Скачать статью в формате pdf

Дата публикации: 1.03.2021
DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_01_22

УДК 796

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ФОРМИРОВАНИЮ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

С.Ю. Размахова1, В.Н. Пушкина2,3, А.А. Красильников2, В.И. Лях3

1Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия

2Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия

3Институт возрастной физиологии РАО, г. Москва, Россия

Ключевые слова: мотивация, уровень здоровья, физическая активность, физическая культура 

Аннотация: Целью исследования было выявление интересов и мотивации студентов, определение их предпочтений в процессе занятий физической культурой. Исследования показали, что большая часть студентов не осознает важность практических занятий физической культурой для сохранения здоровья, самооценка своей двигательной активности молодыми людьми оценивается не корректно. Основным мотивом к посещению занятий по физической культуре в вузе является получение зачета.

STUDENTS ' ATTITUDE TO THE FORMATION OF PERSONAL MOTOR ACTIVITY

S.Y. Razmakhova1, V.N. Pushkina2,3, А.А. Krasil'nikov2, V.I.Lyakh3  

1Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia

2Moscow City University, Moscow, Russia

 3Institute of Developmental Physiology of the Russian Academy of Education, Moscow, Russia

Keywords: motivation, health level, physical activity, physical culture

Abstract: The purpose of the study was to identify interests and motivations of students, to determine their preferences in the process of physical culture classes. Studies have shown that the majority of students do not realize the importance of practical physical training for maintaining health, and the
self-assessment of their motor activity by young people is not evaluated correctly. The main motive for attending physical culture classes at the university is to get a credit.

Введение. Обучение в высших учебных заведениях является сложным и длительным процессом, требующих огромных физических усилий и эмоциональной устойчивости. Вследствие этого формирование грамотности в области здоровья у современных студентов является крайне актуальным вопросом [4]. Осознанное генерирование своей персональной оздоровительной траектории является, в том числе, и показателем сформированности универсальных компетенций студентов – необходимой части его образовательной траектории в вузе, показателем его готовности к профессиональной деятельности. Несомненно, информирование студентов по вопросам здоровья и его сохранения, повышения качества жизни крайне важно. В вопросе отношения современной молодежи к физической культуре и спорту требует коррекции мотивационный аспект, в первую очередь – способность студентов понимать и правильно использовать информацию не только для развития и поддержания хорошего здоровья, но и для формирования свой личной образовательной траектории в области физической культуры и спорта [7, 8, 9]. Нельзя не учитывать интересы/способности студента к тому или иному виду двигательной активности, что должно стать основой организации процесса физического воспитания в любом образовательном учреждении, и особенно, в высшем учебном заведении. Выбор вида двигательной активности, основанный на интересе, потребности узнать новое, склонности к чему-то, возможности реализовать личный потенциал молодых людей, будет мотивировать для принятия обдуманных и взвешенных решений в области личного здоровья, формирования индивидуальной программы развития в данной области.

Цель работы – выявить интересы и мотивацию студентов в процессе физического воспитания в вузе и определить их предпочтения в видах двигательной активности.

Методы и организация исследования. В исследовании (анонимное анкетирование) приняли участие студенты 1-2 курса в возрасте от 17 до 19 лет, сформированные в две группы по гендерному признаку: 1 группа (n=187) девушки (средний возраст – 18,3±0,45 года), 2 группа (n=202) – юноши (18,5±0,37 года). На момент обследования молодые люди обучались в Российском университете дружбы народов (РУДН) (г. Москва). Статистическая обработка данных выполнена с использованием пакета прикладных статистических программ, различия считали статистически значимыми при р<0,05.

         Результаты исследования и их обсуждение. Оценка результатов исследования показала, что основным мотивом к посещению занятий по физической культуре в вузе является получение зачета и у студентов 1 курса (143 человека) и у студентов 2 курса (109 человек) (рис.1).

Рис.1 Мотивация студентов для посещения занятий по физическому воспитанию

Тем не менее, у значительного количества студентов 2 курса (84 человека) мотивом является также и получение оздоровительного эффекта от занятий физической культурой. Тогда как на 1 курсе таких студентов только 34 человека (р<0,001). У незначительного количества студентов основным мотивом посещения занятий по физическому воспитанию является повышение спортивного результата.

Сравнительный анализ мотивационных аспектов с учетом половых особенностей студентов определил, что посещения занятий по физической культуре с аргументом «получение зачета» характерно для 84,27% студенток 1 курса и 48,98% студенток 2 курса (р<0,001) (рис.2). Мотив «укрепление здоровья и самосовершенствование» выявлен у 10,12% респондентов 1 курса и 46,94% респондентов 2 курса (р<0,001). Ответ «для получения удовольствия от процесса занятий, общения с сокурсниками или желания повысить спортивные результаты» получен у 5,61% – 1 курс и 4,09% – 2 курc.

У большинства юношей 1 курса (68,69%) и 2 курса (59,23%) мотив «получение зачета» также лидирует. Только 25,26% студентов 1 курса и 36,9% юношей 2 курса оценивают занятия физической культурой в вузе как средство улучшения здоровья и повышения двигательной активности. Незначительное количество юношей (6,05% – 1 курса и 3,89% – 2 курса) занимаются физической культурой для повышения спортивного результата.

Зачастую в учебных заведениях XX века на занятиях по физической культуре использовались традиционные виды двигательной активности (спортивные игры, лыжный спорт, легкая атлетика, гимнастика), недостаточно учитывающие индивидуальные особенности и интересы занимающихся.

 

Рис.2. Аргументы студентов для посещения занятий по физическому воспитанию

 

В последние годы с развитием индустрии спорта в программы вуза включают дополнительные специализации современных физкультурно-оздоровительных направлений (степ-аэробика, аэробика, фитбол-аэробика и другие направления фитнес-тренировки). На вопрос «Каким видом двигательной активности Вы бы занимались с интересом» все студенты, не зависимо от курса и гендерных различий, ответили следующим образом (рис. 3). В тренажерном зале изъявили желание тренироваться 31% занимающихся, несмотря на тот факт, что эти занятия проводятся в свободное от учебы время в виде секционных занятий.

На вопрос «Почему Вы выбрали этот вид двигательной активности»? большинство студентов ответило, что в занятиях в тренажерном зале их привлекает принцип индивидуализации в подборе упражнений, направленных на гармоничное физическое развитие и совершенствование телосложения. Практически 1/3 часть студентов (28%) отдали предпочтение спортивным играм (волейбол - 8%, баскетбол – 11%, футбол - 9%).

 

Рис.3. Предпочтения студентов по видам двигательной активности

Это наиболее популярные и эмоциональные виды спорта, в игре привлекает соревновательное противоборство, командный дух. Наиболее заманчива для девушек университета специализация по аэробике – 24% студенток заинтересованы в обучении танцевальных шагов и связок различных направлений. На вопрос какие стили танцев предпочитают, ответили «Реггетон, Хип-хоп, R&B», где сочетаются различные направления танцев, наиболее популярных в современной жизни молодежи. Используемые движения скользящие, с поворотами и переходами, сочетающие в танце одновременно резкость и плавность. Направление легкой атлетики выбрали 9% студентов, считающих эти занятия более естественными и наиболее доступными не только на учебных занятиях, но и в условиях самостоятельной работы. Еще 8% студентов желают ходить в плавательный бассейн.

Многочисленные исследования, проведенные в последние годы, свидетельствуют о прогрессирующем снижении двигательной активности студентов по сравнению со школьными годами [1, 2, 3, 5]. 30% юношей и девушек прекратили заниматься в различных спортивных секциях по окончанию школы, 24% отказались от мероприятий активного отдыха, ссылаясь на загруженность. Анализ мониторинга студентов выявил изменения в установках формирования здорового образа жизни. Только 24% респондентов считают свою двигательную активность недостаточной, ссылаясь на большое количество аудиторных занятий, подготовку домашних заданий, а также на значительную часть времени, посвящаемую изучению иностранного языка (введены в обязательную программу обучения в РУДН вне учебного расписания). Гигиенической нормой двигательной активности для студентов считается 1/5 суточного бюджета времени, и составляет от 10000 до 14000 шагов [5]. В ответах на вопрос «Как вы оцениваете свою двигательную активность?», 76% юношей считают, у них активность выше положенной нормы (рис. 4). Однако по результатам оценки анкетирования выявили, что 45,5% юношей имеют физическую нагрузку ниже среднего и ее реальная величина ниже их самооценки. По мнению девушек, высокую двигательную активность имеют 21%, низкую 28%, среднюю 51%. По ответам на вопросы анкетирования 57% девушек имеют нагрузку ниже среднего.

 

Рис. 4.  Самостоятельная двигательная активность студентов в течение дня

Заключение. Таким образом, исследования показали, что большая часть студентов не осознает важность практических занятий физической культурой для сохранения здоровья, самооценка своей двигательной активности молодыми людьми оценивается не корректно. Учитывая результаты, показанные студентами 1 курса, необходимо обратить внимание на воспитание грамотности в области здоровья уже в процессе получения общего образования, в том числе и в процессе преподавания предметов, не относящихся к школьной дисциплине «Физическая культура».

Студенты второго курса, вне зависимости от половой принадлежности начинают понимать важность занятий физической культурой и спортом и их положительное влияние на организм.

В целом, молодые люди, обучающиеся в вузе, предпочитают виды двигательной активности, где можно дозировать нагрузку в соответствии с индивидуальными возможностями организма, например, занятия в тренажерном зале. Привлекают молодых людей и виды спорта, где имеется возможность получить кроме физической нагрузки и положительные эмоции от командного вида деятельности - спортивные игры и современные танцевальные направления. Следовательно, при организации процесса физического воспитания в вузе для привлечения и мотивации молодежи к занятиям физической культурой и спортом, формирования грамотности в области здоровья необходимо использовать средства физической тренировки, востребованные студентами.

Список литературы

  1. Балышева Н.В. Общая характеристика проблемы дефицита двигательной активности студентов с ограниченными возможностями кардиореспираторной системы / Н.В. Балышева, М.Д. Богоева, М.В. Ковалева, Е.Н. Копейкина, О.Г. Румба // Культура физическая и здоровье: науч.-методич. журнал. – Изд-во ВГПУ: Воронеж. – – № 4 (46).
    – С. 85-90.
  2. Брейкина О.А. Физическая активность как один из компонентов здорового образа жизни студентов / О.А. Брейкина// Физическая культура, спорт и здоровье: интеграция теории и практики: мат. междунар. наукч.-практ. конф., посвящ. 60-летию ф-та ФКиБЖ ВГПУ, 23-27 октября 2008 г. / ВГПУ: Воронеж – 2008. – С. 15-17.
  3. Горелов А.А. О роли двигательной активности студентов гуманитарных вузов и способах ее повышения / А.А. Горелов, В.П. Кондаков, А.Н. Усатов, В.Н. Усатов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2009. – № 1 (47). – С. 28-33.
  4. Козлова М.В. Как сократить риски эпидемий, или Чем Health Literacy может помочь в реше­нии этой проблемы? / М.В. Козлова, Е.В. Чернобай, М.В. Гасинец, О.Д. Федоров //М.: НИУ ВШЭ. –– 48 с.
  5. Кобяков Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека / Ю.П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 11. – С. 20-24.
  6. Berkman N.D. Low Health Literacy and Health Outcomes: An Updated Systematic Review / D. Berkman, S. Sheridan, K. Donahue, D. Helpern, K. Crotty // Ann Intern Med. – 2011. – Vol. 155. – No. 2. – P. 97-107.
  7. Easton P. Health in the «hidden population» of people with low literacy. A systematic review of the literature / Easton, V. A. Entwistle, B. Williams // BMC Public Health. – 2010. – Vol. 10. – № 1. – P. 459.
  8. Nutbeam D. Health promotion glossary / Nutbeam // Health promotion international. – 1998. – I. 13. – P. 349-364.
  9. Sanders L.M. Literacy and Child Health: A Systematic Review / M. Sanders, S. Federico, P. Klass, M. Abrams // Arch Pediatr Adolesc Med. – 2009. –Vol. 163. – № 2. – P. 131-140.

References

  1. Balysheva N.V. General characteristics of the problem of the deficit of motor activity of students with disabilities of the cardiorespiratory system / N.V. Balysheva, M.D. Bogoeva, M.V. Kovaleva, E.N. Kopeikina, O.G. Rumba / / Physical Culture and Health: scient. methodic. journal. – VSPU Publishing House: Voronezh. – 2013 – № 4 (46). – P. 85-90.
  2. Brejkina O.A. Physical activity as one of the components of a healthy lifestyle of students / O.A. Brejkina // Physical Culture, Sports and Health: Integration of Theory and Practice: materials of the international scientific and practical conference dedicated to the 60th anniversary of the faculty of PCandHS of the VSPU, October 23-27, 2008 / VSPU: Voronezh. – 2008. – P. 15-17.
  3. Kozlova M.V. How to reduce the risks of epidemics, or How the Health Literacy can help solve this problem? / M.V. Kozlova, E.V. Chernobaj, M.V. Gasinets, O.D. Fyodorov // M.: NIU HSE. – – 48 p.
  4. Gorelov, A. A. On the role of motor activity of students of humanitarian universities and ways to increase it / A.A. Gorelov, V.P. Kondakov, A.N. Usatov, V.N. Usatov // Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University. – 2009. – № 1 (47). – P. 28-33.
  5. Kobyakov Yu.P. The concept of norms of human motor activity / Yu.P. Kobyakov / / Theory and practice of physical culture. – 2003. – № 11. – P. 20-24.
  6. Berkman N.D. Low Health Literacy and Health Outcomes: An Updated Systematic Review / D. Berkman, S. Sheridan, K. Donahue, D. Helpern, K. Crotty // Ann Intern Med. – 2011. – Vol. 155. – № 2. – P. 97-107.
  7. Easton P. Health in the «hidden population» of people with low literacy. A systematic review of the literature / Easton, V. A. Entwistle, B. Williams // BMC Public Health. – 2010. – Vol. 10. – № 1. – P. 459.
  8. Nutbeam D. Health promotion glossary / Nutbeam // Health promotion international. – 1998. – № 13. – P. 349-364.
  9. Sanders L.M. Literacy and Child Health: A Systematic Review / M. Sanders, S. Federico, P. Klass, M. Abrams // Arch Pediatr Adolesc Med. – 2009. – Vol. 163. – № 2. – P. 131-140.

Spisok literatury

  1. Balysheva N.V. Obshchaya kharakteristika problemy defitsita dvigatel'noj aktivnosti studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami kardiorespiratornoj sistemy / N.V. Balysheva, M.D. Bogoeva, M.V. Kovaleva, E.N. Kopejkina, O.G. Rumba // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e: nauch.-metodich. zhurnal. – Izd-vo VGPU: Voronezh. – 2013. – № 4 (46). – S. 85-90.
  2. Brejkina O.A. Fizicheskaya aktivnost' kak odin iz komponentov zdorovogo obraza zhizni studentov / O.A. Brejkina // Fizicheskaya kul'tura, sport i zdorov'e: integratsiya teorii i praktiki: mat. mezhdunar. naukch.-prakt. konf., posvyashch. 60-letiyu f-ta FKiBZH VGPU, 23-27 oktyabrya 2008 g. / VGPU: Voronezh – 2008. – S. 15-17.
  3. Gorelov A.A. O roli dvigatel'noj aktivnosti studentov gumanitarnykh vuzov i sposobakh ee povysheniya / A.A. Gorelov, V.P. Kondakov, A.N. Usatov, V.N. Usatov // Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. – 2009. – № 1 (47). – S. 28-33.
  4. Kozlova M.V. Kak sokratit' riski epidemij, ili CHem Health Literacy mozhet pomoch' v reshenii etoj problemy? / M.V. Kozlova, E.V. CHernobaj, M.V. Gasinets, O.D. Fedorov // M.: NIU VSHE. – 2020. – 48 s.
  5. Kobyakov Yu.P. Kontseptsiya norm dvigatel'noj aktivnosti cheloveka / Yu.P. Kobyakov // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. – 2003. – № 11. – S. 20-24.
  6. Berkman N.D. Low Health Literacy and Health Outcomes: An Updated Systematic Review / D. Berkman, S. Sheridan, K. Donahue, D. Helpern, K. Crotty // Ann Intern Med. – 2011. – Vol. 155. – № 2. – P. 97-107.
  7. Easton P. Health in the «hidden population» of people with low literacy. A systematic review of the literature / Easton, V. A. Entwistle, B. Williams // BMC Public Health. – 2010. – Vol. 10. – № 1. – P. 459.
  8. Nutbeam D. Health promotion glossary / Nutbeam // Health promotion international. – 1998. – № 13. – P. 349-364.
  9. Sanders L.M. Literacy and Child Health: A Systematic Review / M. Sanders, S. Federico, P. Klass, M. Abrams // Arch Pediatr Adolesc Med. – 2009. – Vol. 163. – № 2. – P. 131-140.

Сведения об авторах: Светлана Юрьевна Размахова – доцент, кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов», Москва, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Валентина Николаевна Пушкина – доцент, д-р биол. наук, заведующая кафедрой физического воспитания и безопасности жизнедеятельности Института естествознания и спортивных технологий ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет»; главный аналитик лаборатории физиолого-гигиенических исследований в образовании ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Москва, e-mail  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Арсентий Александрович Красильников – доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности Института естествознания и спортивных технологий ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», Москва, Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Владимир Иосифович Лях – профессор, доктор педагогических наук, главный научный сотрудник лаборатории мышечной деятельности и физического воспитания ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования», Москва, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Information about the authors: Svetlana Yur’evna Razmakhova – Associate Professor, Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education and Sports of the FSAEI of HE “1Peoples' Friendship University of Russia”, Moscow, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Valentina Nikolaevna Pushkina – Associate Professor, Doctor of Biological Sciences, Head of the Department of Physical Education and Health and Safety of the Institute of Natural Sciences and Sports Technologies of the SAEI of HE “Moscow State Pedagogical University”, Moscow; Head Analyst of the Laboratory of Physiological and Hygienic Studies in Education of the FSBSI “Institute of the Developmental Physiology of the Russian Academy of Education”, Moscow, e-mail:  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Arsentij Aleksandrovich Krasil’nikov – Associate Professor, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education and Health and Safety of the Institute of Natural Sciences and Sports Technologies of the SAEI of HE “Moscow State Pedagogical University”, Moscow, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Vladimir Iosifovich Lyakh – Professor, Doctor of Pedagogical Sciences, Head Researcher of the Laboratory of Muscular Activity and Physical Education of the FSBSI “Institute of the Developmental Physiology of the Russian Academy of Education”, Moscow, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..