,86±0,3

стресс

9,7±0,09

9,81±0,8

10,09±0,2

10,02±0,15

 

Анализируя основные биоритмологические параметры в 3-ей группе, значения которые представлены в таблице 3, мы пришли к выводу, что в данной группе ритмы ассинхронны, акрофазы не соответствуют какому-то одному хронотипу.

При оценке нейровегетативного статуса во всех полученных группах в период психофизиологической стабильности у большинства обследуемых отмечалась эйтония – у 6 человек, по 2 человека из всех трех групп, о чем свидетельствует среднее значение ВИК в пределах от -10 до +10. В исследуемой выборке выявлены студенты с симпатикотонией – 3 человека (по 1 человеку из каждой группы) и ваготонией – 3 человека из группы с акрофазой биоритмологических показателей на 18 часов. Во время стрессового напряжения наблюдалось достоверное повышение показателя вегетативного индекса Кердо практически у всех студентов в сторону преобладания возбуждающих влияний в деятельности вегетативной нервной системы по сравнению с днями, которые студенты оценивали, как благополучные. Количество и состав группы с ваготонией осталось прежним - 3 человека, пополнилась группа с нормотонией, присоединением студента с десинхронозом.

Таблица 3

Основные ритмологические параметры для группы с десинхронозом

Показатели

 

6:00

12:00

18:00

24:00

ЧСС,

уд/мин

б/стресса

79,78±6,7

81,77±7,2

77,77±5,8

78,44±6,6

стресс

77,89±4,1

82,2±1,7

80,47±2,6

76,57±2,9

ЧДД,

дых. дв/мин

б/стресса

14,78±1,1

16,78±0,7

14,56±2,8

16,0±2,3

стресс

15,45±1,4

15,78±2,0

16,56±2,9

16,89±2,8

САД,

мм. рт. ст.

б/стресса

120,67±3,4

119,3±4,8

121,2±3,7

124,89±1,6

стресс

120,78±3,6

122,3±3,4

122,89±2,9

128,56±1,2

ДАД,

мм. рт. ст.

б/стресса

73,2±1,2

72,67±1,5

77,0±1,6

76,0±1,1

стресс

70,78±1,6

79,2±4,2

74,78±0,6

77,44±2,4

Температура,

°С

б/стресса

36,39±0,15

36,59±0,05

36,61±0,02

36,66±0,07

стресс

36,41±0,24

36,48±0,1

36,7±0,1

36,61±0,04

ИМ, сек

б/стресса

64,56±3,2

61,0±1,7

63,56±2,4

65,78±2,6

стресс

65,78±3,7

62,89±2,5

64,0±2,3

63,89±2,2

ИД, см

б/стресса

10,49±0,5

11,93±1,2

10,93±1,0

9,9±0,6

стресс

10,39±0,34

10,4±0,31

10,77±0,1

10,1±0,6

 

Уровень адаптационного потенциала в период патофизиологической стабильности и в модели «семестровых зачетов» показывал удовлетворительное состояние механизмов адаптации у всех студентов.

При определении типов темперамента было выявлено, что в дни, которые студенты отметили как «благополучные», все представители группы с акрофазой показателей на 12:00 - с сильным уравновешенным подвижным типом нервной системы (сангвиники). В группе с максимальными значениями биоритмологических показателей в 18:00 у 4 человек – сильный уравновешенный инертный тип нервной системы (флегматики), у 2 человек – сильный уравновешенный подвижный тип. В группе без выраженной циркадианной организации физиологических показателей все представители относились к разным типам темперамента, а именно к флегматикам, сангвиникам и холерикам. В период стрессового напряжения процентное соотношение типов темперамента у каждого студента претерпело измененения, а, следовательно, изменился характер групп. В группе с акрофазой показателей на 12:00 – 2 человека имели сильный уравновешенный инертный тип нервной системы, 1 человек – сильный уравновешенный подвижный тип. 5 студентов из группы с акрофазой на 18:00 – сангвиники, 1 человек – с сильным неуравновешенным типом нервной системы (холерик). В группе с десинхронозом у 2 представителей отмечался сильный уравновешенный подвижный тип нервной системы и у 1 человека - сильный уравновешенный инертный тип. Оценка индивидуальных биоритмов организма не выявила корреляции с типами темпераментов у обследованных студентов.

Заключение. Преобладающей по численности определилась группа с выраженной активностью в вечернее время, акрофаза физиологических показателей которых соответствовала 18:00. В дни стрессовой нагрузки в сравнении с периодом психофизиологического благополучия у студентов наблюдались изменения основных физиологических параметров частоты сердечных сокращений, систолического и диастолического артериального давления, частоты дыхательных движений, вегетативного индекса Кердо, которые проявлялись в повышении среднесуточных значений, смещении акрофазы и уменьшении амплитуды. Данные изменения могут свидетельствовать о функциональном напряжении систем, обеспечивающих насыщение кислородом организма в целом и снижении адаптационных возможнотей, вследствие длительного стрессового воздействия во время экзаменационной сессии.

 Литература

  1. Зуйкова А.А. Изменение биологических ритмов организма человека на фоне стрессового воздействия / А.А. Зуйкова, О.Н. Красноруцкая, Е.А. Ханина // Вестн. новых мед. технологий. – 2010. – Т. ХVII, №2 – С. 195-196.
  2. Щербатых Ю.В. Влияние показателей высшей нервной деятельности студентов на характер протекания экзаменационного стресса / Ю.В. Щербатых // Журнал ВНД им. И. Павлова. — 2000. —№ 6. — С. 959—963.
  3. Фатеева Н.М. Экзамеционный стресс и психофизиологические показатели студентов / Н.М. Фатеева, А.В. Арефьева // Электронный научно-образовательный вестник «Здоровье и образование в XXI веке». – 2015. – Т. 17. - №3. – С. 34-38.

References

  1. Zuykova A.A. Changes in the biological rhythms of the human body against the background of stress / A.A. Zuykova, O.N. Krasnorutskaya, E.A. Hanina // Bulletin of new medical technologies- 2010. - T. XVII, №2 - P. 195-196.
  2. Shcherbatykh Yu.V. The Influence of indicators of higher nervous activity of students on the nature of the examination stress / Yu.V. Shcherbatykh // journal of GNI named after I. Pavlova. - 2000. - № 6. - P. 959-963.
  3. Fateeva N. M. Arefieva, A. V. Examination stress and psychophysiological indicators of students. / N.M. Fateeva , A. V. Arefieva // Electronic scientific and educational Bulletin «Health and education in the XXI century». - 2015. - Vol. 17. - №3. - P. 34-38.

Сведения  об авторах. Елена Петровна Ашихмина, доцент кафедры детских болезней педиатрического факультета, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России, СОТ, кандидат медицинских наук, тел. 8-912-923-00-25; Елена Владимировна Назаренко, кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры патологической физиологии, ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России СОТ, тел. 8-912-991-55-12; Анастасия Васильевна Фадеева - студентка 5 курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России СОТ, тел. 8-922-043-96-86; Анжелика Александровна Юдина, студентка 5 курса педиатрического факультета ФГБОУ ВО «Тюменский государственный медицинский университет» Минздрава России СОТ, тел. 8-919-925-83-35.