Скачать статью в формате pdf

Дата публикации 01.09.2020 г.

УДК 371.39

ЭЛЕМЕНТЫ АРМЯНСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ БОРЬБЫ «КОХ» КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ВНЕДРЕНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИКИ В ПРОГРАММУ ОСНОВНОЙ ШКОЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Х.Г. Юзбашян

Спортивно-культурный союз «Джавахк» г. Бакуриани, Республика Грузия

Ключевые слова: этнопедагогика, образование, студенты, национальность, борьба, "Кох", Армения, молодое поколение.

Аннотация. В данной статье рассматриваются и анализируются значение и роль этнопедагогики и этнопсихологии как особого направления в общей педагогике, результаты которого полезны для подрастающего поколения и общества в целом. Также анализируются характерные черты армянской национальной борьбы "Кох" в процессе обучения в основной школьной программе. Автор приходит к выводу, что проектный метод, применяемый в физическом воспитании в рамках основного образования в общеобразовательной организации, создает благоприятную среду для повышения интереса учащихся к уроку физической культуры в целом и армянской национальной борьбе "Кох" в частности.

 

ELEMENTS OF THE ARMENIAN NATIONAL STRUGGLE "KOCH" AS AN EFFECTIVE WAY OF INTRODUCING ETHNO-PEDAGOGY INTO THE PROGRAM OF THE BASIC SCHOOL SYSTEM OF EDUCATION

KH.G. Yuzbashyan

Sports and Cultural Union "Javakhk" Bakuriani City, Republic of Georgia

Keywords: ethno pedagogy, education, students, national, struggle, "Koch", Armenian, the younger generation.

Annotation. This article examines and analyzes the significance and role of ethno pedagogics and ethno psychology as a special direction in general pedagogy, the results of which are useful for the younger generation and for society as a whole. And also the characteristic features of the Armenian national struggle "Koch" in the process of studying in the basic school program are analyzed. The author concludes that the project method, while used in physical education within the framework of the basic education in the general education organization, creates a favorable environment for increasing the students' interest in the Physical Education  lesson in general and in particular the Armenian national struggle "Koch".

Введение.

Включение элементов армянской национальной борьбы «Кох» в школьную программу физического воспитания считаем необходимым. Мы предлагаем своеобразную методику обучения. Введение элементов западно-армянской и восточно-армянской борьбы «Кох» на занятиях зависит от возрастных особенностей, от подготовленности, от обычаев и традиций. Во время урока необходимо учитывать опыт занимающихся и весовые категории, а так же развивать скоростно-силовые качества и силу мышц спины, шеи и плеч. В целях совершенствования технико-тактического опыта, следует внести в урок учебные схватки, в которых отрабатываются различные ситуации поединка, особенности схватки на краю борцовского ковра.

Построение любого занятия связанно с некоторыми факторами: педагогическими задачами, физиологическими и психологическими состояниями и подготовленностью занимающихся. Нашей целью является развитие духовных и физических способностей учащихся. Нравственность как фактор формирования личности и воспитания в интересах семьи.  Исходя из общих направлений воспитания и подготовки танцора-борца, в процессе урока решаются следующие задачи: нравственное, эстетическое и интеллектуальное воспитание.

В настоящее время, как отмечают многие ученые, несмотря на процессы глобализации, унификации жизни, «народность» и проблемы этносов мира остаются главнейшими факторами бытия. Процессы расширения межкультурных взаимосвязей, распад целого ряда многонациональных стран и ряд других объективных и субъективных факторов привели к тому, что между народами стал вопрос о тесном сотрудничестве в разных отраслях, в том числе по физическому воспитанию, где большую роль играет этнопедагогика. Особенностью традиционной физической культуры нации является то, что в условиях изменяющегося мира она не подтверждена трансформации, благодаря вековому отбору настоящего, ценностного, истинного воплощающего в себе национального многовекового духа.

В течение своего исторического пути развития, армянский народ создал своеобразные черты народно-национальной физической культуры, среди которых ярко выделяются оригинальные игры, состязания, проводившиеся в дни национальных и религиозных праздников и часы досуга.

Народно-национальные физические упражнения и игры имеют огромную практическую ценность, являются позитивным источником обогащения. Содержание школьной физической культуры является одним из эффективных средств физического воспитания подрастающего поколения [6].

Цель исследования: обосновать необходимость внедрения элементов армянской национальной борьбы «Кох» в процесс физического воспитания в основной школе.

Методы исследования.

Методы исследования: теоретический анализ и синтез.

Результаты исследований и их обсуждение.

До сих пор применение армянской национальной борьбы «Кох» в школьной физической культуре, к сожалению не практикуется. В настоящее время необходимо уделить большое внимание прогрессивным народным формам и средствам физического воспитания, проверенным самой жизнью на протяжении многих веков. Между духовно-нравственным, образовательно-воспитательным потенциалом армянской национальной борьбы «Кох» и школьной системой образования не отражено педагогическое содержание традиционной физической культуры подрастающего поколения.

 Каждому народу в зависимости от его социально-экономических условий развития были свойственны определенные виды физических упражнений и игры, которые впоследствии составляли средство народной системы физического воспитания. Культурная сокровищница каждой нации все больше обогащается творениями, приобретающими интернациональный характер [11].

Изучение развития педагогики и педагогической мысли показывает, что общество уделяло недостаточное внимание изучению культуры древних народов, в том числе использованию народного опыта воспитания. Это способствовало исчезновению многих прогрессивных воспитательных традиций и, в конечном счете, деформировало отношение людей к таким понятиям, как честь, совесть, долг, достоинство, устои взаимоотношений между людьми, а также привело к утрате системы национального воспитания. Воспитание личности подростка зависит в определенной степени, от знания духовных ценностей, этнопедагогической культуры нации и умения использовать их в развитии и формировании личности. Одной из главных проблем продолжает оставаться вопрос изучения и оценки национальных педагогических идей и опыта, их значения по отношению к педагогической науке. Национальная педагогика затрагивает ее основные принципы и имеет непосредственное отношение к организации воспитания, обучения подростков и молодежи в наши дни [2, 3, 4, 7, 8].

Этнопедагогика, как наука о народно-национальной педагогике, дает ответы на вопросы теории народно-национального воспитания. Опыт физического воспитания, как одна из главных направлений этнопедагогики, находит живое применение в формировании и развитии личности. К сожалению, в учебных планах основных и старших школ, в том числе и в вузах, отсутствует преподавание этнопедагогики, применение народно-национальных идей и опыта воспитания.

Воспитание, проверенное опытом предшествующих поколений, оторванное от национальных истоков, носит, по нашему мнению, не конструктивный характер. В национальном опыте заложены громадные воспитательные возможности, и он является неисчерпаемым и фундаментальным источником педагогических знаний.

С рождения ребенок знакомится с национальными средствами воспитания: сказки, поговорки, сказания, пословицы и т.д. Национальность определяется своеобразием языка, географическими, природными и климатическими условиями, менталитетом и, следовательно, своеобразной системой воспитания подрастающего поколения. Сегодня одной из главнейших фактических причин сохранения национальной самобытности и создания выдающихся памятников духовной культуры нации является то, что у каждого народа в труде, быту и созидании сложилась своя система воспитания подрастающего поколения. Изучение национальной системы воспитания позволяет глубже познать нравственный облик, колорит и характерные национальные особенности духовной жизни каждого народа. Очень трудно раскрытие культурного наследия той или иной нации без изучения его педагогической культуры.

У каждой нации найдутся ценные педагогические мысли, находки, методики и средства физического воспитания для подрастающего поколения, которые представляют общечеловеческую ценность. В половине 18-ого века наряду с фокусниками, канатоходцами и другими прямо упоминается и «сословие» борцов. На народных гуляниях стало обычным явлением выступление танцоров-борцов-специалистов [10].

В прежние времена национальная борьба, кулачные бои, метание копья, скачки, стрельба из лука и многое другое были традиционными формами физического и духовного воспитания у разных народов, посредством которых формировались военно-прикладные, физические и духовные качества. Источники свидетельствуют о том, что эти требования предъявлялись частично и к красивому полу, на что указывал Геродот [1].

Армянская национальная борьба «Кох» служила у армян результативным средством физической закалки и развития физических качеств. Главной спортивно-культурной забавой с древних времен у армян была национальная борьба «Кох», об этом свидетельствуют все сокровищницы национального фольклора и эпоса. Армянская национальная борьба «Кох» это самобытная армянская древняя традиция, своеобразный кодекс чести.

Социально-экономические, политические, исторические и природные условия жизни послужили основными источниками возникновения национальных игр и физических упражнений. Физические упражнения обогащались в народной педагогике, приобретали более современные формы и специфические особенности. Практический опыт им передавался из поколения в поколение, обогащаясь новым содержанием. Эти средства использовались в быту и при проведении национальных праздников, в том числе и религиозных, содержащих элементы физического воспитания [9, 12].

Исследование национальных традиций физического воспитания требует всестороннего изучения их генетических корней. Раскрывая содержание национальных праздников в физическом воспитании подрастающего поколения, способствуют утверждению общечеловеческих ценностей, укреплению национального самосознания и одновременно взаимного уважения к различным национальностям.

Культивирование традиционных праздников, направленных на физическое воспитание подрастающего поколения, является важным фактором возрождения и развития национальных педагогических культур в будущем, при этом раскрывая их созидательную и интегративную функцию в обществе.

Семейные обычаи и обряды – это внутренняя жизнь семьи, способ ее функционирования, реализации ее социальных, нравственных, педагогических и иных функций. Семейные обряды и праздники выходят далеко за рамки семьи, это часть общественного, традиционного быта. В целом, в семейном быту отражаются особенности социально-экономического и нравственного уклада, культурных традиций, всего образа жизни этноса, его истории [5].

Бесспорный факт, что «Кох» - историко-этническое достояние культуры армянского народа. Армянская национальная борьба «Кох», как особый вид национального состязания в общей системе физического воспитания и культурных ценностей армян, выступает автономным и весьма специфичным явлением. Как часть самобытной культуры, она удовлетворяет естественное желание человека помериться силой, показать свою и посмотреть чужую удаль, ловкость, смекалку и смелость.

Для начала нужно внедрить элементы армянской национальной борьбы «Кох» в процесс физического воспитания в основной школе. Это социально-психологическое переустройство общества, преобразования многих сторон жизнедеятельности человека, его сознания и мировоззрения, глобализация, его отношения ко многим явлением общественной жизни, в том числе и к физической культуре в целом, как социального явления.

Заключение.

Сущность вышеизложенного сводится к следующему:

  1. Национальная педагогика играет огромную роль в воспитании личности. Армянская национальная борьба «Кох», как одна из эффективных факторов этнопедагогики, должна задействоваться в процессе школьного воспитания.
  2. Прогрессивные традиции физического воспитания армянского народа, обогащенные гуманистическими тенденциями, в частности армянская национальная борьба «Кох», становится частью этой системы, хотя используются эпизодически и бессистемно.
  3. Выявлено, что одной из любимых культурно-состязательных явлений с древних времен у армян была национальная борьба «Кох».
  4. Обитая издревле в специфических условиях в армянском высокогорье в окружении наиболее многочисленных воинственных племен, в постоянной борьбе с капризной стихией горной природы, занимаясь охотой, скотоводством и земледелием, армяне вынуждены были отвоевывать у природы каждый клочок земли, что выдвигало настоятельную необходимость в воспитании всего населения физически крепким и психически устойчивым.
  5. Использование естественных факторов при занятиях разнообразными физическими упражнениями, играми и национальными видами спорта позволяло без особых затрат одновременно решать жизненно–важные оздоровительные и воспитательные задачи. Это приводило к всестороннему воспитанию армянского народа, готовых переносить долгие невзгоды, мучения и успешно совмещать деятельность охотника, скотовода, земледельца и воина-патриота.

Практические рекомендации:

  • для создания благоприятных условий развития национальной борьбы «Кох», при организации секционной формы физкультурно-спортивной работы по национальной борьбе «Кох» со школьниками, для начала необходимо: включение самого учащегося в воспитательный процесс и тесное сотрудничество с родителями;
  • в первом году обучения учащиеся три раза в неделю должны заниматься в секции армянской национальной борьбы «Кох». На этом этапе в занятиях перед ними не ставится цель специализированного обучения элементам техники армянской национальной борьбы «Кох», а стоит задача обогатить двигательную культуру школьников и главное – воспитать у них привязанность к армянской национальной борьбе «Кох»;
  • разработать новое учебное пособие по армянской национальной борьбе «Кох». В данной пособии должны быть отражены методологические концепции касающиеся физической, технической, тактической и морально-волевой подготовленности учащихся с учетом специфики армянской национальной борьбы «Кох» (данное учебное пособие подготовлено и готовится к выпуску (на армянском языке);
  • мы считаем, что основные подходы внедрения армянской национальной борьбы «Кох» преследует цель всестороннего развития, обогащению двигательной культуры и формированию устойчивого интереса к систематическим спортивным занятиям и состязаниям;
  • общий контроль по данной работе, по нашему мнению, надо возложить на институт возрастной физиологии и физического воспитания.

Список литературы

  1. Мищенко Ф.Г. Геродот. История в девяти книгах / Ф.Г. Мищенко // Перевод с греческого. ­­− Т.1. ­­− книга 4-я. ­­− М.: 1888. ­­– 256 с.
  2. Измайлов А.Э. Народная педагогика: Педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана / А.Э. Измайлов // М.: Педагогика. ­­− 1991. ­­– 256 с.
  3. Коджаспирова Г.М. Педагогика / Г.М. Коджаспирова // 4-е издание. ­­− М.: Юрайт. ­­− 2015. – 719 с.
  4. Латышина Д.И. Этнопедагогика / Д.И. Латышина, Р.З. Хайруллин // 2-е издание. Учебник. - М.: Юрайт, 2016. – 396 с.
  5. Ооржак С.Ы. Хуреш-философия победы. Методические рекомендации / С.Ы. Ооржак // Красноярск.: «Платина» . ­­− 2006. ­­– 24 с.
  6. Туманян Г.С. Школа мастерства борцов, дзюдоистов и самбистов / Г.С. Туманян // М.: Академия. ­­− 2006. ­­− C. 31-42.
  7. Хухлаева О.В. Этнопедагогика / О.В. Хухлаева, А.С. Кривцова // Учебник и практикум. ­­− М.: Юрайт. ­­− 2016. ­­– 333 с.
  8. Агапов Ф.А. Физическая культура и спорт у горских народов Северного Кавказа. Автореф… дис. кан. наук. ­­− М.: 1974. ­­– 38 с.
  9. Байрамкулов Х.К. Исследование самобытных физических упражнений карачаевцев и Балкарцев. Автореф… дис. кан. наук. ­­− М.: ­­– 21 с.
  10. Чесноков Б.М. Русская народная борьба / Б. М. Чесноков // Журнал «Теория и практика физической культуры». ­­– №11. ­­– М.:1955. ­­– C. 842-847.
  11. Санданов Б.Д. Бурятские национальные виды спорта / Б.Д. Санданов // Журнал «Теория и практика физической культуры». ­­– №2. ­­– М.:1964. ­­– C. 56-59.
  12. Туманян Г.С. Национальный колорит в школьных программах / Г.С. Туманян // Журнал «Физкультура в школе». ­­– №10. ­­– М.:1964. ­­– C. 45-46.

References

  1. Mishchenko F.G. Herodotus. A story in nine books / F.G. Mishchenko // Translation from Greek. ­­– T.1. ­­– Book 4th. ­­– : 1888. ­­– P. 256.
  2. Izmaylov A.E. National Pedagogy: Pedagogical views of the peoples of Central Asia and Kazakhstan / A.E. Izmaylov // М.: Pedagogy. ­­– – P. 256.
  3. Kogaspirirova G.M. Pedagogy / G.M Kogaspirirova // 4th edition. ­­– М.: URAIT. ­­– 2015. ­­– P. 719.
  4. Latyshina D.I. Ethno-pedagogy / D.I. Latyshina, R.Z. Khairullin // 2th edition. ­­– Textbook. ­­– М.: URAIT. ­­– 2016. – P. 396.
  5. Oorzhak S.Y. Huresh is the philosophy of victory. Guidelines / S.Y. Oorzhak // Krasnoyarsk. ­­– «PLATINA». ­­– 2006. – P. 24.
  6. Tumanyan G.S. School of mastery of wrestlers, judokas and sambo wrestlers / G.S. Tumanyan // М.: ACADEMIA. ­­– 2006. – P. 31-42.
  7. Khukhlaeva O.V. Ethnopedagogics. Textbook and workshop / O.V. Khukhlaeva, A.S. Krivtsova // M.: URAIT. – 2016. – P. 333.
  8. Agapov F.A. Physical Education and sport among the mountain peoples of the North Caucasus. The dissertation author's abstract on competition of a scientific degree of the candidate of pedagogical sciences. – M.: 1974. – P. 38.
  9. Bayramkulov Kh.K. Research of original physical exercises of Karachais and Balkars. The dissertation author's abstract on competition of a scientific degree of the candidate of pedagogical sciences. – M.: 1970. – P. 21.
  10. Chesnokov B.M. Russian national struggle / B.M. Chesnokov // Journal «Theory and Practice of Physical Education». – N.11. – M.: 1955. – P. 842-847.
  11. Sandanov B.D. Buryat national kinds of sports / B.D. Sandanov // Journal «Theory and Practice of Physical Education». – N.2. – M.: 1964. – P. 56-59.
  12. Tumanyan G.S. National color in school programs / G.S. Tumanyan // Journal «Physical Education at School». – N.10. – M.: 1964. – P. 45-46.

Сведения об авторе: Хачатур Георгиевич Юзбашян - методист-куратор спортивно-культурного союза «Джавахк» г. Бакуриани, Республика Грузия, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..