Скачать статью в формате PDF

Дата публикации 01.12.2018 г. 

УДК 159.9.07

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ СПОРТСМЕНОВ СПОРТИВНЫХ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИИ

М.С. Севостьянова¹, И.О. Логинова²

¹ ФГБУ «Федеральный Сибирский научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства», Красноярск, Россия

² ФГБОУ «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого», Красноярск, Россия

 

Ключевые слова: профессиональная успешность в спорте высших достижений, устойчивость жизненного мира, спортивная результативность, психологическое здоровье, психологическое обеспечение профессиональной успешности.

Аннотация. Цель настоящего исследования заключалась в обосновании, разработке и эмпирической проверке эффективности авторской программы психологического обеспечения профессиональной успешности спортсменов спортивных сборных команд России. В статье представлены возможности практической реализации целостного подхода к организации эффективного процесса психолого-педагогического обеспечения профессиональной успешности спортсменов высокой квалификации. Дается теоретико-методологическое обоснование и эмпирическое подтверждение (по итогам апробации) эффективности выбранного психологического механизма повышения профессиональной успешности, а именно через создание психолого-педагогических условий для роста показателя устойчивости жизненного мира и наращивания признаков конструктивного характера ее проявления у спортсменов, в следствие чего удается в максимально сжатые сроки повысить спортивную результативность и, в комплексе, улучшить показатели психической адаптации спортсменов спортивных сборных команд России.

 

EXPERIENCE OF THE PSYCHOLOGICAL SUPPORT PROGRAMM FOR THE GROWTH OF PROFESSIONAL SUCCESS OF ATHLETES OF RUSSIA’S NATIONAL TEAMS IMPLEMENTATION

M.S. Sevost'yanova ¹, I. O. Loginova ²

¹ Federal State-Financed Institution Federal Siberian Research Clinical Centre under the Federal Medical Biological Agency, Krasnoyarsk, Russia

² Krasnoyarsk State Medical University named after Professor V.F. Voyno-Yasenetsky, Krasnoyarsk, Russia

Key words: professional success in the sport of higher achievements, stability of the life-world, effectiveness in sport, psychological health, psychological support of professional success.

Summary. The article presents the results of approbation of the program of psychological support for the growth of professional success of Russia's national teams athletes. A holistic approach to the organization of an effective process of psychological and pedagogical support of the professional success of highly qualified athletes is presented. The theoretical and methodological justification is given and the effectiveness of the chosen psychological mechanism of increasing professional success through the creation of psychological and pedagogical conditions for the growth of the indicator of the stability of the life-world and the building up of signs of the constructive nature of its manifestation are provided. As a result, it makes possible to improve sports results as quickly as possible, and to improve the indices of mental adaptation of athletes of Russian national teams.

Введение. Повышение профессиональной успешности и долголетия спортсменов спортивных сборных команд России является приоритетной задачей психолого-педагогического обеспечения процесса спортивной подготовки [5]. Согласно психологической модели профессиональной успешности спортсменов высокой квалификации с позиций здоровьесберегающего подхода (И.О. Логинова, М.С. Севостьянова, 2017), профессионально успешным в спорте высших достижений может считаться спортсмен, добившийся стабильно высоких спортивных результатов и сохранивший при этом высокую степень психической адаптации. При этом стабильно высокая спортивная результативность (прежде всего соревновательная) является обязательным, но не достаточным условием профессиональной успешности, а стабильно высокие показатели психической адаптации рассматриваются как специфический индикатор эффективной профессионализации в спорте высших достижений, в то время как готовность и способность к здоровьесбережению – как индивидуально-психологическое свойство личности, отвечающее требованиям профессии и являющееся условием успешного выполнения спортивной деятельности на этапе совершенствования спортивного мастерства [2]. Соответственно, целостный подход к организации эффективного процесса психолого-педагогического обеспечения профессиональной успешности спортсменов высокой квалификации выглядит следующим образом (рис. 1):

Рис. 1. Целостный подход к организации эффективного процесса психолого-педагогического обеспечения профессиональной успешности спортсменов спортивных сборных команд России

На сегодняшний момент эмпирически подтверждена особая роль такого психологического феномена (системного свойства личности) как устойчивость жизненного мира (УЖМ) для достижения высоких стабильных результатов спортсменами высокой квалификации на фоне сохранного психологического здоровья и высокой степени психической адаптации, что позволяет определять данную характеристику в качестве здоровьесберегающего ресурса спортивной результативности, а конструктивный характер проявления УЖМ рассматривать в качестве психологического условия эффективного профессиогенеза в спорте высших достижений [3, 4].

Методы и организация исследования. Цель настоящего исследования заключалась в обосновании, разработке и эмпирической проверке эффективности программы психолого-педагогического обеспечения профессиональной успешности спортсменов сборных команд России в формирующем эксперименте. Практическими основаниями для разработки данной психолого-педагогической программы стали психологическая модель профессиональной успешности в спорте высших достижений с позиций здоровьесберегающего подхода, факторная модель устойчивости жизненного мира профессионально успешных спортсменов мужчин, результаты контент-анализа понятия «профессиональная успешность в спорте высших достижений» [1, 2, 4].

Цель психолого-педагогической программы была сформулирована как повышение профессиональной успешности спортсменов мужского пола – членов сборных команд России. Ключевая задача программы была обозначена как создание психолого-педагогических условий для укрепления психологического здоровья и повышения спортивной результативности спортсменов. Центральный механизм реализации поставленной задачи заключался в повышении степени УЖМ и, соответственно, в наращивании признаков конструктивного характера ее проявления, конгруэнтно представлениям самих спортсменов высокой квалификации о профессиональной успешности в спорте высших достижений.

Целевая аудитория программы – спортсмены - мужчины в возрасте от 18 до 30 лет, являющиеся членами сборных команд России и демонстрирующие недостаточную профессиональную успешность, а именно – объективную нестабильность или снижение спортивного результата и/или выраженные дисфункциональные и дезадаптационные расстройства и состояния, указывающие на снижение психической адаптации и психологическое нездоровье, а также отличающиеся низкой устойчивостью жизненного мира, стагнационным или неконструктивным характером ее проявления.

Разработка и реализация настоящей программы проводилась в несколько этапов. На организационном этапе были сформулированы промежуточные задачи программы, содержание которых легло в основу тематического планирования сессий. Оценка эффективности программы осуществлялась на основании выделенных основных критериев (оценивались у экспериментальной и контрольной групп с разницей в 12 месяцев). Это объективные изменения показателей психической адаптации по результатам медико-психодиагностического обследования, динамики соревновательной успешности, степени выраженности устойчивости жизненного мира, характера проявления устойчивости жизненного мира.

Апробация программы психолого-педагогического обеспечения профессиональной успешности спортсменов проводилась в период с 2016-2018гг.  на базе Центра современных психологических технологий ФГБУ ФСНКЦ ФМБА России г. Красноярска в рамках оказания гарантированной амбулаторной помощи спортсменам спортивных сборных команд России.

В экспериментальную группу вошли 32 спортсмена с недостаточной профессиональной успешностью. Критериями включения в экспериментальную группу стали: возраст от 18 до 30 лет, группа психической адаптации IIIА, IIIА,Б, IIIБ, II (при условии наличия факторов риска развития невротической симптоматики и/или предельно-допустимого функционального состояния ВНС), снижение или нестабильность демонстрируемых спортивных результатов, низкие показатели УЖМ (ниже 59 баллов), стагнационный или неконструктивный характер ее проявления, согласие и внутренняя мотивация участия в программе, территориальная возможность посещения занятий (жители г. Красноярска). Контрольную группу составили 26 спортсменов с аналогичными характеристиками, однако, не пожелавшие (3 человека) или не имеющие технической возможности (иногородние 23 человека) посещать занятия.

Результаты исследования и их обсуждение. Учитывая поставленную цель и беря во внимание объективные организационные трудности (насыщенный график спортсменов и т.д.), программа реализовывалась в индивидуальном формате для каждого спортсмена, минимальный срок реализации составил 9 месяцев, максимальный – 16, следовательно, рекомендованный оптимальный период расценивается в 12 месяцев. За это время каждый участник проходит в среднем 28 индивидуальных психологических консультаций (39 часов (2340 минут) консультирования) и 4 часа (240 минут) психофизиологического тренинга с биологической обратной связью.

На момент начала программы группы психической адаптации участников экспериментальной и контрольной групп распределились следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Распределение групп психической адаптации участников исследования (экспериментальная и контрольная группы) на момент начала программы

 

Особенности психической адаптации

Экспериментальная группа

Контрольная группа

II

Предельно-допустимое функциональное состояние ВНС, высокий уровень стресса и нервно-психического напряжения, факторы риска развития невротических расстройств и состояний

2 (6,2%)

1 (3,8%)

IIIА

Выраженная невротическая симптоматика, снижение когнитивного уровня

5 (15,6%)

3 (11,5%)

IIIБ

Негативное, в том числе близкое к критическому, функциональное состояние ВНС, факторы риска развития невротической симптоматики

21 (65,6%)

20 (76,9%)

IIIА,Б

Негативное, в том числе близкое к критическому, функциональное состояние ВНС, выраженная невротическая симптоматика

4 (12,5%)

2 (7,6%)

Спортивные результаты всех спортсменов (как экспериментальной, так и контрольной групп) характеризовались как стабильно низкие, снижающиеся или нестабильные за последние 3 года.

Среднее значение показателя устойчивости жизненного мира в экспериментальной группе до начала программы составило 40,1±9,1 балл, в контрольной – 39,0±7,1, что свидетельствует об однородности групп по выраженности выбранного психологического конструкта УЖМ (межгрупповое сравнение с применением критерия Манна-Уитни-Уилкоксона также не обнаружило статистически достоверных отличий, U=402) (табл. 2).

Таблица 2

Сравнительный анализ показателя УЖМ в экспериментальной и контрольной группах до и после программы

Группа

Выраженность УЖМ (баллы)

max (баллы)

Тэмп

Ткритич

 

Статистически достоверные различия

до

после

 

 

 

 

Экспериментальная

40,1±9,1

53,8±9,5

80

1

[0,01; 0,05]

при n=32

[140; 175]

значимые

Контрольная

39,0±7,1

38,2±7,0

120,5

[0,01; 0,05]

при n=26

[84; 110]

незначимые

Качественный анализ УЖМ показал, что среди представителей экспериментальной группы у 56,2% характер проявления УЖМ до начала программы носил стагнационный, а у 43,7% - неконструктивный характер, среди участников контрольной группы – 57,6% и 42,3% соответственно (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительный анализ характера проявления УЖМ в экспериментальной и контрольной группах до и после программы

Группы

Характер проявления УЖМ

стагнационный

неконструктивный

гармоничный

до

после

до

после

до

после

Экспериментальная

18 (56,2%)

1 (3,1%)

14

(43,7%)

21

(65,7%)

0

(0%)

10

(31,2%)

Контрольная

15 (57,6%)

16 (61,5%)

11 (42,3%)

10

(38,4%)

0

(0%)

0

(0%)

Для комплексной оценки эффективности по окончанию прохождения программы психолого-педагогического обеспечения профессиональной успешности (соответственно спустя 12 месяцев для контрольной группы) был повторно произведен анализ уровня психической адаптации, спортивной результативности, выраженности и характера проявления устойчивости жизненного мира спортсменов. Так, в экспериментальной группе у 28 человек (87,5%) были зафиксированы улучшения по показателям психической адаптации различного характера. По завершению программы не было выявлено ни одного спортсмена с выраженной невротической симптоматикой, высоким уровнем стресса или интенсивной степенью нервно-психического напряжения. У 4 человек (из 9 с ярко выраженной невротической симптоматикой и высоким уровнем стресса до начала программы) состояние по шкалам невротической депрессии, обсессивно-фобических нарушений и тревоги на момент окончания программы оценивалось как «неустойчивая психическая адаптация». У 7 человек (21,8%) была зафиксирована I группа психической адаптации. У 1 спортсмена (3,1%) наблюдалось ухудшение здоровья, что было связано с продолжающимся снижением функционального состояния ВНС (переход из предельно-допустимого в негативное состояние). В контрольной группе значительных изменений в состоянии психического здоровья не отмечалось, ухудшение или улучшение показателей психической адаптации не было связано с какими-либо специфическими воздействиями (рис. 2).

 

Экспериментальная группа

Контрольная группа

   

Рис.2. Динамика изменения показателей психической адаптации в экспериментальной и контрольной группах после программы

Что касается показателей спортивной результативности, объективно соревновательная успешность возросла у 15 (46,8%) спортсменов экспериментальной группы, у 8 (25%) человек спортивные результаты стали более стабильными. Отметим, что у 22 из них (95,6%) рост спортивной результативности произошел на фоне улучшения показателей психической адаптации. В экспериментальной группе улучшение и стабилизация результатов было зафиксировано у 3 и 1 человека соответственно (11,5% и 3,8%), при чем у данных спортсменов показатели здоровья оставались без изменения.

Статистически достоверные различия выраженности устойчивости жизненного мира оценивались с помощью Т-критерия Вилкоксона. Статистический анализ данных показал, что в экспериментальной группе после проведения психолого-педагогической программы показатели УЖМ достоверно возросли, чего не наблюдалось в контрольной группе (табл. 2). Также в экспериментальной группе у 10 человек (31,2%) характер проявления устойчивости жизненного мира из неконструктивного перешел в гармоничный, у 19 (59,3%) из стагнационного в неконструктивный (20 человек из них (68,9%) составили те спортсмены, у кого наблюдалось повышение спортивной результативности на фоне улучшения показателей психической адаптации), чего не наблюдалось в контрольной группе, где по прошествии 12 месяцев распределение числа респондентов по процентному соотношению стагнационного и неконструктивного характера проявления УЖМ существенно не изменилось (табл. 3). 

Положительная динамика самочувствия, настроения, а также появление качественно новых психологических образований отмечалось на субъективном уровне и самими участниками программы, что было зафиксировано в письменных самоотчетах спортсменов: «постепенно начинаю понимать, что стал более спокойным и как-то по-другому реагировать на раздражители, появляется какая-то сила и уверенность, при этом чувствую себя бодрым и замотивированным» (из дневника спортсмена К., 24 года, мсмк по подводному спорту); «стал больше обращать внимания на ощущения в собственном теле, стал более наблюдательным, сдержанным, меньше паникую» (из дневника спортсмена Н., 27 лет, мс по вольной борьбе); «начал по-другому относиться к ошибкам, отпустил контроль над ситуацией, зато стал лучше понимать себя, хоть и бывает, что не доволен собой, но знаю – безвыходных ситуаций не бывает» (из дневника спортсмена А., мс по горным лыжам).

Заключение. По результатам апробации программы можно сделать вывод, что значительное повышение профессиональной успешности (рост показателя УЖМ, изменение характера проявления УЖМ, повышение спортивной результативности и улучшение показателей психической адаптации в комплексе) посредством участия в разработанной программе наблюдалось 20 (62,5%) спортсменов экспериментальной группы. У других участников так или иначе наблюдалась положительная динамика по отдельным показателям, обозначенными ранее как критерии оценки эффективности программы. Данный результат, на наш взгляд, может быть расценен как, безусловно, положительный, что позволяет сделать вывод о верно подобранном психологическом механизме реализации программы в соответствии с целью и задачей. Сама программа психолого-педагогического обеспечения профессиональной успешности может быть рекомендована спортивным психологам, работающим с мужчинами - спортсменами сборных команд России.

Литература

  1. Севостьянова, М.С. Профессиональная успешность в спорте высших достижений: исследование смыслового контекста понятия методом контент-анализа / М.С. Севостьянова, И.О. Логинова // Психологическое здоровье человека: жизненный ресурс и жизненный потенциал: материалы IV-й Междунар. научн.-практ. конф. (г. Красноярск, 23-24 ноября 2017 г.) / гл. ред. И.О. Логинова. - Красноярск: КрасГМУ. - 2017. – С. 211 – 218.
  2. Логинова И.О. Здоровьесбережение как индикатор эффективной профессионализации спортсменов национальных сборных команд России / И.О. Логинова, М.С. Севостьянова // Комплексные исследования человека: Психология: Материалы VII Сибирского психологического форума / под ред. О.М. Краснорядцевой. – Томск: Томский государственный университет, 2017. – Часть 2. Здоровье человека на пути к постинформационному обществу. – С. 89-93.
  3. Логинова И.О. Особенности устойчивости жизненного мира спортсменов сборных команд России с различными сочетаниями показателей спортивной результативности и психической адаптации / И.О. Логинова, М.С. Севостьянова // Спортивный психолог. – 2017. – № 3 (46). – С. 9-14.
  4. Севостьянова М.С. Факторная модель устойчивости жизненного мира профессионально успешных спортсменов национальных сборных команд России / М.С. Севостьянова, И.О. Логинова // Физическая культура, спорт – наука и практика. – 2018. - № 2. - С. 117-121.
  5. Логинова И.О. К вопросу психолого-педагогического обеспечения профессиональной успешности спортсменов национальных сборных команд России / И.О. Логинова, М. С. Севостьянова // Психология обучения. – 2018. - № 7. - С. 85-96.

References

  1. Sevost'yanova M.S. Professional success in the sport of higher achievements: the study of the semantic context of the concept by the method of content analysis / M.S. Sevost'yanova, I.O. Loginova // Psychological health of man: life resource and life potential: materials of the IV International Scientific and Practical Conference (Krasnoyarsk, November 23-24, 2017) / Ch. Ed. I.O. Loginova. – 2017. – P. 211-218.
  2. Loginova I.O. Health saving as an indicator of effective professionalization of athletes of national teams of Russia / I.O. Loginova, M.S. Sevost'yanova // Collection of materials VII Siberian Psychological Forum (November 28-29, 2017, Tomsk) / ed. prof. S.A. Bogomaz. – 2017. – P. 89-9.
  3. Loginova I.O. Features of the stability of the life-world of athletes of Russian national teams with various combinations of athletic performance and mental adaptation indicators / I.O. Loginova, M.S. Sevost'yanova // Sports psychologist. – 2017. - № 3. – P. 9-14.
  4. Sevostyanova M.S. Factorial model of stability of the vital world of professionally successful athletes of the national teams of teams of Russia / M.S. Sevostyanova, I.O. Loginova // Physical culture, sport – science and practice. – 2018. - № 2. – P. 117-121.
  5. Loginova I. O. To a question of psychology and pedagogical ensuring professional success of athletes of the national teams of teams of Russia / I. O. Loginova, M.S. Sevostyanova // Psychology of teaching. – 2018. - № 7. – P. 85-96.

Сведения об авторах. Мария Сергеевна Севостьянова - директор Центра современных психологических технологий ФГБУ «Федеральный Сибирский научно-клинический центр Федерального медико-биологического агентства», медицинский психолог высшей квалификационной категории, 660037, г. Красноярск, ул. Коломенская, 26, тел. +7 (391) 257-93-24, 89831679590, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Ирина Олеговна Логинова - доктор психологических наук, профессор, заведующая кафедрой клинической психологии и психотерапии с курсом ПО ФГБОУ ВО «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого», г. Красноярск, Россия, 660022, г. Красноярск, ул. Партизана Железняка, 1, тел. +7 (391) 220-19-62, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..