Скачать статью в формате pdf

Дата публикации: 1.03.2021
DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_01_23

УДК 159:955; 796

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ КАК ФАКТОР РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ СТРЕЛКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПОРТСМЕНОВ-ПОЛИАТЛОНИСТОВ

В.Н. Смоленцева, Н.Э. Маснюк

ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», Омск, Россия

 

Ключевые слова: спортсмены-полиатлонисты, результативность стрелковой деятельности, психологическая подготовленность.

Аннотация: Неоднозначные результаты стрелковой деятельности полиатлонистов выявили необходимость исследования и совершенствования психологической подготовленности спортсменов с использованием психологических средств. Организация психотренинговых занятий с участием спортсменов, занимающихся зимним полиатлоном, осуществлялась с учетом специфики стрелковой деятельности: совершенствовалась способность спортсменов регулировать психоэмоциональное состояние; контролировать характер дыхания; концентрировать внимание на объекте, отвлекаясь от помех и дифференцировать напряжение мышц при нажатии на спусковой крючок оружия. После проведенного эксперимента получены положительные результаты, указывающие на совершенствование индивидуально-психологических особенностей спортсменов, обусловливающих психологическуюобусловливающихнных на овать в тренировочный процесс психрить о решении поставленных задач, получения положителных результатов подготовленность, что, в свою очередь, способствовало росту результатов стрелковой деятельности.  

 

PSYCHOLOGICAL PREPAREDNESS AS A FACTOR OF PERFORMANCE OF SHOOTING ACTIVITY OF POLYATHLON ATHLETES

V.N. Smolentseva, N.E. Masnyuk

FSBEI of HE “Siberian State University of Physical Education and Sports”, Omsk, Russia

Key words: polyathlon athletes, effectiveness of shooting activity, psychological readiness.

Annotation: Ambiguous results of shooting activity of polyathlon athletes revealed the need to study and improve the psychological readiness of athletes using psychological measures. Organization of psychological training sessions with participation of athletes involved in winter polyathlon was carried out taking into account the specificity of shooting activity: abilities of athletes to regulate the psychoemotional state, control of breathing pattern, focus on attention on an object, distracting from interference, and differentiate muscle tension when the trigger is pulled were improved. Positive results were obtained after the experiment, indicating the improvement of individual psychological special features of athletes that determine psychological readiness, which, in turn, contributes to growth of results of shooting activity.

Введение. Зимний полиатлон, являясь комплексным спортивным многоборьем, включает стрелковую подготовку спортсменов, что, по мнению специалистов, учитывая специфику данного вида спорта, повышает значимость психологического аспекта в условиях
соревнований [1, 3, 4].

Цель данного исследования – получение нового знания о психологических факторах обусловливающих результативность стрелковой деятельности.  

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи исследования: выявление результатов стрелковой деятельности спортсменов-полиатлонистов с учетом психологической подготовленности; разработка содержания психологического тренинга, направленного на совершенствование психологической подготовленности полиатлонистов; выявление эффективности стрелковой деятельности полиатлонистов до и после проведения психологического тренинга.

Методы и организация исследования. Были использованы теоретический анализ и обобщение литературных данных по проблеме исследования, тестирование, экспертная оценка стрелковой деятельности, педагогический эксперимент, математико-статистическая обработка показателей. Находились следующие показатели:

 Х – среднее арифметическое значение;

 s – среднее квадратическое отклонение;

 r – коэффициент ранговой корреляции;

 t – критерий Стьюдента.

В эксперименте принимали участие 18 спортсменов-полиатлонистов, имеющих квалификацию первый спортивный разряд, в возрасте 16-17 лет.

Результаты исследования и их обсуждение. Результативность стрельбы оценивалась по 100-очковой системе. Испытуемые выполняли 10 выстрелов из пневматической винтовки по пяти мишеням с расстояния 10м, в течение 10 мин.

В процессе анализа протоколов результативности стрелковой деятельности у десяти испытуемых были выявлены высокие показатели (87±1 очков), у восьми испытуемых зафиксированы средние и низкие показатели (87±1 очков).

Неоднозначные результаты стрелковой деятельности выявили необходимость исследования психологической подготовленности спортсменов.

Педагогическое наблюдение осуществлялось в процессе тренировочных занятий, контрольных тренировок и соревнований с целью выявления характера невербальных проявлений психоэмоционального состояния (мимика, взгляд, поза и другие поведенческие реакции). Особое внимание уделялось характеру дыхания (ритм, глубина, частота) при подготовке к стрельбе, учитывая специфику стрелковой деятельности, оказывающему влияние на ее результативность. Непосредственно перед стрелковой деятельностью регистрировались показатели индивидуальной минуты, частоты сердечных сокращений (ЧСС) для выявления отклонения в показателях, зарегистрированных у спортсменов в состоянии относительного психофункционального покоя.

Анализ результатов исследования стрелковой деятельности с учетом  характера психоэмоционального состояния выявил необходимость разделить спортсменов на две группы: первую составили 10 испытуемых (55,5%,), находившиеся в оптимальном боевом состоянии и демонстрирующие высокий результат стрельбы; во вторую группу были включены 8 испытуемых (45,5%), находившиеся в чрезмерном возбуждении, в некоторых случаях переходившем в состояние апатии («перегорел»), что достоверно снижало результат стрелковой деятельности.

  С учетом мнений специалистов о влиянии на формирование характера предстартового психоэмоционального состояния индивидуально-психологических особенностей спортсменов и специфики полиатлона, было проведено исследование свойств нервной системы, личностной тревожности и свойств внимания (таблица 1).

  В первой группе испытуемых выявлен оптимальный уровень личностной тревожности (36±2,4 балла), высокая устойчивость внимания (0,9±0,1 усл.ед.), высокие и средние показатели силы нервных процессов, соответственно у 60% и 40% испытуемых группы.

Во второй группе испытуемых показатели личностной тревожности в среднем составили 48,5±1,5 баллов, что является завышенным ее уровнем, при этом выявлены средние показатели устойчивости внимания (0,6±0,1 усл.ед.), количество спортсменов с показателями средней и слабой силы нервных процессов в данной группе выявлено в равной степени по 50%.

В первой группе испытуемых выявлен оптимальный уровень личностной тревожности (36±2,4 балла), высокая устойчивость внимания (0,9±0,1 усл.ед.), высокие и средние показатели силы нервных процессов, соответственно у 60% и 40% испытуемых группы.

Таблица 1

Показатели результативности стрелковой деятельности и индивидуально-психологических особенностей полиатлонистов (n=18), ( ± σ)

п/п

Исследуемые

показатели

Группы полиатлонистов

 

Р<

первая (n=10)

 

вторая (n=8)

1.

Результат стрелковой деятельности (очки)

87 ± 1

69 ± 3

0,05

2.

Индивидуальная минута (10 с.)

«-» недооценка (с.)

«+» переоценка (с.)

 

 

« - »

0,75 ± 0,2

 

 

« - »

1,9 ± 0,1

 

 

 

0,05

3.

Пульсометрия (уд/мин)

(отклонение от показателя покоя на соревнованиях)

65,5 ± 1,5

 

11,0 ± 3,0

65,5 ± 1,5

 

31,0 ± 2,5

-

 

0,01

 

Личностная тревожность (баллы)

36 ± 2,4

48,5 ± 1,5

0,05

 

Устойчивость внимания (усл.ед)

0,9±0,1

0,6±0,1

0,05

4.

Невербальные проявления психоэмоционального состояния

Взгляд уверенный,

поза открытая, речь спокойная

Лицо напряженное, взгляд тревожный, чрезмерная жестикуляция и говорливость или уход от контакта

 

      

  В первой группе испытуемых выявлен оптимальный уровень личностной тревожности (36±2,4 балла), высокая устойчивость внимания (0,9±0,1 усл.ед.), высокие и средние показатели силы нервных процессов, соответственно у 60% и 40% испытуемых группы.

Во второй группе испытуемых показатели личностной тревожности в среднем составили 48,5±1,5 баллов, что является завышенным ее уровнем, при этом выявлены средние показатели устойчивости внимания (0,6±0,1 усл.ед.), количество спортсменов с показателями средней и слабой силы нервных процессов в данной группе выявлено в равной степени по 50%.

В процессе исследования взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей с результативностью стрелковой деятельности выявлены показатели выше среднего со всеми исследуемыми показателями, самая высокая взаимосвязь выявлена с личной тревожностью и устойчивостью внимания (таблица 2).

Таблица 2

Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей с результативностью стрелковой деятельности спортсменов-полиатлонистов (коэффициент, r)

п/п

Индивидуально-психологические особенности

Стрелковая деятельность (очки)

1.

Личностная тревожность (баллы)

 

-0,72

2.

Устойчивость внимания (усл. ед.)

 

0,89

3.

Отклонения от среднего показателя

ЧСС покоя (уд/мин)

-0,62

 

4.

Индивидуальная минута (10 секунд) «-» недооценка

-0,64

 

Организация и проведение психотренинговых занятий осуществлялись с целью совершенствования способности спортсменов регулировать психоэмоциональное состояние, контролировать характер дыхания, концентрировать внимание на объекте, отвлекаясь от помех, и дифференцировать напряжение мышц при нажатии на спусковой крючок оружия.

С учетом специфики стрелковой деятельности применялись следующие психотехники [2, 3]:

- «Релаксационные» – данные психотехники позволяли спортсменам приобрести умения произвольно снижать психоэмоциональное напряжение и дифференцировать степень напряжения мыщц;

 - «Концентрационные» – способствовали совершенствованию процессов концентрации и сосредоточенности внимания на объекте в течение заданного времени;

- «Визуализационные» – использовалась с целью прикладного использования мысленных зрительных образов с учетом специфики стрельбы, т.е. воспроизведение рабочего состояния, включающего расслабление и мобилизацию, мысленную визуализацию успешного прошлого выступления с полным воспроизведением ощущений ситуации;

- «Дыхательные» – применялись для совершенствования у полиатлонистов умений регулировать глубину, частоту, последовательность и ритм дыхания.

Занятия проводились в удобное для спортсменов время. Всего было проведено 26 занятий, продолжительностью от 20 до 30 минут, кроме этого спортсменам давались рекомендации для самостоятельного применения психотехник с учетом индивидуально-психологических особенностей и преобладающего характера психоэмоционального состояния в условиях соревнований.

После проведения психотренинговых занятий у спортсменов снизились показатели личностной тревожности (48,5±1,5 и 44,0±0,5), повысились показатели устойчивости внимания (0,6±0,1 и 0,7±0,1), в условиях соревнований они демонстрировали способность регулировать психоэмоциональное состояние.

В процессе экспертной оценки результатов стрелковой деятельности полиатлонистов выявлено достоверное (69,4±1,9 и 74,6±1,2) повышение ее результативности во второй группе (таблица 3)

 Таблица 3 

Результаты стрелковой деятельности полиатлонистов после эксперимента (n=18), ( ± σ)

п/п

 

Группы испытуемых

Стрелковая деятельность (очки)

 

Р<

до эксперимента

после эксперимента

1.

Первая группа

(n=10)

87,0±1,0

 

87,5±0,9

-

2.

Вторая группа

(n=8)

69,4±1,9

74,6±1,2

 0,05

 

 

Заключение. Анализ результатов проведенного эксперимента позволяет говорить о значительном влиянии психологического фактора на эффективность спортивной подготовки полиатлонистов и необходимости рекомендовать в тренировочный процесс психотехник, направленных на совершенствование индивидуально-психологических особенностей спортсменов, обусловливающих психологическуюобусловливающихнных на овать в тренировочный процесс психрить о решении поставленных задач, получения положителных результатов подготовленность, что, в свою очередь, способствует росту результатов стрелковой деятельности.

 

Список литературы

  1. Водолеева В.А. Зимний полиатлон: основы тренировочного процесса: учебно-методическое пособие / В.А. Водолеева // Горно-Алтайск: ГАГУ. – 2012. – 88 с.
  2. Волков И.П. Регуляция психических состояний спортсменов в период подготовки к соревнованиям: методические рекомендации / И.П. Волкова // Санкт-Петербург. – 2009. – 23 с.
  3. Смоленцева В.Н. О психотехниках, психических состояниях в спорте и их регуляции: учебно-методическое пособие /В.Н. Смоленцева // Омск:
    СибГУФК. – 2008. – 92 с.
  4. Старовойт Р.В. Инновационная методика подготовки спортсменов в зимнем полиатлоне: автореф. дис. … канд.пед.наук: 13.00.08 / Р.В.
    Старовойт // Москва. – 2012. – 23 с.

References

  1. Vodoleeva V.A. Winter polyathlon: fundamentals of training process: Learning guidelines / V.A. Vodoleeva // Gorno-Altaisk: GASU. – 2012. – 88 p.
  2. Volkov I.P. Regulation of mental states of athletes during preparation for competitions: guidelines / I.P. Volkov // St. Petersburg. – 2009. – 23 p.
  3. Smolentseva V.N. On psychological techniques, mental states in sport and their regulation: learning guidelines / V.N. Smolentseva // Omsk: SibSUPC – 2008. – 92 p.
  4. Starovojt R.V. An innovative method of training athletes in winter polyathlon: abstr. of the diss. … Candidate of Pedagogical Sciences: 13.00.08 / Starovoit Roman Vladimirovich // Moscow. – 2012. – 23 p.

 

Spisok literatury

  1. Vodoleeva V.A. Zimnij poliatlon: osnovy trenirovochnogo protsessa: uchebno-metodicheskoye posobiye / V.A. Vodoleeva // Gorno-Altaisk: GAGU. – 2012. – 88 p.
  2. Volkov I.P. Regulyatsiya psikhicheskikh sostoyanij sportsmenov v period podgotovki k sorevnovaniyam: metodicheskiye rekomendatsii/ I.P. Volkov // Sankt-Peterburg. – 2009. – 23 p.
  3. Smolentseva V.N. O psikhotekhnikakh, psikhicheskikh sostoyaniyakh v sporte i ikh regulyatsii: uchebno-metodicheskoye posobiye / V.N. Smolentseva // Omsk: SibGUFK – 2008. – 92 p.
  4. Starovojt R.V. Innovatsionnaya metodika podgotovki sportsmenov v zimnem poliatlone: avtoref. dis. … kand.ped.nauk: 13.00.08 / Starovojt Roman Vladimirovich // Moskva. – 2012. – 23 p.

 

Сведения об авторах: Смоленцева Валентина Николаевна – доктор психологических наук, профессор кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Сибирского государственного университета физической культуры и спорта» (ФГБОУ ВО СибГУФК), Омск, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.;  Маснюк Наталья Эдуардовна – магистрантка кафедры педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Сибирского государственного университета физической культуры и спорта» (ФГБОУ ВО СибГУФК), Омск.

 

Information about the authors: Smolentseva Valentina Nikolaevna – Doctor of Psychological Sciences, Professor of the Department of Pedagogy and Psychology of the FSBEI of HE “Siberian State University of Physical Culture and Sports” (FSBEI of HE SibSUPC), Omsk, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Masnyuk Natalia Eduardovna – Master’s Student of the Department of Pedagogy and Psychology of the FSBEI of HE “Siberian State University of Physical Culture and Sports” (FSBEI of HE SibSUPC), Omsk.