Скачать статью в pdf-формате

Дата публикации: 01.06.2024                                                            
DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_02_17                                                                                  
УДК 612.176.4                                                                                                              

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ НА ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА ПРИ УМСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РЕАКТИВНОСТИ СИМПАТИЧЕСКИХ ЦЕНТРОВ У СТУДЕНТОВ

Т.М. Николаева1, Е.К. Голубева1, Л.Л. Ярченкова1

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ивановский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Иваново, Россия

Аннотация. Физическая нагрузка вызывает изменение характера реагирования вегетативной нервной системы на последующую когнитивную деятельность. Цель исследования – изучить влияние предшествующей физической нагрузки на вариабельность сердечного ритма при умственной деятельности у студентов в зависимости от реактивности симпатической нервной системы. Оценка симпатической реактивности производилась по особенностям частоты сердечных сокращений в ортостатической пробе. Умственная нагрузка сопровождается изменением вариабельности сердечного ритма, отражающим активацию симпатических кардиальных центров. При умственной деятельности, выполняемой после физической, происходит увеличение активности парасимпатического отдела. При этом у лиц с высокой симпатической реактивностью сохраняется тенденция к активации симпатической системы.

Ключевые слова: вариабельность сердечного ритма, физическая нагрузка, умственная деятельность, вегетативная нервная система.

EFFECT OF PHYSICAL ACTIVITY ON HEART RATE VARIABILITY DURING MENTAL ACTIVITY DEPENDING ON THE SENSITIVITY OF SYMPATHETIC CENTERS IN STUDENTS

T.M. Nikolaeva1, E.K. Golubeva1, L.L. Yarchenkova1

Ivanovo State Medical University, Ivanovo, Russia

Abstract. Physical activity causes a change in the nature of the autonomic nervous system’s response to subsequent cognitive activity. The objective of the research is to study the effect of previous physical activity on heart rate variability during mental activity in students, depending on the sensitivity of the sympathetic nervous system. Sympathetic sensitivity was assessed based on the characteristics of heart rate in an orthostatic test. Mental load is accompanied by changes in heart rate variability, reflecting the activation of sympathetic cardiac centers. When mental activity is performed after physical activity, an increase in the parasympathetic division activity was noted. At the same time, in individuals with high sympathetic sensitivity, the tendency to activate the sympathetic system remains.

Keywords: heart rate variability, physical activity, mental activity, autonomic nervous system.

Введение. Обучение в медицинском вузе сопряжено с повышенным объемом академической нагрузки и высоким уровнем психоэмоционального напряжения, возникающего у студентов во время учебного процесса [1]. Современные условия образо­вательной деятельности часто способствуют развитию утомления, снижению умственной работоспособности и ухудшению здоровья обучающихся [2]. В повышении эффектив­ности процесса обучения важную роль играет двигательная активность [3]. Актуальным является анализ влияния физической нагрузки на характер приспособительных реакций к учебному процессу [4]. Излишняя мышечная активность приводит к напряжению адаптационно-компенсаторных реакций организма студентов, что приводит к нарушению симпато-парасимпатического баланса. Поэтому сочетание мышечной и умственной деятельности должно быть тщательно сбалансированным [5]. В значительной степени развитие приспособительного ответа организма зависит от состояния сердечно-сосудистой системы, для изучения вегетативной регуляции которой применяют анализ вариабельности сердечного ритма (ВСР) [6]. Динамика ВСР при умственной деятельности обусловлена степенью напряжения и индивидуальными особенностями реактивности ВНС [7]. При физических нагрузках наблюдается тенденция к смещению симпато-парасимпатического баланса, что приводит к изменению характера реагиро­вания ВНС на последующую когнитивную деятельность и также имеет индивидуальные проявления, которые могут быть связаны с оптимизацией или, напротив, рассогласованием механизмов регуляции [8]. Актуальным является изучение особенностей реакции сердечно-сосудистой системы при умственной деятельности, а также при последовательном предъявлении физических и умствен­ных нагрузок нетренированному человеку в зависимости от симпатической реактивности ВНС.

Цель исследования – изучить влияние предшествующей физической нагрузки на вариабельность сердечного ритма при умственной деятельности у студентов в зависимости от реактивности симпатической нервной системы.

Методы и организация исследования. В исследовании приняли участие 40 добровольцев мужского пола (студентов ИвГМУ). Возраст испытуемых составил 19-21 год. Регистрацию ВСР осуществляли с использованием комплекса «Поли-Спектр» компании «Нейрософт» (г. Иваново). Запись кардиоритмограммы производили в течение пяти минут в соответствии с Междуна­родным стандартом. Анализировали следующие показатели ВСР: частота сердечных сокращений (ЧСС, уд/мин); средняя длительность интервала R-R (RRNN, мс); стандартное отклонение нормальных интервалов RR за весь рассмат­риваемый период (SDNN, мс); количество пар соседних интервалов, различающихся более, чем на 50 мс, полученное за весь период записи (pNN50,%); коэффициент вариации (CV, %); общая мощность спектра (TP, мс2); нормированная мощность низких частот (LFnorm, усл.ед.); нормированная мощность высоких частот (HFnorm, усл.ед.); процент высокочастотных колебаний (0,15-0,40 Гц) (%HF, %); процент низкочастотных колебаний (0,04-0,15 Гц) (%LF, %); мощность очень низкочастотных колебаний (0,003-0,04 Гц) (VLF, мс2); симпатовагальный индекс (LF/HF, усл.ед.); индекс централизации ИЦ (усл.ед.), индекс напряжения (SI, усл.ед.). Оценивали динамику показателей сердечного ритма при когнитивной нагрузке (умственная нагрузка 1) и при когнитивной нагрузке, совершенной сразу после мышечной активности (умственная нагрузка 2). Рассчитывали отклонение параметров ВСР (Δ).

Моделирование умственной нагрузки производили с помощью корректурного буквенного теста. Для воспроизведения физической нагрузки использовали Гарвардский степ-тест. Реактивность симпатичес­кой нервной системы оценивали по особенностям изменения частоты сердечных сокращений в активной ортостатической пробе. При увеличении ЧСС в диапазоне от 6 до 24 ударов в минуту тип реактивности характеризовали как нормальный, при увеличении более чем на 24 удара – как гиперсимпатический, при увеличении менее чем на 6 ударов – как асимпатический.

Для статистической обработки резуль­татов применяли программы Excel, Statistica, MedCalc. Нормальность распреде­ления в выборках оценивали по критерию Шапиро-Уилка. Распределение не подчинялось закону нормальности, поэтому статистическую значимость различий оценивали с использованием критерия Вилкоксона (для зависимых выборок) и критерия Манна-Уитни (для независимых выборок). Количественные показатели описывали с помощью значений медианы и интерквартильного размаха (Ме [Q1; Q3]). Различия считали статистически значимыми при p≤0,05.

Результаты исследования и их обсуж­дение. Результаты изменения ЧСС в активной ортопробе позволили выделить две группы испытуемых: с нормальной (n=25) и повышенной симпатической реактивностью (n=15). Сравнительный анализ влияния умственной нагрузки на вариабель­ность сердечного ритма у представителей обеих групп обнаруживает сходную тенденцию изменения частотных и спектральных показателей (табл. 1). Так, после проведения корректурного теста у испытуемых наблюдается повышение ЧСС, укорочение RRNN, что может свидетельствовать о напряжении вегетативной регуляции сердечного ритма под влиянием когнитивной деятельности [9]. Кроме того, в группе с нормальной симпатической реактивностью выявлено снижение pNN50 на 15,2% (р=0,02) и CV на 35,5% (р=0,001) по сравнению с фоновыми значениями, что может быть связано с ослаблением активности парасимпатического звена регуляции кардиоритма при действии умственной нагрузки. Это подтверждается снижением HFnorm и %HF. Доля LFnorm, %LF после проведения корректурной пробы возрастает, что сопряжено со смещением вегетативного равновесия в сторону преобладания симпатической активности. Аналогичные изменения (снижение HFnorm, %HF, на фоне повышения LFnorm, %LF) наблюдаются в группе с гиперреактивностью симпатической системы. Общая мощность спектра после корректурной пробы уменьшается на 28,8% по сравнению с контролем (p=0,004) только у студентов, имеющих нормальную симпатическую реактивность. Повышение значений LF/HF, SI в обеих группах указы­вает на усиление симпатического эффекта и напряжение механизмов регуляции кардио­ритма, вызванное умственной нагрузкой. Корректурная проба приводит к увеличению ИЦ, что свидетельствует об увеличении роли центрального контура ВНС в управлении сердечным ритмом.

Исследование степени изменения ВСР при умственной нагрузке позволило выявить более выраженные отклонения временных и спектральных показателей у лиц с высокой симпатической реактивностью (табл. 2). Так, при выполнении буквенной корректурной пробы в группе с гиперсимпатической реактивностью отме­чается более значительное снижение RRNN, SDNN, pNN50, сопряженное с повышением ЧСС, что может свидетельствовать о большем снижении парасимпатических влияний и подавлении автономного контура регуляции ритма сердца. Это подтверждается выраженным уменьшением доли НFnorm в общей мощности спектра у студентов с высокой симпатической реактивностью. Больший прирост значений ИЦ и SI в группе с высокой симпатической активностью указывает на большее возбуждение симпатической системы по сравнению с лицами, имеющими нормальную реактивность симпатического отдела ВНС. Значительное снижение VLF после когнитивной нагрузки у студентов с гиперсимпатической реактивностью может быть связано с повышенной степенью напряжения регуляторных механизмов в этой группе испытуемых.

После умственной нагрузки 2 в группе испытуемых с нормальной реактивностью симпатического отдела наблюдается увели­чение RRNN, сопровождающееся уменьше­нием ЧСС (табл. 3). Значение SDNN в этой группе увеличивается с 54,50 [42,00;67,00] до 71,00 [46,00;95,00] (р=0,031); CV повы­шается с 7,58 [6,26;9,58] до 8,76 [6,95;12,32] (р=0,027), что может быть связано с повышением активности автономного контура регуляции. Это подтверждается снижением LF/HF, SI, ИЦ и повышением %HF, что указывает на уменьшение актив­ности центрального контура на фоне увеличения парасимпатических влияний. Кроме того, в группе испытуемых с нормальной симпатической реактивностью после умственной нагрузки 2 отмечается повышение ТР с 2765,50 [1830,00;3457,00] до 4100,00 [2592,00;5136,00] (р=0,004). Изменения LFnorm, %LF и НFnorm у представителей этой группы отсутствуют.

Таблица 1

Вариабельность сердечного ритма при умственной нагрузке 1, Me [Q1; Q3]

Показатель

Нормальная симпатическая
реактивность (n=25)

Высокая симпатическая
реактивность (n=15)

Контроль

Умственная нагрузка 1

Контроль

Умственная нагрузка 1

ЧСС, уд/мин

71,30

[68,47;74,35]

76,70 [70,35;80,97]
*р<0,001

75,75 [69,75;79,65]

85,20 [81,65;87,95]
*р=0,001

RRNN, мс

833,00 [797,25;880,00]

781,00 [741,50;833,75] *р<0,001

690,00 [655,50;755,50]

668,50 [636,00;712,00] *р=0,049

LFnorm, усл.ед.

37,56
[29,95;46,65]

69,00

[52,87;79,72]
*р<0,001

34,20 [25,95;41,45]

71,35 [60,05;74,75]
*р<0,001

НFnorm, усл.ед.

55,90
[49,42;64,12]

32,20
[25,77;47,95]
*р<0,001

65,80 [58,55;74,05]

28,65 [26,55;39,95]
*р<0,001

LF/HF, усл.ед.

0,62
[0,45;0,87]

2,10
[1,17;3,33]
*р=0,0001

0,58
[0,41;0,75]

2,49
[1,51;2,99]
*р<0,001

%LF, %

26,20
[15,39;33,40]

41,60
[33,72;48,15]
*р<0,001

22,05 [14,98;27,15]

39,05 [31,85;45,95]
*р=0,003

%HF, %

40,96
[31,37;46,35]

22,40
[17,62;34,05]
*р=0,005

36,36 [29,05;39,70]

18,05 [14,10;26,05]
*р=0,002

ИЦ, усл.ед.

1,44
[1,10;2,18]

3,46
[1,93;4,68]
*р=0,012

1,75
[1,51;2,44]

4,50
[2,82;6,11]
*р=0,002

SI, усл.ед.

37,28
[27,34;51,74]

57,56 [42,96;123,25]
*р<0,001

54,31 [27,68;93,31]

132,20 [70,07;192,00]
*р=0,001

Примечание: * – статистически значимые различия с контролем (р≤0,05); ЧСС – частота сердечных сокращений; RRNN – средняя длительность интервалов R-R; LFnorm – нормированная мощность низких частот; HFnorm – нормированная мощность высоких частот; LF/HF – симпатовагальный индекс; %LF – процент низкочастотных колебаний; %HF – процент высокочастотных колебаний; ИЦ – индекс централизации; SI – индекс напряжения

Таблица 2

Отклонение показателей вариабельности сердечного ритма при умственной нагрузке 1, Me [Q1; Q3]

Показатели

Нормальная симпатическая
реактивность (n=25)

Высокая симпатическая
реактивность (n=15)

ΔЧСС, уд/мин

+3,10 [2,00;5,00]

+12,40 [7,32;17,95] *р<0,001

ΔRRNN, мс

-16,00 [10,00;36,25]

-36,00 [23,87;63,25] *р=0,012

ΔSDNN, мс

-14,00 [10,50;26,00]

-25,00 [15,00;40,25] *р=0,041

ΔpNN50, %

-1,40 [0,97;5,47]

-6,60 [2,77;9,77] *р=0,014

ΔНFnorm, усл.ед.

-12,80 [7,42;32,37]

-36,80 [21,07;48,87] *р=0,017

ΔVLF, мс2

-664,00 [353,25;1143,00]

-1015,50 [700,00;1676,00] *р=0,047

ΔИЦ, усл.ед.

+1,40 [0,58;3,08]

+3,15 [1,94;5,28] *р=0,032

ΔSI, усл.ед.

+28,79 [15,73;61,59]

+83,76 [39,93;133,30] *р=0,015

Примечание: * – статистически значимые различия отклонения показателей ВСР у лиц с нормальной и высокой симпатической реактивностью (р ≤ 0,05); ∆ – отклонение показателей ВСР при умственной нагрузке 1 от контрольных значений; ЧСС – частота сердечных сокращений; RRNN – средняя длительность интервалов R-R; SDNN – стандартное отклонение нормальных интервалов RR за весь рассматриваемый период; pNN50 – количество пар соседних интервалов, различающихся более чем на 50 мс, полученное за весь период записи; HFnorm – нормированная мощность высоких частот; VLF – мощность очень низкочастотных колебаний; ИЦ – индекс централизации; SI – индекс напряжения

Таблица 3

Вариабельность сердечного ритма при умственной нагрузке 2, Me [Q1; Q3]

Показатель

Нормальная симпатическая
реактивность (n=25)

Высокая симпатическая
реактивность (n=15)

После физической нагрузки

Умственная нагрузка 2

После физической нагрузки

Умственная нагрузка 2

ЧСС, уд/мин

91,60 [81,40;100,00]

81,85 [74,80;88,10] *р<0,001

87,20 [85,17;98,05]

88,40 [83,77;92,80] *р=0,019

RRNN, мс

659,00 [600,00;780,00]

758,00 [681,00;824,00] *р<0,001

684,00 [624,00;706,00]

681,00 [666,00;719,00] *р=0,049

pNN50, %

4,50 [1,70;13,70]

17,25 [13,20;22,50] *р=0,0303

3,05
[2,20;6,10]

7,20 [5,60;10,60] *р=0,0496

LF/HF, усл.ед.

2,72
[2,01;3,38]

1,72
[1,38;2,30]
*р=0,004

3,04
[1,70;5,42]

1,49
[1,30;2,12]
*р=0,027

%HF, %

20,06 [13,60;25,20]

25,00
[17,90;31,40]
*р = 0,030

23,30
[22,30;23,95]

30,40
[27,52;36,42]
*р=0,047

ИЦ, усл.ед.

4,17
[3,12;6,01]

3,30
[2,68;4,63]
*р = 0,030

3,52
[3,29;7,85]

2,86
[2,37;3,99]
*р=0,008

SI, усл.ед.

136,56
[70,65;233,26]

94,42
[48,20;137,04]
*р<0,001

140,37
[113,68;176,61]

97,94
[63,49; 112,79]
*р=0,027

Примечание: * – статистически значимые различия с контролем (р≤0,05); ЧСС – частота сердечных сокращений; RRNN – средняя длительность интервалов R-R; LF/HF – симпатовагальный индекс; %HF – процент высокочастотных колебаний; ИЦ – индекс централизации; SI – индекс напряжения

У лиц с высокой симпатической реактивностью наблюдается незначительное укорочение RRNN, сопряженное с небольшим увеличением ЧСС, что отражает наличие тенденции к повышению активности симпатической системы. В то же время у испытуемых этой группы после умственной нагрузки 2 наблюдается снижение %LF с 42,10 [38,70;50,42] до 41,80 [34,35;42,99] (р=0,039), а также LFnorm с 64,00 [61,85; 77,52] до 58,40 [54,02; 67,75] (р=0,039). HFnorm, напротив, увеличивается с 36,00 [22,47; 38,15] до 41,60 [32,25; 45,97] (р=0,039). Это свидетельствует о преобладании активности парасимпатической системы. Снижение LF/HF указывает на смещение вегетативного равновесия в сторону повышения степени парасимпатического влияния. Снижение SI, ИЦ отражает уменьшение активности центрального контура регуляции.

В группе испытуемых с нормальной реактивностью симпатического отдела умственная нагрузка 2 сопровождается более выраженным отклонением временных показателей кардиоритма по сравнению с изменениями при гиперсимпатической реактивности (табл. 4). Так, при нормальной реактивности увеличение pNN50% в 2,9 раза больше, чем у лиц с гиперсимпатической реактивностью. Это может быть связано с большей выраженностью парасим­патического эффекта у студентов с нормальной реактивностью симпатических центров. У лиц с высокой симпатической реактивностью наблюдается большее снижение LF/HF что, вероятно, обусловлено более высокой исходной степенью возбуж­дения симпатического отдела.

Таблица 4

Отклонение показателей вариабельности сердечного ритма при умственной нагрузке 2, Me [Q1; Q3]

Показатели

Нормальная симпатическая реактивность (n=25)

Высокая симпатическая реактивность (n=15)

ΔpNN50, %

+5,00 [1,00;11,70]

+1,70 [0,20;3,00] *р=0,049

ΔLF/HF, усл.ед.

-1,17 [0,87;2,00]

-1,80 [0,84;4,60] *р=0,014

Примечание: * – статистически значимые различия отклонения показателей ВСР у лиц с нормальной и высокой симпатической реактивностью (р≤0,05); ∆ – отклонение показателей ВСР при умственной нагрузке 2 от контрольных значений; pNN50 – количество пар соседних интервалов, различающихся более чем на 50 мс, полученное за весь период записи; LF/HF – симпатовагальный индекс.

Заключение. Таким образом, умствен­ная нагрузка сопровождается активацией симпатических механизмов регуляции кардиоритма, напряжение которых более выражено у лиц с высокой симпатической реактивностью. Влияние физической нагрузки на ВСР при последующей когнитивной деятельности проявляется увеличением активности парасимпатических кардиальных центров и деактивацией центрального контура регуляции сердечного ритма. При этом у мужчин с повышенной реактивностью симпатической системы отмечается тенденция к сохранению симпатического эффекта.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Психологические предпосылки успешности обучения в медицинском ВУЗе / Тюсова О. В., Артюхина С. Л., Исаева Е. Р. [и др.] // Медицинская психология в России. – 2022. – Т. 14. – № 6(77). – C. 6.
  2. Ольховская, Е. Б. Исследование здоровья современных студентов педагогических вузов: проблемы, пути оптимизации / Е. Б. Ольховская, Т. А. Сапегина. – Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогичес­кий университет, 2023. – 118 с.
  3. Роль двигательной активности в повышении успеваемости и умственной деятельности студентов / Е. А. Челнокова, Е. В. Лукина, А. С. Челноков, Е. О. Уткина // Современные науко­емкие технологии. – 2019. – № 10-2. – С. 371-374.
  4. Сочетание умственной и физической нагрузки в обучении / Гордеев К. С., Жидков А. А., Ермолаева Е. Л. [и др.] // Современные научные исследования и инновации. – 2021. – № 12(128).
  5. Пеняева, С. М. Влияние физических нагрузок на умственную деятельность / С. М. Пеняева // Научное обозрение. Педагогические науки. – 2019. – № 2-1. – С. 12-16.
  6. Жумабаева, Т. Т. Вариабельность сердечного ритма как состояние регуляторных механизмов физиологической адаптации организма / Т. Т. Жумабаева, З. Ы. Ажибекова // Бюллетень науки и практики. – 2022. – Т. 8. – № 11. – С. 350-356.
  7. Зависимость резервов адаптации сердечно-сосудистой системы от состояния сосудистой стенки и особенностей вегетативной регуляции у лиц молодого возраста / Власова Т. И., Рыжов А. В., Шутов М. В. [и др.] // Российский кардио­логический журнал. – 2023. – Т. 28. – № S6. – С. 12-13.
  8. Кабачкова, А. В. Двигательная активность и когнитивная деятельность: особенности взаимо­действия и механизмы влияния / А. В. Кабач­кова, А. Н. Захарова, С. Г. Кривощеков, Л. В. Капилевич // Физиология человека. – 2022. – Т. 48. – № 5. – С. 126-136.
  9. Добрин, А. В. Особенности связи когнитивной нагрузки и показателей вариабельности кардиоритма у обучающихся 17-18 лет / А. В. Добрин // Вестник психофизиологии. – 2022. – № 3. – С. 140-143.

REFERENCES

  1. Tyusova O.V., Artyukhina S.L., Isaeva E.R., Bizyuk A.P., Yusupov V.V. Psychological predictors of academic success in medical university. Med. psihol. Ross., 2022, vol. 14, no. 6(77), p. 6. (in Russ.)
  2. Ol’khovskaya E.B., Sapegina T. A. Study of the health of modern students of pedagogical universities: problems, ways of optimization. Ekaterinburg: Russian State Vocational Pedagogical University, 2023, 118 p. (in Russ.)
  3. Chelnokova E.A., Lukina E.V., Chelnokov A.S., Utkina E.O. The role of motor activity in improving schedule and mental activity of students. Modern high technologies, 2019, no. 10-2, pp. 371-374. (in Russ.)
  4. Gordeev K.S., Zhidkov A.A., Ermolaeva E.L., Ilyushina E.S., Fedoseeva L.A. The combination of mental and physical load in training. Modern scientific researches and innovation, 2021, no. 12(128). (in Russ.)
  5. Penyaeva S.M. The influence of physical activity on mental activity. Scientific review. Pedagogical sciences, 2019, no. 2-1, pp. 12-16. (in Russ.)
  6. Zhumabaeva T.T., Azhibekova Z.Y. Heart rate variability as an indicator of the regulatory mechanism condition in body physiological adaptation. Bulletin of Science and Practice, 2022, vol. 8, no. 11, pp. 350-356. (in Russ.)
  7. Vlasova T.I., Ryzhov A.V., Shutov M.V. Sitdikova A.V., Ivleva N.A. Dependence of adaptation reserves of the cardiovascular system on the state of the vascular wall and features of autonomic regulation in young people. Russian Journal of Cardiology, 2023, vol. 28, no. S6, pp. 12-13. (in Russ.)
  8. Kabachkova A.V, Zakharova A.N., Krivoshchekov S.G., Kapilevich L.V. Physical and cognitive activities: interaction and mechanisms of influence. Human Physiology, 2022, vol. 48, no. 5, pp. 126-136. (in Russ.)
  9. Dobrin A.V. The relationship between cognitive load and heart rate variability in 17-18-year-old students. Psychophysiology news, 2022, no. 3, pp. 140-143. (in Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Татьяна Михайловна Николаева – старший преподаватель кафедры патофизиологии и иммунологии, ФГБОУ ВО Ивановский ГМУ Минздрава России, Иваново, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Елена Константиновна Голубева – доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры нормальной физиологии, ФГБОУ ВО Ивановский ГМУ Минздрава России, Иваново, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Лариса Леонидовна Ярченкова – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой лучевой, функциональной и клинической лабораторной диагностики ИПО, ФГБОУ ВО Ивановский ГМУ Минздрава России, Иваново, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Tat’yana M. Nikolaeva – Senior Lecturer, Department of Pathophysiology and Immunology, Ivanovo State Medical University, Ivanovo, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Elena K. Golubeva – Doctor of Medical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Normal Physiology, Ivanovo State Medical University, Ivanovo, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Larisa L. Yarchenkova – Doctor of Medical Sciences, Professor, Head of the Department of Radiation, Functional and Clinical Laboratory Diagnostics, Ivanovo State Medical University, Ivanovo, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Для цитирования: Николаева, Т. М. Влияние физической нагрузки на вариабельность сердечного ритма при умственной деятельности в зависимости от реактивности симпатических центров у студентов / Т. М. Николаева, Е. К. Голубева, Л. Л. Ярченкова // Современные вопросы биомедицины. – 2024. – Т. 8. – № 2. DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_02_17

For citation: Nikolaeva T.M., Golubeva E.K., Yarchenkova L.L. Effect of physical activity on heart rate variability during mental activity depending on the sensitivity of sympathetic centers in students. Modern Issues of Biomedicine, 2024, vol. 8, no. 2. DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_02_17