Дата публикации 01.12.2018 г.
УДК 796: 159.98
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ САМОРЕГУЛЯЦИИ СПОРТСМЕНА КАК ФАКТОР СНИЖЕНИЯ НЕГАТИВНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
О.Н. Боровик
ФГБУ ПОО «ГУОР г. Кисловодск», Кисловодск
Ключевые слова: высококвалифицированные спортсмены, индивидуальная саморегуляция, регуляторный профиль, эмоциональное выгорание, поведение типа А, общий индекс стресса.
Аннотация. В статье рассмотрены индивидуальные особенности саморегуляции спортсменов в контексте их взаимосвязей с эмоциональным выгоранием и поведением типа А, как основных негативных проявлений спортивной деятельности. Полученные результаты показывают, что чем выше показатели индивидуальной саморегуляциии спортсменов, тем ниже проявления стресса и негативные последствия спортивной деятельности – эмоциональное выгорание и поведение типа А.
INDIVIDUAL PECULIARITIES OF SELF-REGULATION OF THE ATHLETE AS A FACTOR OF REDUCING NEGATIVE MANIFESTATIONS OF SPORTS ACTIVITY
O.N. Borovik
FGBU POO «GUOR of Kislovodsk», Kislovodsk, Russia
Keywords: highly qualified athletes, individual self-regulation, regulatory profile, emotional burnout, type a behavior, total stress index
Annotation. The article deals with the individual characteristics of self-regulation of athletes in the context of their relationships with emotional burnout and behavior of type A as the main negative manifestations of sports activity. The obtained results show that the higher the indices of individual self-regulation and athletes, the lower the manifestations of stress and the negative consequences of sports activity - emotional burnout and behavior of type A.
Введение. Практика современного спорта направлена на достижение высоких тренировочных и соревновательных результатов, что требует от спортсмена большого, а иногда предельного напряжения всех психофизиологических резервов. В этих условиях возрастает роль индивидуальной саморегуляции как внутреннего психологического ресурса по регулированию психоэмоциональных состояний и преодолению негативных проявлений спортивной деятельности в целом.
Ведущим направлением в отечественных психологических исследованиях является изучение проблем саморегуляции психической активности человека как субъекта деятельности, которые представлены в работах К.А. Абульхановой-Славской, Н.А. Бернштейна, О.А. Конопкина, Б.Ф. Ломова, С.Л Рубинштейна и др. Наиболее полно проблема саморегуляции в деятельностном аспекте представлена в структурно-функциональном подходе к анализу психической саморегуляции произвольной активности, разработанном О.А. Конопкиным и его последователями. Различия же концепций состоит в том, что одни авторы раскрывают понятие саморегуляции через внутреннюю активность человека (О.А. Конопкин, В.И. Моросанова), другие через его взаимодействие с окружающей средой.
В.И. Моросанова характеризует стиль саморегуляции как индивидуальный способ человека планировать и программировать достижение жизненных целей, учитывать значимые внешние и внутренние условия, оценивать результаты и корректировать свою активность для достижения субъективно-приемлемых результатов. К основным звеньям саморегуляции автор относит планирование, программирование, моделирование, оценивание результатов, а к регуляторно-личностным свойствам, или инструментальным свойствам личности – самостоятельность, надежность, гибкость и т.д.[6].
Многочисленные исследования показали, что успешность выполнения различных видов практической деятельности обеспечивается сформированностью целостной системы саморегуляции, а любой структурно-функциональный дефект процесса регуляции существенно ограничивает результативность самых разных видов деятельности[2]. Данный аспект чрезвычайно важен для спортивной деятельности, требующей максимальных психоэмоциональных напряжений, приводящих к возникновению ряда негативных состояний и поведенческих паттернов[1; 2]. В научной литературе описаны пять типов профессионально обусловленных негативных состояний, являющихся крайне распространенными в профессиональной среде: эмоционального выгорания (Schaufeli et al, 2008) перфекционизма (Холмогорова, 2010), прокрастинации (Milgram,2000), трудоголизма (Shaufeli, 2008), развития поведения типа А (Ryska, 1999)[4]. Поэтому особую актуальность для успешной подготовки высококвалифицированных спортсменов приобретает изучение негативных проявлений спортивной деятельности в контексте их взаимосвязи с индивидуальными регуляторными процессами. Анализ теоретико-методологических подходов в отечественной и зарубежной психологической науке, позволяет обозначить эмоциональное выгорание и поведение типа А как самостоятельные феномены профессиональных деформаций, являющиеся разновидностью профессионального стресса (А.Б. Леонова, В.В. Барабанщикова, О.А. Климова, А.В. Мищенко и др.) [3].
Применительно к спортивной деятельности произвольная активность спортсмена направлена на достижение результата, а процессы саморегуляции - на обеспечение психологическими и физиологическими средствами самого процесса его получения, каждое из звеньев которого реализуется соответствующим регуляторным процессом: планирование целей, моделирование условий, программирование реализации активности, оценивание и коррекции результатов [6].
Цель исследования состояла в изучении особенностей регуляторного профиля и эмоционального выгорания, поведения типа А как негативных проявлений спортивной деятельности и характера их взаимосвязей у высококвалифицированных спортсменов - студентов училища олимпийского резерва.
Методы и организация исследования. В исследовании использовался надежный и валидный психодиагностический инструментарий - компьютерная методика А.Б. Леоновой «Методика интегральной диагностики и коррекции стресса» (ИДИКС) , позволяющая диагностировать проявление признаков выгорания, поведения типа А и общий уровень стресса, и опросник В.И. Моросановой «Стилевые особенности саморегуляции поведения», диагностирующий общий уровень развития индивидуальной саморегуляции и ее индивидуальный профиль, включающий показатели планирования, моделирования, программирования, оценки результатов, а также показатели развития регуляторно-личностных свойств гибкости и самостоятельности. Базой экспериментального исследования стало ФГБУ ПОО «Кисловодское государственное училище (техникум) олимпийского резерва». В качестве респондентов исследования выступили высококвалифицированные спортсмены, имеющие спортивный разряд КМС и МС РФ, в количестве 24 человек.
Результаты исследования и их обсуждение. Среднегрупповые показатели особенностей саморегулирования студентов - спортсменов отражены в «регуляторном профиле» (табл.1), состоящем из показателей шкал опросника.
Таблица 1
Среднегрупповые показатели саморегуляции по опроснику В.И. Моросановой
Планирование целей |
Моделирование значимых условий их достижений |
Программирование действий |
Оценивание и коррекция результатов |
Гибкость |
Самостоятельность |
Общий уровень саморегуляции |
6,1 |
6,2 |
8,9 |
8,65 |
6,9 |
5, 74 |
34,7 |
Результаты исследования показывают высокий общий уровень саморегуляции студентов-спортсменов, что отражает характер требований спортивной деятельности к личности спортсмена высокой квалификации и является предпосылкой успешности спортивной деятельности. Ведущим регуляторным процессом является «Программирование действий»(8,9) как потребность продумывать способы своих действий для достижения намеченных целей, корректировать их в зависимости от соревновательных и тренировочных результатов. Также значимым в структуре индивидуальной саморегуляции студентов-спортсменов являются показатели по шкале «Оценка результатов» (8,65), что отражает развитость и адекватность оценки себя, результатов своей деятельности, критичное отношение к своим действиям, анализ причин рассогласования полученных результатов с намеченной целью, поиск своих ошибок. Незначительно выраженными у респондентов исследования стали показатели по шкале «Самостоятельность» как регуляторно-личностного свойства (5,74), что косвенно указывает на значительную роль тренера в деятельности спортсмена и свидетельствует о перспективах развития у респондентов способности самостоятельно планировать деятельность, контролировать ход её выполнения, критично следовать чужим советам и наставлениям.
Основные результаты по методике ИДИКС отражены в таблице 2.
Таблица 2
Среднегрупповые показатели по методике ИДИКС
Признаки эмоционального выгорания |
47,23 |
Поведение типа А |
48,2 |
Общий индекс стресса |
47,02 |
Полученные результаты свидетельствуют о том, что признаки эмоционального выгорания, проявления поведения типа А и общего индекса стресса находятся в диапазоне выраженных и высоких значений соответственно.
Постоянное нахождение спортсменов в условиях психоэмоционального напряжения определило выявление корреляционных связей регуляторного профиля спортсменов с проявлениями эмоционального выгорания и поведения типа А, общим уровнем стресса по методике ИДИКС А.Б. Леоновой.
Анализ взаимосвязей показал, что общий уровень саморегулирования тесно связан с общим индексом стресса с высокой степенью значимости и признаками эмоционального выгорания (р≤0,001, г=0,67), также выявлен средний характер связей между уровнем саморегулирования и поведением типа А, отражающим конкурентное поведение спортсменов (p≤ 0,01, г= 0,53).
Среди компонентов «регуляторного профиля» наибольшее количество достоверных связей обнаружено по показателям «Моделирование значимых условий достижения», «Программирование действий» с показателями эмоционального выгорания (p≤ 0,01, г=0,56) и компонентов «Оценивание и коррекция результатов» с проявлениями поведения типа А (p≤0, 001, г=0,65)
Заключение. Таким образом, полученные данные отражают, что чем выше показатели индивидуальной саморегуляциии спортсменов, тем ниже проявления стресса и негативные последствия спортивной деятельности – эмоциональное выгорание и поведение типа А.
Все это подчеркивает необходимость создавать индивидуальную систему психологической подготовки и сопровождения, призванных в совместной работе с тренерским составом не только оптимизировать состояния спортсменов, но и оптимизировать деятельность по усовершенствованию структуры спортивной подготовки, формирования значимых для спортивной деятельности черт личности на основе использования осознанных средств и методов психической саморегуляции.
Полученные результаты носят промежуточный характер, требуют расширения объема выборки и рассматриваемых показателей, что может определить траекторию современной психологической подготовки высококвалифицированных спортсменов.
Литература
- Барабанщикова В.В. Профессиональные деформации в спорте высших достижений / В.В. Барабанщикова, О.А. Климова // Национальный психологический журнал. – 2015. - №2. - С. 3-12.
- Гринь Е.И. Личностные ресурсы преодоления психического выгорания у спортсменов: автореферат дис....канд.психол.наук / Гринь Е.И. Кубанский госуниверситет ФК, спорта и туризма. – Краснодар. - 2009. -24 с.
- Кузовкин В.В. Спорт и профессиональная деятельность: психологические особенности профессиональной деятельности спортсменов / В.В. Кузовкин, А.И. Харитонова // Спортивный психолог. – 2016. - №1.- С.253-258.
- Леонова А.Б. Психологические технологии управления состоянием человека. / А.Б. Леонова. - М.: Смысл. - 2009. – 312 с.
- Моросанова В.И. О методах диагностики надежности психологического саморегулирования соревновательной деятельности / В.И. Моросанова // Психологический контроль в системе подготовки спортсменов высокой квалификации. - М.,ВНИИФК. – 1994. - 135 с.
- Моросанова В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова // Психологический журнал. – 1995. - № 4. – С. 26-35.
References
- Barabanschikova V.V. Professional deformations in the sport of higher achievements / V.V. Barabanschikova, OA Klimova // The National Psychological Journal. - 2015. - №2. - P. 3-12.
- Grin Ye.I. Personal resources to overcome mental burnout in athletes: the abstract of the dis .... kand.psihol.nauk / Grin Ye.I. Kuban State University of FC, Sport and Tourism. - Krasnodar. - 2009.-24 p.
- Kuzovkin V.V. Sport and professional activity: psychological features of professional activity of athletes / V.V. Kuzovkin, A.I. Kharitonov // Sports psychologist. - 2016. - No. 1.-P.253-258.
- Leonova A.B. Psychological technologies of human condition management. / A.B. Leonova. - M .: Sense. - 2009. - 312 p.
- Morosanova V.I. About methods of diagnostics of reliability of psychological self-regulation of competitive activity / V.I. Morosanova // Psychological control in the system of training highly qualified athletes. - M., VNIIFK. - 1994. - 135 p.
- Morosanova V.I. Individual style of self-regulation in arbitrary human activity / V.I. Morosanova // Psychological journal. - 1995. - No. 4. - P. 26-35.
Сведения об авторе. Ольга Николаевна Боровик - старший методист по научной работе ФГБУ ПОО «Кисловодское государственное училище (техникум) олимпийского резерва», кандидат психологических наук, доцент, Кисловодск, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.