Скачать статью в pdf-формате

Дата публикации: 01.06.2022   
DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_02_37                                                         
УДК 796.071.2                                                                                                                 

ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ ФУТБОЛИСТОВ

В.В. Лавриченко, А.П. Золотарёв

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Россия

Аннотация. Представленный в статье материал содержит анализ современной научной литературы с позиции теоретического обоснования необходимости и рациональности в области применения современных образовательных технологий в процессе предпрофессиональной подготовки футболистов в государственных учреждениях спортивной подготовки. На основании результатов исследования определены основные проблемные моменты в нормативной базе, регламентирующей многолетнюю спортивную подготовку футболистов, связанные с отсутствием компетентностной ориентации, тогда как предпрофессиональная подготовка тренера ориентирована на освоение определённых компетенций, способствующих эффективному выполнению трудовых функций. Установлены и предложены для использования в тренировочном процессе необходимые элементы современных образовательных технологий, позволяющие установить компетентностные отношения при оценке эффективности предпрофессиональной подготовки юных футболистов.

Ключевые слова: предпрофессиональная подготовка, футболисты, образовательные технологии, компетентностный подход, принцип метапредметности.

THE USE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN THE PRE-PROFESSIONAL TRAINING OF SOCCER PLAYERS

V.V. Lavrichenko, A.P. Zolotarev

Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, Russia

Annotation. The purpose of the study is the theoretical justification of the use of modern educational technologies in the process of pre-professional training of soccer players in state institutions of sports training. Based on the results of the study, gaps in the regulatory framework governing the long-term sports training of soccer players are identified, associated with the lack of competence orientation, while the pre-professional training of a coach is focused on the development of certain competencies that contribute to the effective performance of labor functions. We have also identified necessary elements of modern educational technologies and proposed for use in the training process, which make it possible to establish competence-based relations when evaluating the effectiveness of pre-professional training of young soccer players.

Keywords: pre-professional training, soccer players, educational technologies, competence-based approach, the metadisciplinarity principle.

Введение. В настоящее время трудовые взаимоотношения в футболе, взаимодействия спортсмена и тренера, уровень их подготовки и образования регламентируются основными документами: Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования [1], Федеральным стандартом спортивной подготовки в виде спорта «футбол» [2], профессиональными стандартами «Тренер» [3] и «Спортсмен» [4] соответственно. В этом аспекте образование и подготовка тренера связаны с компетентностной ориентацией, тогда как образование спортсмена ограничивается требованиями к результатам реализации программ спортивной подготовки на каждом из этапов многолетнего тренировочного цикла, что вызывает противоречия. Основной целью профессиональной деятельности спортсмена является достижение собственного максимально высокого уровня результатов соревновательной деятельности [4]. Однако образовательная составляющая в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «футбол» не ориентирована на компетентностный подход к обучению футболистов и не предусматривает становление спортивного мастерства с позиций повышения компетентности в профессиональной деятельности. Совершенствование спортивной подготовки футболистов сегодня проходит вне переосмысления и пересмотра сложившейся многими десятилетиями научно-методической парадигмы советского любительского спорта, принципы которой действуют и по настоящее время во всех программно-нормативных документах, регламентирующих деятельность государственных учреждений, осуществляющих спортивную подготовку.

Цель исследования – теоретическое обоснование применения современных образовательных технологий в процессе предпрофессиональной подготовки футболистов в государственных учреждениях спортивной подготовки.

Методы и организация исследования. В работе использовались теоретические методы научного познания, анализ современной научно-методической литературы, патентно-информационный поиск, изучение основных нормативных документов, регламентирующих подготовку футболистов и тренеров. Всего проанализировано более 150 литературных источников.

Результаты исследования и их обсуждение. В связи с профессионализацией спорта [5-6] обнажились проблемы российской системы подготовки футболистов ввиду того, что отечественные игроки не выдерживают конкуренцию с ведущими иностранными, и, как следствие, снижается их профессиональный статус. На сегодняшний день в условиях профессионального спорта в Российской Федерации существует система спортивной подготовки, созданная отечественными учёными ещё в социально-экономических условиях Советского союза. Спортивная деятельность в СССР не имела статуса профессии и рассматривалась, помимо ориентации на высокие спортивные достижения, как одно из эффективных средств подготовки к выполнению трудовых функций в профессиональной, не связанной со спортом деятельности. Спортивные достижения оценивались государством в виде присвоения спортивных разрядов, спортивных званий, что находило своё отражение и в детско-юношеском спорте. Именно разряды и звания определяли и определяют по настоящее время квалификацию и рост спортивного мастерства во всех видах спорта. Можно сказать, что спортивная деятельность формально носила любительский характер. С приобретением профессионального статуса уже в Российской Федерации в нормативных документах, регламентирующих спортивную подготовку, сохранились установки на подготовку юных спортсменов в парадигме любительского спорта, где оценка спортивного (профессионального) мастерства привязывается к результату, показанному в соревнованиях, как главному критерию профессиональной квалификации. Это, наверное, во многом справедливо для отдельных видов спорта с объективными количественными показателями результативности (лёгкая и тяжёлая атлетика, плавание и т.п.). Однако для определённых видов спорта критерии результативности не так очевидны, принимая во внимание результаты на соревнованиях. По одной из классификаций видов спорта футбол относится к группе с активной двигательной деятельностью спортсменов и с предельным проявлением физических и психических качеств [7]. По другой классификации [8], где виды спорта дифференцируются в зависимости от проявления определённых физических и технических способностей (скоростно-силовые, циклические, сложно-координационные, спортивные игры, единоборства, многоборья), футбол относится к командным игровым видам. Видимо, по этой причине программно-нормативная база до настоящего времени обеспечивает многолетний процесс спортивной подготовки, отбор и прогнозирование способностей юных футболистов на её этапах (начальный, тренировочный, совершенствование спортивного мастерства), учитывая, прежде всего, развитие этих способностей (физических и технических). На сегодняшний день в системе спортивной тренировки эта оценка применяется для всех перечисленных выше видов спорта. Принимая во внимание особенности соревновательной деятельности в различных видах спорта, можно констатировать, что в командных игровых видах не всегда имеется возможность правильно оценить мастерство игрока, особенно юного, опираясь только на развитие этих способностей. Количественные критерии оценки спортивного мастерства в этих видах должны вмещать более полноценную информацию.

На сегодняшний день оценка тактической и психической подготовленности в Федеральном стандарте спортивной подготовки по виду спорта «футбол», по-видимому, связывается с командными достижениями, за которые присваивается спортивный разряд и определяется квалификация футболиста. Это предположение основывается на том факте, что в данном нормативном документе не прописано иных критериев оценки этих необходимых для футболистов видов спортивной деятельности. Следует подчеркнуть, что результаты матчей в командных игровых видах спорта не дают всей информации о качестве соревновательной деятельности отдельного игрока. Эффективность действий каждого члена команды зависит от действий партнёров и соперников. Поэтому результат в матчах, особенно в детско-юношеском футболе, нельзя рассматривать как единственный и объективный критерий оценки тактической и психической подготовленности игрока. В этом заключается сложность прогнозирования дальнейшей спортивной карьеры футболистов.

Соревновательная деятельность в футболе до настоящего времени недостаточно научно-обоснована и с позиции компетентности, которая связывается нами с оценкой собственных возможностей для выполнения эффективных действий в соревновательных условиях, являющихся результатом развития тактических, технических, физических и психических способностей. Теоретико-методологическим и научно-практическим решениями этих пробелов в теории спорта может стать реализация компетентностного подхода при подготовке футболистов к выступлению на профессиональном уровне. Известно, что, современные образовательные технологии нацелены на освоение обучающимися различных компетенций, которые позволят ему реализовать свой личностный потенциал в дальнейшей профессиональной деятельности. Представляется очевидным фактом, что язык компетенций является сегодня наиболее адекватным для описания результатов образования. Компетенции как концептуальный подход актуальны в образовании именно потому, что стало очевидным, что знания, умения и навыки имеют смысл только тогда, когда деятельность специалиста-профессионала позволяет ему создавать те результаты, которые ожидаются окружающими. При этом результатами не может считаться демонстрация знаний, умений и навыков, поскольку необходим образовательный продукт [7, 9, 10, 11]. В процессе подготовки футболистов таким продуктом является конкурентоспособный спортсмен, обладающий компетентностью в профессиональной (соревновательной) деятельности.

Любая профессиональная деятельность предъявляет личности свои требования, соответствие которым обусловливает успешность её выполнения. Условия, в которых протекает борьба за победу в современном профессиональном футболе, настолько многообразны и сложны, что добиваться высоких и стабильных результатов способна только всесторонне подготовленная личность, представляющая собой уникальный сплав персональных характеристик, типичных для успешных спортсменов. Можно с уверенностью сказать, что индивидуальная компетентностная ориентация при обучении футболистов должна являться обязательной частью всей подготовки, необходимой для достижения высоких результатов. Она должна стоять в одном ряду со всеми известными видами спортивной подготовки, дополняя их и формируя более высокий уровень спортивного мастерства. Таким образом, актуализация компетентностного подхода к обучению футболистов предопределяет необходимость конкретизации понятийного аппарата.

В разработке компетентностного подхода к обучению футболистов перечень необходимых компетенций определялась нами в соответствии с запросами профессионального футбола. Поэтому, овладение такими компетенциями становится основной целью и результатом процесса обучения. С этих позиций главной ценностью является не усвоение всей суммы знаний, умений, навыков, а освоение учащимися таких приёмов, которые позволяли бы им, исходя из своих собственных возможностей, эффективно действовать в различных ситуациях игры. Таким образом, создаваемая новая педагогическая среда принципиально меняет и позицию педагога-тренера. Его главной задачей становится мотивация учащихся к реализации своих способностей в созданных им условиях творческого воплощения учебных заданий. То есть, тренер формирует развивающую среду, в которой происходит выработка каждым учащимся на основе его собственных возможностей определённых компетенций. В таком понимании меняется и смысл термина «развитие».

Развитие спортсмена связано, в первую очередь, с приобретением особых умений, к которым у него есть предрасположенность и отсутствие противоречий с его индивидуальными возможностями. Очевидно, что спортивная деятельность связана с проявлением двигательных способностей человека, от уровня развития которых во многом зависит его успешность в спорте. По мнению многих авторов [12-15] способности обусловлены возможностью выполнять какие-либо двигательные действия с учётом свойств психодинамических процессов, а также врождённых морфофункциональных свойств личности, называемых задатками. В этом случае формирование определённых знаний, умений и навыков напрямую связано с реализацией личностного набора задатков, определяющих способность выполнять соревновательные движения и передвижения определённым образом, присущим только конкретному индивидууму [13].

В трудах И.П. Подласного [16] способность определяется как личностная черта человека, которая является субъективным условием успешного осуществления той или иной деятельности. Способности не ограничиваются личными знаниями, умениями и навыками. Они находятся в органической взаимосвязи с быстротой и прочностью овладения специальными приемами и являются внутренними психологическими регуляторами, которые определяют возможность их получения. Л.П. Сергиенко [17] показано, что способность – это развитые задатки, проявляющиеся на различных по сложности уровнях функционирования и обусловливающие различия в возможностях людей.

В исследованиях В.М. Волкова [18] отмечено, что задатки по отношению к способностям могут быть специфичными, однако каждой способности может соответствовать не один, а несколько разных сочетаний задатков. Л.П. Сергиенко [17] на основе терминологического анализа этих понятий приходит к выводу, что «…возможности по достижению высоких спортивных результатов во многом индивидуальны для каждого спортсмена. Поэтому, двух одинаковых по задаткам людей не существует» [17, С. 125].

Таким образом, можно сказать, что компетенции футболиста ориентированы на индивидуальное самосовершенствование и направлены на освоение средств тактического, технического, физического и психического развития. Применение компетентностного подхода к процессу обучения футболистов предполагает принципиальные изменения в его привычной организации и методическом обеспечении, в способах оценивания результатов. В этом отношении компетентный футболист – это не только подготовленный технически, тактически, физически, психически, но и обязательно спортсмен, обладающий «перснонализированной компетентностью», связанной с оценкой своих собственных возможностей действовать соответствующим образом при решении специфических задач в матче [19].

Компетентностный подход к обучению футболистов предполагает ориентацию на результаты обучения, что означает стремление достичь большей точности в определении того, чем завершится образовательный процесс для каждого обучающегося. При таком подходе результатом (продуктом) является спортсмен, обладающий персонализированной компетентностью в соревновательной деятельности. В свою очередь, компетенции футболистов составляют предметно-деятельностную основу, обеспечивающую комплексное достижение целей всего процесса обучения.

С целью конкретизации компетенций футболистов нами введены новые термины и определения на основе использования принципа метапредметности в спортивной деятельности [20-21]. Сегодня на принципе метапредметности в образовании базируются многие современные технологии обучения. Этот принцип включает интеграцию содержания образования, которое направлено на устранение разобщенности знаний учащегося, разделенных по отдельным предметам, и получение им представлений о целостной картине мира. Метапредметность подразумевает также и обучение приемам, техникам, схемам, образцам познавательной деятельности, которые могут и должны использоваться не только при изучении различных дисциплин, но способствовать практическому применению полученных знаний. Метапредметность – это обращение к основам предмета, его изначальному смыслу, что в теории ведет к целостному образному восприятию мира, к универсальной надпредметной деятельности. Это, в первую очередь, способ мышления и получения универсального знания, не привязанного к отдельным предметам, и в то же время включающий их. Учитывая всю сложность соревновательной деятельности футболистов, процесса подготовки к овладению мастерством в этом виде спорта, можно сказать, что образовательная составляющая всего процесса многолетней спортивной подготовки должна носить непрерывный, систематический характер, и быть включена наряду с передовыми технологиями обучения детей, в обычной средней школе, в спортивную деятельность.

Принцип метапредметности в предпрофессиональной подготовке футболистов актуализируется нами в связи с изменением парадигмы современного образования, физической культуры и спортивного пространства и представляет собой симбиоз известных видов спортивной подготовки или спортивных дисциплин (технической, тактической, физической, психологической). В данном случае функционирование предлагаемых нами современных образовательных технологий в спортивной деятельности определяется биологической обратной связью, которая позволяет выстраивать траекторию повышения индивидуального мастерства спортсменов на основе метапредметов, метаприёмов и метаэлементов обучающего процесса. Такой подход приобщает их к непосредственному участию в процессе обучения, сосредоточивает на развитии мышления, создаёт личный опыт деятельности и в кратчайшие сроки формирует наиболее важные метарезультаты, в качестве которых выступают компетенции – соревновательные и личностно-ориентированные на стабильный спортивный результат.

Исходя из такой позиции процесс повышения персонализированной компетентности в профессиональной (соревновательной) деятельности футболистов основывается на реализации в процессе обучения двух видов спортивной подготовки, которые с полным основанием можно отнести к метапредметам. Известная в теории и методики спорта, и футбола в частности, технико-тактическая подготовка представляет собой, по сути, метапредмет, поскольку позволяет обучающимся юным футболистам получать целостное представление о той области соревновательной деятельности, где применение технических приёмов является двигательным воплощением тактического решения в рамках соревновательной борьбы. Объединение в один метапредмет физической и психологической подготовки позволяет достигать в процессе обучения необходимого понимания (осознания) собственных физических возможностей для эффективного выполнения функциональных обязанностей игрока в рамках определённого амплуа. Поэтому психофизическая подготовка является необходимым метапредметом для изучения футболистом с целью получения знаний, связанных с рационализацией собственной двигательной деятельности в процессе матча. Таким образом, оба вида спортивной подготовки представляют собой не просто объединение существующих в теории спорта видов (учебных предметов), а надпредметные спортивные дисциплины, необходимые для получения обучающимся целостных знаний о разных сторонах соревновательной деятельности футболистов в условиях учебно-тренировочного процесса. В свою очередь, метаприёмы предполагают формирование в процессе обучения специальных технико-тактических и психофизических навыков, обеспечивающих развитие перцептивных и когнитивных способностей. Такие интеллектуальные навыки формируются на основе знаний об атакующих и оборонительных тактиках, представлений о возможности варьирования темпом и ритмом (интенсивность) передвижений в матче. Метаэлементы процесса обучения предполагают совершенствование индивидуальных умений футболиста, которые позволяют реализовывать результаты умственной деятельности в процессе принятия решения. Таким образом, метаэлементы являются основой обучающей информации, касающейся определённой области двигательной активности футболиста в процессе соревновательной игры. Можно выделить три группы таких умений:

- тактико-познавательные умения, которые обеспечивают целесообразные передвижения футболиста без мяча, основанные на оценке игровой ситуации, регулярно возникающей по ходу матча (типичной игровой ситуации);

- технико-координационные умения, связанные с применением технических приёмов владения мячом в типичных игровых ситуациях с учётом индивидуально-типологических и морфологических особенностей организма игрока;

- психомоторные умения, включающие передвижения футболистов в определенном темпе и ритме относительно пространственно-временных ограничений различных типичных игровых ситуаций.

В принятых за основу терминах и определениях новая образовательная парадигма профессиональной подготовки футболистов теоретически базируется на идее систематического круглогодичного обучения футболистов с целью повышения персонализированной компетентности в соревновательной деятельности, которая формируется в следующей взаимосвязи (рис.).

 

Рис. Новая парадигма обучения футболистов на основе компетентностного подхода

Такая взаимообусловленность в обучении объясняется тем, что процесс повышения персонализированной компетентности футболиста опирается на известную в педагогике и психологии систему мышления и усвоения знаний (таксономию) Б. Блума [22] и включает следующие элементы:

- знание об игровых ситуациях, регулярно возникающих по ходу мачта;

- распознавание (узнавание) особенностей той или иной игровой ситуации;

- навык понятийного решения тактической задачи в конкретной игровой ситуации;

- умение двигательного решения тактической задачи в конкретной игровой ситуации;

- эффективность действий в зависимости от собственных возможностей в конкретной игровой ситуации.

Следует подчеркнуть, что в отличие от упомянутой системы Б. Блума, повышение персонализированной компетентности футболистов не имеет иерархии перечисленных выше элементов во времени в процессе обучения, а основано на единовременном усвоении знаний, умений и навыков в рамках тренировочных циклов. Следовательно, сложность в реализации компетентностного подхода к обучению футболистов заключается в его многокомпонентности, взаимообусловленности и взаимозависимости развития отдельных знаний, умений и навыков, которые в совокупности являются дидактической основой повышения профессионального (соревновательного) мастерства.

Заключение. Анализ и обобщение данных нормативно-правовых документов позволили выявить особенности существующей организации многолетней спортивной подготовки футболистов в отечественной системе спортивной тренировки. Систематизация данных по исследуемой проблеме высветила ключевые теоретико-методологические проблемы существующей многолетней спортивной подготовки футболистов и актуализировала обоснование необходимости применения современных образовательных технологий в спортивной деятельности. Таким образом, становится очевидным, что на сегодняшний день в связи с профессионализацией спорта назрела необходимость научного обоснования предпрофессиональной подготовки футболистов. Это требует совершенствования Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «футбол» в части внедрения в многолетний тренировочный процесс образовательных элементов, способствующих повышению компетентности в профессиональной (соревновательной) деятельности. Современные технологии, применяемые в образовании, не только целесообразно, но и необходимо применять в спортивной подготовке, поскольку оба процесса являются сугубо педагогическими и обусловлены непосредственным взаимодействием учителя (тренера) и ученика (воспитанника). Предлагаемые элементы образовательных концепций, помимо прочего, устанавливают необходимые профессиональные отношения между тренировочной и соревновательной деятельностью, а также предполагают совершенствование способов оценки соревновательного мастерства юных футболистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 49.03.04 Спорт. Утверждён приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 25 сентября 2019 г. №886 URL: http://ivo.garant.ru/document/72894448 (дата обращения 02.04.2020).
  2. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта «футбол». Утвержден приказом Минспорта России от 25 октября 2019 года № 880 URL: http://docs.cntd.ru/document/563677665 (дата обращения 14.06.2020).
  3. Профессиональный стандарт «Тренер». Утверждён приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28.03.2019 № 191н. URL: https://classdoc.ru/profstandart/05_sport/professionalstandarts_48/ (дата обращения 23.01.2020).
  4. Профессиональный стандарт «Спортсмен». Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 марта 2019 г. № 194н. URL: https://classinform.ru/profstandarty/05.001-sportsmen.html (дата обращения: 23.01.2020).
  5. Багадирова, С. К. Профессионализация спорта: этапы развития профессионала / С. К. Багадирова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2011. – № 18. – С. 483-487.
  6. Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 04.12.2007 N 329-ФЗ (последняя редакция) URL: http://deti.rkomi.ru/content/ 6292 (дата обращения: 11.02.2018).
  7. Матвеев, Л. П. Основы спортивной тренировки: Учебное пособие для ин-тов физической культуры / Л. П. Матвеев. – М.: Физкультура и спорт, 1977. – 271 с.
  8. Суслов, Ф. П. Теория и методика спорта: учебное пособие для училищ олимпийского резерва / Ф. П. Суслов, Ж. К. Холодов. – М., 1997. – 416 с.
  9. Гончарук, А. И. Школа XXI века (Диалектика учебного процесса) / А. И. Гончарук, В. Л. Зорина. – Красноярск: МЦПИ, 1997. – 56 с.
  10. Зеер, Э. Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход / Э. Ф. Зеер // Образование и наука. – 2004. – № 3. – С. 7.
  11. Сергеев, А. Г. Компетенции и компетентность: монография / А. Г. Сергеев / Владимр. гос. уни-тет. – Владимир: Изд-во Владимр.гос.уни-тета, 2010. – 107 с.
  12. Нопин, С. В. Тестирование функционального состояния опорно-двигательного аппарата спортсменов циклических и ситуационных видов спорта / С. В. Нопин, Ю. В. Корягина, Г. Н. Тер-Акопов // Теория и практика физической культуры. – 2020. – № 4. – С. 25-27.
  13. Гогунов, Е. Н. Психология физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Н. Гогунов. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
  14. Козлов, И. М. Взаимосвязь темпа и ритма биомеханической структуры спортивных движений / И. М. Козлов, А. В. Самсонова, В. Н. Томилов // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 2. – С. 10-13.
  15. Лексаков, А. В. Особенности комплексного контроля в подготовке футболистов различного уровня: методические рекомендации / А. В. Лексаков, В. П. Губа. – М., 2010. – 78 с.
  16. Подласный, И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. / И. П. Подласный. – М., 2002. – Книга 1: Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.
  17. Сергиенко, Л. П. Спортивный отбор: теория и практика: монография / Л. П. Сергиенко. – М.: Советский спорт, 2013. – 1048 с.
  18. Волков, В. М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей / В. М. Волков // Теория и практика физической культуры. – 1993. – № 5-6. – С.41.
  19. Лавриченко, В. В. Характеристика компетентностного подхода к обучению юных футболистов / В. В. Лавриченко, А. П. Золотарёв, И. Н. Калинина // Современные вопросы биомедицины. – 2021. – Том 5. – № 2. DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_02_5.
  20. Багадирова, С. К. Метазнания как информационный ресурс информационной основы деятельности спортсмена / С. К. Багадирова // Проблемы и перспективы реализации междисциплинарных исследований: сборник статей Национальной (Всероссийской) научно-практической конференции, Волгоград, 22 сентября 2020 года. – Уфа: Общество с ограниченной ответственностью "ОМЕГА САЙНС", 2020. –
    С. 121-124.
  21. Германов, Г. Н. Методологические подходы в управлении подготовкой юных и квалифицированных спортсменов: научно-теоретический анализ / Г. Н. Германов, С. И. Филимонова, И. А. Сабирова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2014. – № 8 (114). – С. 48-56.
  22. Общие положения таксономии Блума. URL: https://studopedia.ru/16_87688_glava-obshchie-polozheniya-taksonomii-b-bluma.html (дата обращения: 002.2017).

REFERENCES

  1. Federal state educational standard of higher education - bachelor's degree in the field of training 49.03.04 “Sports”. Approved by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation dated September 25, 2019, No. 886. Available at: http://ivo.garant.ru/document/72894448 (accessed 02.04.2020). (in Russ.)
  2. Federal standard of sports training in the sport "Soccer". Approved by the order of the Ministry of Sports of Russia dated October 25, 2019, No. 880. Available at: http://docs.cntd.ru/document/563677
    665 (accessed 14.06.2020). (in Russ.)
  3. Professional standard "Trainer". Approved by Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 191n dated March 28, 2019. Available at: https://classdoc.ru/profstandart/05_sport/professionalstandarts_48/ (accessed 23.01.2020). (in Russ.)
  4. Professional standard "Athlete". Approved by Order of the Ministry of Labor and Social Protection of the Russian Federation No. 194n dated March 28, 2019. Available at: https://classinform.ru/profstandarty/05.001-sportsmen.html (date of application: 23.01.2020). (in Russ.)
  5. Bagadirova S.K. Professionalization of sports: stages of professional development. Psychology and Pedagogy: Methods and Problems of Practical Application, 2011, no. 18, pp. 483-487. (in Russ.)
  6. Federal law "On physical culture and sport in the Russian Federation" dated 04.12.2007, No. 329-FZ (latest revision) Available at: http://deti.rkomi.ru/content/6292 (accessed 11.02.2018). (in Russ.)
  7. Matveev, L.P. Basics of sports training: a textbook for physical culture institutes. Moscow: Fizicheskaya Kul’tura i Sport, 1977. 271 p. (in Russ.)
  8. Suslov F.P., Kholodov J.K. Theory and methodology of sports: a textbook for the Olympic reserve schools. Moscow, 1997. 416 p. (in Russ.)
  9. Goncharuk, A.I., Zorina V.L. School of the XXI century (Dialectics of the educational process). Krasnoyarsk: International Center for Professional Innovations, 1997. 56 p. (in Russ.)
  10. Zeer, E.F. Modernization of vocational education: a competence-based approach. Education and Science, 2004, no. 3, pp. 7. (in Russ.)
  11. Sergeev A.G. Competencies and competence: a monograph. Vladimir: Publishing House of Vladimir State University, 2010. 107 p. (in Russ.)
  12. Nopin S.V., Koryagina Yu.V., Ter-Akopov G.N. Testing the functional state of the musculoskeletal system of athletes in cyclic and situational sports. Theory and Practice of Physical Culture, 2020, no. 4, pp. 25-27. (in Russ.)
  13. Gogunov E.N. Psychology of physical education and sports: textbook for students of universitites. Moscow: Publishing center "Akademiya", 2000. 288 p. (in Russ.)
  14. Kozlov I.M., Samsonova A.V., Tomilov V.N. The relationship of tempo and rhythm of the biomechanical structure of sports movements. Theory and Practice of Physical Culture, 2003, no. 2, pp.10-13. (in Russ.)
  15. Leksakov A.V., Guba V.P. Features of comprehensive control in the training of soccer players of various levels: methodological guidelines. Moscow, 2010. 78 p. (in Russ.)
  16. Podlasnyj I.P. Pedagogy: A new course: Textbook for students of universities: In 2 books. Moscow, 2002. Book 1: General basics. The learning process. 576 p. (in Russ.)
  17. Sergienko L.P. Sports selection: theory and practice: a monograph. Moscow: Sovetskij Sport, 2013. 1048 p. (in Russ.)
  18. Volkov V.M. On the problem of prerequisites for developing motor abilities. Theory and Practice of Physical Culture, 1993, no. 5-6, pp. 41. (in Russ.)
  19. Lavrichenko V.V., Zolotarev A.P., Kalinina I.N. Characteristics of the competence-based approach to the training of young soccer players. Modern Issues of Biomedicine, 2021, vol. 5, no. 2. DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_02_5. (in Russ.)
  20. Bagadirova S.K. Meta-knowledge as an informational resource of the information basics of an athlete’s activity. Problems and Prospects for the Implementation of Interdisciplinary Research: materials of the National (All-Russian) Scientific and Practical Conference, Volgograd, September 22, 2020. pp. 121-124. (in Russ.)
  21. Germanov G.N., Filimonova S.I., Sabirova I.A. Methodological approaches in the management of training of young and qualified athletes: scientific and theoretical analysis. Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2014, no. 8 (114), pp. 48-56. (in Russ.)
  22. General regulations of the Bloom's taxonomy. Available at: https://studopedia.ru/16_87688_glava-obshchie-polozheniya-taksonomii-b-bluma.html (accessed 01.02.2017). (in Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Владислав Валерьевич Лавриченко
– кандидат биологических наук, старший преподаватель, доцент кафедры теории и методики футбола и регби, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Александр Петрович Золотарев – доктор педагогических наук, профессор, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Vladislav Valer’evich Lavrichenko
– Candidate of Biological Sciences, Senior Lecturer, Associate Professor of the Department of Theory and Methods in Soccer and Rugby, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Aleksandr Petrovich Zolotarev – Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar.

Для цитирования: Лавриченко, В. В. Применение современных образовательных технологий в предпрофессиональной подготовке футболистов / В. В. Лавриченко, А. П. Золотарёв // Современные вопросы биомедицины. – 2022. – Т. 6. – № 2. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_02_37
For citation: Lavrichenko V.V., Zolotarev A.P. The use of modern educational technologies in the pre-professional training of soccer players. Modern Issues of Biomedicine, 2022, vol. 6, no. 2. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_02_37