Скачать статью в pdf формате

Дата публикации: 1.03.2021
DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_01_18

УДК 37.013:796.332

ОСОБЕННОСТИ СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИГРОВЫХ ВИДАХ СПОРТА И ЕДИНОБОРСТВАХ

1В.В. Козин, 2А.В. Новиков, 3Е.В. Кошкин, 4Г.М. Максимов

1ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», г. Омск, Россия

2ФГКВОУ ВО «Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных сил Российской Федерации имени маршала Советского Союза А.М. Василевского», г. Смоленск, Россия

3ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России», г. Пермь, Россия

4ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа, Республика Башкортостан

Ключевые термины: ситуация, анализ, соревнование, спорт

Аннотация. Целью работы является выявление особенностей ситуационного анализа соревновательной деятельности спортсменов игровых видов и единоборств. В результате исследований определены следующие составляющие ситуационного анализа: нотационная запись; видеоанализ двигательной активности с количественной оценкой пространственных и временных параметров движений; наблюдение за сопровождающими показателями (контроль соперника, интенсивность деятельности, процентное соотношение атакующих, защитных и малоинтенсивных действий); ключевые и переменные показатели ситуационного анализа с учетом содержания тактико-технических действий спортсменов.

 

SPECIAL FEATURES OF THE SITUATIONAL ANALYSIS OF COMPETITIVE ACTIVITY IN PLAYING AND COMBAT SPORTS

1V.V. Kozin, 2A.V. Novikov, 3E.V. Koshkin, 4G.M. Maksimov

1FSBEI of HE “A.M. Stolypin Omsk State Agrarian University”, Omsk, Russia

2FSGMEI of HE “Military Academy of Army Air Defence Corps of the Russian Armed Forces in the name of USSR Marshall A.M. Vasilevskij“, Smolensk, Russia

3FGEI of HE “Perm’ Institute of the Federal Penitentiary Service (FPS) of Russia”, Perm’, Russia

4FSBEI of HE “Ufa State Aviation Technical University”, Ufa, the Republic of Bashkortostan

Key terms: situation, analysis, competition, sports

Annotation. The purpose of this study is to reveal special features of the situational analysis of competitive activity in playing and combat sports. As a result, such components of the situational analysis were defined as the notation recording, video analysis of motor activity with qualitative evaluation of space and time parameters of movement, observation of accompanying indicators (control of an opponent, intensity of activity, percentage ratio of offensive, defensive and
low-intensity actions), key and varying indicators of the situational analysis taking the composition of tactical and technical movements of athletes into account.

Введение. Специфической особенностью игровых видов спорта и единоборств является высокая интенсивность двигательной деятельности, которая сопровождается динамично меняющейся, вариативной темпо-ритмовой структурой двигательных действий [1, 8]. Содержание деятельности спортсменов включает нападение, оборону, контратаку, а также действия в нападении, которые позволяют перехватить инициативу в соревновательных условиях (спортивный поединок, игра). Постоянное изменение структуры двигательных действий и их переменная интенсивность в условиях противодействии соперников создает неопределенные условия, в которых спортсмену необходимо экстремально быстро выбирать подходящий прием.

С учетом экстремального характера соревновательной деятельности в данных видах спорта высокую значимость приобретают адекватное восприятие, анализ ситуаций для правильного и своевременного принятия решения в короткий промежуток времени. Помимо этого, в связи с высокими требованиями к тактико-технической и физической подготовленности спортсменов увеличился уровень их агрессивности, что, в целом, отрицательно сказывается на интеллектуализации деятельности [2, 7].

В связи с этим возникает проблемная ситуация, которая обусловлена недостаточно сформированным умением сопоставлять содержание деятельности, условий, ситуаций с двигательной структурой варьируемых действий. Неумение спортсменов применять тактико-технические приемы в игровых условиях и ситуациях поединка приводит к недостаточно качественному анализу соревновательной деятельности как со стороны тренера, так и со стороны самого спортсмена.

Цель исследования – определить особенности ситуационного анализа с учетом ключевых и переменных характеристик соревновательной деятельности спортсменов игровых видов и единоборств.

Методы и организация исследования. Исследование проводилось на группе спортсменов игровых видов спорта (баскетбол) и единоборств (кикбоксинг) с использованием нотационной записи, регистрации и анализа соревновательной деятельности. Выборку составили спортсмены-любители и профессионалы в количестве 120 человек. Было зарегистрировано и проанализировано 30 поединков спортсменов разного возраста, в частности 624 ситуации противоборств, а также 10 игр по баскетболу, 3681 игровая ситуация.

Ситуационный анализ был основан на нотационной записи («анализ соответствия»), которая использовалась для записи критических событий (движений, ситуаций, взаимодействий, технических приемов и тактик, включая действия судей). Видеоанализ двигательной активности, касающийся количественной оценки пространственных и временных параметров движений спортсменов, позволял определить детали отдельных соревновательных ситуаций в сопоставлении с нотационным анализом.

Стоит отметить, что перечисленные виды наблюдения являются неотъемлемой частью тренировочного процесса (рисунок 1).

Рис. 1. Процесс наблюдения за соревновательной деятельностью и тренировочным процессом спортсменов с обратной связью

для внесения корректировок

В процессе наблюдения за соревновательной деятельностью фиксировались следующие показатели:

- контроль соперника (низкий, высокий, средний);

- интенсивность активности (высокая интенсивность активности; активность низкой интенсивности; активный отдых);

- процент атакующих, защитных действий и малоинтенсивных действий.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты наблюдений за соревновательной деятельностью спортсменов (на примере поединка кикбоксеров разной квалификации) позволили определить соотношение отдыха и активности.

Типичный поединок по кикбоксингу состоит из 3 раундов по 2 минуты с 1-минутным восстановлением между раундами. Чтобы победить соперника и выиграть поединок, кикбоксерам необходимо набрать большее количество очков с помощью ударов ногами и/или руками, а также путем достижения технического нокаута во время поединка.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что официальные и смоделированные любительские бои по кикбоксингу менее требовательны по сравнению с официальными международными боями. Но, сравнивая победителей и проигравших, не обнаружено существенных различий в продолжительности различных фаз активности между ними. Не наблюдается существенной разницы и в соотношении активности поединка к паузе между раундами с 1:4 в течение первого раунда и 1:5 во время второго и третьего раундов.

Стоит отметить, что модель коэффициента эффективности увеличивается до 1:10, когда рассматривается отношение высокой интенсивности к отдыху. Эти различия могут быть в основном объяснены спецификой уровня выступлений в зависимости от технических и тактических требований, продолжительности поединка и опыта спортсмена.

Процент боевых действий (наступательных и оборонительных) и не боевых действий (малоинтенсивных действий) составил 40 и 60 % на международных соревнованиях (Рис. 2).

Представленная структура соотношения активности и отдыха в матчах по кикбоксингу на элитном и любительском уровнях может быть использована для улучшения технической, тактической и физической подготовки кикбоксеров, что позволяет повысить специфичность выполняемых задач. Этот тип схемы «действие в состоянии покоя» в кикбоксинге требует хорошо развитого уровня аэробной и анаэробной выносливости, а также распределения усилий в рамках тактической постановки задач со стороны тренера.

Рис. 2. Структура соотношения отдыха и активности кикбоксеров различной квалификации

Примечание: ВИ - высокая интенсивность; НИ - низкая интенсивность; АО - активный отдых.

Аналогичные результаты, с учетом специфической общности ситуационных видов спорта, были получены нами при исследовании соревновательной деятельности баскетболистов [3].

Далее нами были выделены ключевые и переменные показатели содержания соревновательной деятельности спортсменов игровых видов и единоборств, которые, в свою очередь, являются составляющими ситуационного анализа.

С целью дополнения ситуационного анализа в ранее проведенных исследованиях нами были определены базовые двигательные характеристики спортсменов с учетом разных подходов к анализу деятельности [4]. Далее, принимая во внимание имеющиеся в специализированной литературе линейные и нелинейные классификации тактики и техники, а также составляющие двигательных действий кикбоксеров и баскетболистов, полученные данные были обобщены следующим образом (таблица 1).

Таблица 1

Ключевые и переменные показатели ситуационного анализа соревновательной деятельности

Тип анализа

Базовые характеристики

Ключевые показатели

Переменные показатели

Анализ результативности

- Разновидности атак

- Контратаки

- Переход в защиту

- Разновидности защиты

- Классификация приемов техники вида спорта

- Манера выполнения приемов

- Расположение спортсмена

- Активность действий

Тактико-технические характеристики

- Процесс соревновательной деятельности

- Противодействия спортсменов

- Вариативность действий

- Дистанция

- Тактические способы

- Тактические риски

Пространственно-временной анализ

- Детали выполнения приемов

- Часто используемое пространство

- Общее время поединка или игры

- Траектории передвижения спортсменов

- Время выполнения приемов

Эффективность деятельности

- Количество проведенных раундов

- Количество периодов

- Связь между ними

- Выполнение стратегии на соревнованиях

- Сравнение с соперником

- Положительные и отрицательные моменты выступления

- Пассивные и активные действия спортсмена

 

Во многом использование представленных показателей способствует определению содержания минимальных ситуаций в соревновательной деятельности спортсменов и, на основе этого, дальнейшей разработки упражнений и тренировочных программ, а также программы тестирования уровня сформированности систематизации минимальных соревновательных ситуаций спортсменами.

В работах по изучению влияния активности действий спортсменов на эффективность их действий недостаточно освещены вопросы, позволяющие раскрыть особенности противодействий соперников, и основное внимание авторов сосредоточено на условиях выполнения приемов [5, 6, 9].

Поэтому для сопровождения ситуационного анализа предлагаются обобщающие характеристики деятельности спортсменов на основе субъективной оценки посредством визуализации.

Низкая активность действий спортсменов характеризуется: отсутствием реакции на выполнение приема; пассивным сближением с нападающим; пассивным отдалением от защитника; медленным движением рук и ног; расположением спортсменов на расстоянии свыше 3-х метров друг от друга.

Средняя активность спортсменов характеризуется: пассивным выносом рук при выполнении приемов; перемещением с опозданием в сторону оперативного пространства; низкой стойкой; потерей баланса защитной стойки после многократных остановок и рывков; расположением спортсменов на расстоянии от 1-го до 3-х метров друг от друга.

Высокая активность спортсменов характеризуется: сохранением стойки после многократных рывков и остановок; быстрыми движениями ног; быстрыми движениями рук; одновременным сближением с соперником; контролем пространства за спиной; расположением спортсменов на расстоянии до 1-го метра друг от друга.

Таким образом в ситуационном анализе соревновательной деятельности спортсменов игровых видов и единоборств предлагается выделение следующих составляющих:

- нотационной записи («анализ соответствия») для записи критических событий (движений, ситуаций, взаимодействий, технических приемов и тактик, включая действия судей) и видеоанализа двигательной активности с количественной оценкой пространственных и временных параметров движений спортсменов, что позволяет проанализировать процесс наблюдения за соревновательной деятельностью и тренировочным процессом спортсменов с обратной связью для внесения в них корректировок;

- наблюдение за показателями: контроль соперника (низкий, высокий, средний), интенсивность активности (высокая интенсивность активности; активность низкой интенсивности; активный отдых), процент атакующих, защитных и малоинтенсивных действий, что позволяет определить соотношение активности и отдыха спортсменов.

В итоге данные составляющие способствуют выделению ключевых и переменных показателей ситуационного анализа, основанных на содержании соревновательной деятельности спортсменов, что позволяет определить содержание минимальных ситуаций в соревновательной деятельности спортсменов.

Заключение. Несмотря на высокую значимость интеллектуализации деятельности спортсменов спортивных игр и единоборств дифференцированный подход к обучению, совершенствованию и реализации двигательных действий в условиях соревнований в настоящий момент остается приоритетным в данных видах спорта. Отсюда недостаточно учитываются отдельные интегральные характеристики деятельности спортсменов, которые вносят существенный вклад в качественный анализ и планирование соревновательной и тренировочной деятельности.

Результаты, полученные в процессе анализа соревновательной деятельности, свидетельствуют о высоком уровне активности противоборствующих спортсменов, который характеризуется повышением количества динамически меняющихся соревновательных ситуаций и разнообразием вариативных двигательных действий. При этом в процессе тренировки в игровых видах спорта и единоборствах со спортсменами проводится недостаточная работа, направленная на анализ ситуаций, их систематизацию посредством минимальных структурных составляющих.  

В ситуационном анализе соревновательной деятельности спортсменов игровых видов и единоборств выделяются следующие составляющие: нотационная запись; видеоанализ двигательной активности с количественной оценкой пространственных и временных параметров движений; наблюдение за сопровождающими показателями (контроль соперника, интенсивность деятельности, процентное соотношение атакующих, защитных и малоинтенсивных действий); выделению ключевых и переменных показателей содержания соревновательной деятельности спортсменов.

В результате анализа соревновательной деятельности стоит отметить, что отдельные тактико-технические действия требуют более детального внимания в соответствии с возрастом занимающихся и уровнем их подготовленности. Анализ соревновательной деятельности и тактико-технических действий требует индивидуального подхода для дальнейшего моделирования тактико-технических действий, совершенствования процесса подготовки с учетом специфики видов спорта.

Полученные результаты, в перспективе дальнейших исследований, позволяют выдвинуть предположение, что для обучения и совершенствования тактико-технических действий спортсменов игровых видов и единоборств целесообразно в тренировочном процессе акцентировать внимание на формировании умения систематизировать минимальные ситуации соревновательной деятельности путем их анализа и сопоставления.

Список литературы

  1. Агафонов А.И. Биомеханический анализ техники ударов ногами кикбоксеров различных квалификационных групп / А.И. Агафонов // Фундаментальные исследования. –2013. – № 10. – С. 2031-2034.
  2. Горский В.Е. Анализ индивидуальных и командных технико-тактических действий в современном хоккее / В.Е. Горский, И.В. Захаркин, Л.В. Михно // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. – 2016. – № 2 (132). – С. 57-63.
  3. Козин В.В. Комплексное тестирование подготовленности юных баскетболистов к преодолению противодействий защитников / В.В. Козин // Омский научный вестник. – 2012. – Вып. 1 (105). – С. 177-180.
  4. Козин В.В. Методология ситуационного подхода в технико-тактической подготовке спортсменов игровых видов / В.В. Козин, С.А. Кугаевский, А.В. Зыков // Омский научный вестник. – 2014. – Вып. 2 (126). – С. 183-186.
  5. Малков О.Б. Основные компоненты тактики поединка в спортивных единоборствах / О.Б. Малков, В.В. Гожин // Теория и практика физической культуры. – 2009. – № 2. – С. 3-6.
  6. Маньшин Б.Г. Исследование влияния психомоторных способностей на успешность обучения техническим действиям кикбоксеров 13-14 лет на этапе начального обучения / Б.Г. Маньшин // Педагогический опыт: теория, методика, практика. – 2015. – С. 30-37.
  7. Морозов О.В. Зарубежные исследования по становлению и развитию кикбоксинга / О.В. Морозов // Физическая культура в школе. – 2015. – № 5. – С. 90-95.
  8. Silva J. Time motion analysis in muay-thai and kick-boxing amateur matches. / J. Silva, F. Del Vecchio, L. Picanco, M. Takito, E. Franchini // J Hum Sport Exerc 6. – – P. 490-496
  9. Tornello F. Technical-tactical analysis of youth Olympic taekwondo combat. / F. Tornello, L. Capranica, C. Minganti, S. Chiodo, G. Cibellis, and A. Tessitore // J Strength Cond Res 28. – – P. 1151-1157.

References

  1. Agafonov A.I. Biomechanical analysis of kick technique of kick-boxers of various qualification groups / A.I. Agafonov // Fundamental Research. –2013. – № 10. – P. 2031-2034.
  2. Gorskij V.E. Analysis of individual and team technical and tactical actions in modern hockey / V.E. Gorskij, I.V. Zakharkin, L.V. Mikhno // Scientific Notes of the P.F. Legsaft University. – 2016. – № 2 (132). – P. 57-63.
  3. Kozin V.V. Complex testing of preparedness of young basketball players to overcome counter-actions of defenders / V.V. Kozin // Omsk Scientific Bulletin. – 2012. – Iss. 1 (105). – P. 177-180.
  4. Kozin V.V. Methodology of situational approach in technical and tactical training of athletes of playing sports / V.V. Kozin, S.A. Kugaevskij, A.V. Zykov // Omsk Scientific Bulletin. – 2014. – Iss. 2 (126). – P. 183-186.
  5. Malkov O.B. Main components of wrestle tactics in combat sports / O.B. Malkov, V.V. Gozhin // Theory and Practice of Physical Culture. – 2009. – № 2. – P. 3-6.
  6. Man'shin B.G. Study of the influence of psychomotor abilities on the success of training in technical actions of 13-14 years kick-boxers at the stage of initial training / B.G. Man'shin // Pedagogical experience: theory, methods, practice. – 2015. – P. 30-37.
  7. Morozov O.V. Foreign studies on the foundation and development of kick-boxing / O.V. Morozov // Physical Culture in School. – 2015. – № 5. – P. 90-95.
  8. Silva J. Time motion analysis in muay-thai and kick-boxing amateur matches. / J. Silva, F. Del Vecchio, L. Picanco, M. Takito, E. Franchini // J Hum Sport Exerc 6. – – P. 490-496
  9. Tornello F. Technical-tactical analysis of youth Olympic taekwondo combat. / F. Tornello, L. Capranica, C. Minganti, S. Chiodo, G. Cibellis, and A. Tessitore // J Strength Cond Res 28. – – P. 1151-1157.

Spisok literatury

  1. Agafonov A.I. Biomekhanicheskij analiz tekhniki udarov nogami kikbokserov razlichnykh kvalifikatsionnykh grupp / A.I. Agafonov // Fundamental'nye issledovaniya. –2013. – № 10. – S. 2031-2034.
  2. Gorskij V.E. Analiz individual'nykh i komandnykh tekhniko-takticheskikh dejstvij v sovremennom khokkee / V.E. Gorskij, I.V. Zakharkin, L.V. Mikhno // Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta. – 2016. – № 2 (132). – S. 57-63.
  3. Kozin V.V. Kompleksnoe testirovanie podgotovlennosti yunykh basketbolistov k preodoleniyu protivodejstvij zashchitnikov / V.V. Kozin // Omskij nauchnyj vestnik. – 2012. – Vyp. 1 (105). – S. 177-180.
  4. Kozin V.V. Metodologiya situatsionnogo podkhoda v tekhniko-takticheskoj podgotovke sportsmenov igrovykh vidov / V.V. Kozin, S.A. Kugaevskij, A.V. Zykov // Omskij nauchnyj vestnik. – 2014. – Vyp. 2 (126). – S. 183-186.
  5. Malkov O.B. Osnovnye komponenty taktiki poedinka v sportivnykh edinoborstvakh / O.B. Malkov, V.V. Gozhin // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. – 2009. – № 2. – S. 3-6.
  6. Man'shin B.G. Issledovanie vliyaniya psikhomotornykh sposobnostej na uspeshnost' obucheniya tekhnicheskim dejstviyam kikbokserov 13-14 let na etape nachal'nogo obucheniya / B.G. Man'shin // Pedagogicheskij opyt: teoriya, metodika, praktika. – 2015. – S. 30-37.
  7. Morozov O.V. Zarubezhnye issledovaniya po stanovleniyu i razvitiyu kikboksinga / O.V. Morozov // Fizicheskaya kul'tura v shkole. – 2015. – № 5. – S. 90-95.
  8. Silva J. Time motion analysis in muay-thai and kick-boxing amateur matches. / J. Silva, F. Del Vecchio, L. Picanco, M. Takito, E. Franchini // J Hum Sport Exerc 6. – – P. 490-496
  9. Tornello F. Technical-tactical analysis of youth Olympic taekwondo combat. / F. Tornello, L. Capranica, C. Minganti, S. Chiodo, G. Cibellis, and A. Tessitore // J Strength Cond Res 28. – – P. 1151-1157.

Информация об авторах: Вадим Витальевич Козин – кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры физической культуры и спорта ФГБОУ ВО «Омский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина», Омск, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Алексей Владимирович Новиков – кандидат педагогических наук, подполковник, заместитель начальника кафедры физической подготовки ФГКВОУ ВО «Военная академия войсковой противовоздушной обороны Вооруженных сил Российской Федерации имени маршала Советского Союза А.М. Василевского», Смоленск; Евгений Вячеславович Кошкин – кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры огневой и физической подготовки ФКОУ ВО «Пермский институт ФСИН России», Пермь; Геннадий Макарович Максимов – доцент кафедры физического воспитания ФГБОУ ВО «Уфимский государственный авиационный технический университет», Уфа, Республика Башкортостан.

Information about the authors: Vadim Vital’evich Kozin – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Physical Culture and Sports of the FSBEI of HE “A.M. Stolypin Omsk State Agrarian University”, Omsk, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Aleksej Vladimirovich Novikov – Candidate of Pedagogical Sciences, lieutenant-colonel, Head Deputy of the Department of Physical Training of the FSGMEI of HE “Military Academy of Army Air Defence Corps of the Russian Armed Forces in the name of USSR Marshall A.M. Vasilevskij“, Smolensk;  Evgenij Vyacheslavovich Koshkin – Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department of Firepower and Physical Training in the FGEI of HE “Perm’ Institute of the Federal Penitentiary Service (FPS) of Russia”, Perm’; Maksimov Gennagij Makarovich – Associate Professor of the Department of Physical Education of the FSBEI of HE “Ufa State Aviation Technical University”, Ufa, the Republic of Bashkortostan.