Скачать статью в формате pdf

Дата публикации: 1.03.2021
DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_01_24

ВЛИЯНИЕ СРЕДСТВ ЛЫЖНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ

И.П. Уйманова1, Н.В. Сапожникова2

1Уфимский государственный нефтяной технический университет, филиал в г. Салавате, Россия.

2Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск, Россия.

Ключевые слова: физическое состояние, студенты, лыжная подготовка, здоровье, физическая подготовленность.

Аннотация. Средства лыжной тренировки, оказывают наибольший оздоровительный эффект, доступны в любом возрасте, независимо от физической подготовки. Цель исследования – определить влияние средств лыжной подготовки на физическое состояние студентов. Определены показатели физического состояния студентов. Проанализирована динамика и прирост исследуемых показателей в процессе лыжной подготовки в системе занятий по физической культуре. Результаты исследования свидетельствуют о оздоровительном влиянии средств лыжной подготовки на физическое состояние, характеризующих уровень работоспособности и работу дыхательной системы.

INFLUENCE OF SKI TRAINING FACILITIES ON THE PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS

I.P. Ujmanova 1, N.V. Sapozhnikova2

1The branch of the Ufa State Petroleum Technological University in Salavat, Russia

2Ural State University of Physical Education, Chelyabinsk, Russia

Key words: physical state, students, ski training, health, physical fitness.

Annotation. The measures of ski training, which have the greatest health-improving effect, are available at any age, regardless of physical fitness. The purpose of the study is to determine the effect of ski training on the physical state of students. The indicators of the physical state of students were determined. The dynamics and growth rate of the studied indicators in the process of ski training in the system of physical education classes were analyzed. The results of the study indicate a positive effect of ski training on the physical state, which characterizes the level of performance and the work of the respiratory system.

Введение. Физическое воспитание несет в себе очень важную задачу – развивать двигательные способности и уметь применять их на практике. 80% молодежи имеют различные отклонения в здоровье. Специалисты сферы физической культуры уже не один год ведут поиск эффективных средств по улучшению физического состояния. Разработано значительное количество физкультурно-оздоровительных программ на основе новейших технологий. Лыжная подготовка имеет наибольший, по сравнению с другими средствами, оздоровительный эффект и является общедоступным в любом возрасте независимо от уровня физической подготовленности [2].

Цель исследования – определить влияние средств лыжной подготовки на физическое состояние студентов.

Методы и организация исследования.  Исследование студентов проводилось с января по февраль 2021г на базе лыжной подготовки г. Салавата. Участие в эксперименте приняли 10 юношей и 10 девушек в возрасте 17-18 лет. Занятия проводились по лыжной подготовке 3 раза в неделю, по 1,5-2 часа.  Девушкам и юношам включали в занятия силовые, скоростно-силовые упражнения и передвижения на лыжах.

В проверке физического состояния студентов использовали следующие методы: анализ научно-методической литературы, антрометрические, физиологические и тестирование физической подготовленности.

Для развития силовых и скоростно-силовых качеств применялся круговой метод основными упражнениями, которого являются подтягивания, отжимания, приседания, прыжки, выпрыгивания.

Тренировочные занятия по лыжной подготовке проводили на улице. Основные физические упражнения были направлены на изучение техники специальных лыжных ходов. Средствами лыжной подготовки использовались передвижения на лыжах:

–  двухшажным ходом;
–  коньковым;
–  бесшажным;
–  одношажным;
–  подъемы, спуски.

В конце тренировочных занятий выполнялся комплекс упражнений общей физической подготовки (ОФП) на развитие силовых, скоростно-силовых качеств.

Результаты исследования и их обсуждение. Физическое состояние – это комплексная оценка уровня физического развития, физической подготовленности, состояния здоровья, физической работоспособности, функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Как известно, лыжная подготовка больше всего влияет на развитие аэробных возможностей организма, которые определяются функциональным состоянием ведущих систем организма человека. Поэтому в ходе эксперимента, прежде всего, нами были исследованы показатели физического состояния, характеризующие функциональные возможности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и их динамику в процессе занятий по лыжной подготовке [1, 4].

Важным функциональным показателем является жизненная емкость легких (ЖЕЛ) и особое значение приобретает при занятиях лыжной подготовкой. Как известно, именно лыжники имеют наибольшие показатели ЖЕЛ. По результатам нашего исследования мы видим, что произошли изменения показателя ЖЕЛ (табл. 1 и 2).

Таблица 1

Морфофункциональные показатели физического развития юношей студентов до и после эксперимента

Показатели физического развития

n = 81

До (х±σ)

После (х ± σ)

p

%

ЖЕЛ, мл

1874±219

2073±215,1

<0,001

10,6

Проба Штанге, с

34,9±9,75

46,8±11,89

<0,001

34,2

Проба Генчи, с

23,1±8,51

26,8±9,43

<0,001

16

Индекс Руфье, в.о.

10±2,38

8,6±2,2

<0,001

14,2

ЧСС в покое, уд.мин.

85,4±5,86

82,1±5,84

<0,001

3,8

AД, мм.рт.ст.

99,9±10

98,8±7,61

<0,05

1,1

62,9±7,29

62,3±4,12

>0,05

0,9

Масса тела, кг

65,8±7,86

66,1±7,25

<0,01

0,9

Таблица 2

Морфофункциональные показатели физического развития девушек студенток до и после эксперимента

Показатели физического развития

n = 75

До (х±σ)

После (х ± σ)

p

%

ЖЕЛ, мл

1796±242,4

1953±244

<0,001

8,8

Проба Штанге, с

29,5±9,91

36,8±10,44

<0,001

24,5

Проба Генчи, с

20,3±8,19

21,1±7,76

>0,05

4,1

Индекс Руфье, в. о.

9±2,59

8,1±2,05

<0,001

10,1

ЧСС в покое, уд.мин.

83,9±7

82,1±6,78

<0,001

3,6

AД, мм.рт.ст.

99,6±8,63

95,9±6,86

<0,001

2,1

63±6,45

62,5±4,7

>0,05

0,8

Масса тела, кг

59,3±8,18

61,4±7,74

>0,05

0,1

Большое значение при выполнении упражнений аэробного характера имеют функциональные возможности дыхательной системы, которые определялись нами с помощью проб Штанге и Генчи. Проведенные исследования позволили установить, что у юношей динамика данных показателей находится на более высоком уровне по сравнению с девушками. Прирост результатов по показателям данных проб у юношей составил 34,2% и 16%, у девушек 24,5% и 4,1% соответственно.

Одним из самых информативных тестов для оценки влияния занятий физическими упражнениями на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы (ССС) является проба Руфье. Достоверный прирост показателя индекса Руфье наблюдался у юношей на 14,2%, а у девушек на 10,1%. Это свидетельствует об увеличении работоспособности исследуемых студентов.

Это свидетельствует об увеличении работоспособности исследуемых студентов.О более экономичной работе сердца после занятий на лыжах свидетельствует достоверное снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС) в покое как у юношей, так и девушек, на 3,8% и 3,6% соответственно.

Как известно, показатели артериального давления (АД) характеризуют функциональное состояние ССС и важны для профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. У исследуемых студентов средние показатели артериального давления почти не изменились и остались в пределах нормы.

Результаты свидетельствуют об изменении в физическом состоянии студентов, которые участвовали в эксперименте на занятиях лыжами. В то же время оценка влияния средств лыжной подготовки на организм предусматривает изучение не только изменений параметров физического состояния, но и взаимосвязь и взаимодействие данных показателей.

Поэтому в ходе проведения начального этапа эксперимента с целью выявления взаимосвязей между результатами в преодолении дистанции на лыжах и показателями физического развития, физической подготовленности студентов нами проводился парный корреляционный анализ.

Следует отметить, что статически достоверная корреляционная связь зафиксирована в большинстве случаев с показателями, характеризующими функциональное состояние ССС исследуемых.

Сильная корреляционная связь наблюдается как у юношей (r = 0,704), так и у девушек (r = 0,675) между общим уровнем физической подготовки и преодолением дистанции на лыжах на уровне р <0,001.

По утверждениям уровень общей выносливости имеет корреляционную связь с количеством случаев заболеваемости и их продолжительности, однако в нашем исследовании достоверной связи между этими показателям не выявлено. Возможно это связано с спецификой занятий лыжной подготовкой или возр астными особенностями развития организма студентов [3, 5].

Заключение.

  1. Результаты исследования свидетельствуют об оздоровительном влиянии лыжной подготовки на физическое состояние студентов в системе занятий. Более существенные изменения были выявлены в показателях, характеризующих уровень работоспособности и работу дыхательной системы.
  2. Согласно полученным результатам корреляционного анализа, передвижение на лыжах без учета времени имеет наибольшую степень взаимосвязи у студентов с ЧСС в покое, индексом Руфье и общим уровнем подготовки. Это свидетельствует о возможности разработки специальных физкультурно-оздоровительных программ с использованием средств лыжной подготовки.

Список литературы

  1. Карпова О.Л. Концептуальные основы содействия развитию самообразовательной деятельности студентов /О.Л. Карпова// Сибирский педагогический журнал. – 2009.– № – С. 59-65.
  2. Уйманова И.П. Современные организационно-методические основы учебного процесса дисциплины «физическая культура и спорт» в системе высшего образования / И.П. Уйманова, Ю.А. Жаринов, А.И. Переверзева, В.И. Полянская, Р.Х. Дильмухаметова// Культура физическая и здоровье. – 2018. – № 3 (67). – С. 17-18.
  3. Новгородова М.В. Содержание физкультурного образования учащихся оборонно-спортивного класса / М.В. Новгородова, Д.В. Фонарёв // Профильная школа. – 2011. – № 5. – С. 55-59.
  4. Фонарёв Д.В. Физическое воспитание, здоровый и безопасный стиль жизни обучающихся в фокусе научного форума / Д.В. Фонарёв, Т.В. Кугушева, Т.А. Херувимова // Теория и практика физической культуры. – 2017. – № 8. – С. 103-104.
  5. Ruzicka I. Use of modern teaching equipment and innovative organizational form of ski training / I. Ruzicka // New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences. – 2017. – № 4 (3). –  P. 62-69.

References

  1. Karpova O.L. Conceptual framework for promoting the development of self-educational activities of students / O.L. Karpova // Siberian Pedagogical Journal. – 2009. – № 3. – P. 59-65.
  2. Ujmanova I.P. Modern organizational and methodological foundations of the educational process of the discipline "physical culture and sport" in the system of higher education / I.P. Ujmanova, Yu.A. Zharinov, A.I. Pereverzeva, V.I. Polyanskaya, R.Kh. Dil’mukhametova, // Physical Culture and Health. – 2018. – № 3 (67). – P. 17-18.
  3. Novgorodova M.V. Content of physical education for students of the defense-sports class / M.V. Novgorodova, D.V. Fonaryov // Specialized school. – 2011. – № 5. – P. 55-59.
  4. Fonaryov D.V. Physical education, healthy and safe lifestyle of students in the focus of the scientific forum / D.V. Fonaryov, T.V. Kugusheva, T.A. Kheruvimova // Theory and Practice of Physical Culture. – 2017. – № 8. – P. 103-104.
  5. Ruzicka I. Use of modern teaching equipment and innovative organizational form of ski training / I. Ruzicka // New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences. – 2017. – № 4 (3). – P. 62-69.

Spisok literatury

  1. Karpova O.L. Kontseptual’nye osnovy sodejstviya razvitiyu samoobrazovatel’noj deyatel’nosti studentov / O.L. Karpova // Sibirskij pedagogicheskij zhurnal. – 2009. – № 3. – S. 59-65.
  2. Ujmanova I.P. Sovremennye organizatsionno-metodicheskiye osnovy uchebnogo protsessa distsipliny “fizicheskaya kul’tura i sport” v sisteme vyshego obrazovaniya / I.P. Ujmanova, Yu.A. Zharinov, A.I. Pereverzeva, V.I. Polyanskaya, R.Kh. Dilmukhametova // Fizicheskaya kul’tura i zdorovye. – 2018. –№ 3 (67). – S. 17-18.
  3. Novgorodova M.V. Soderzhaniye fizkul’turnogo obrazovaniya uchachshikhsya oboronno-sportivnogo klassa/ M.V. Novgorodova, D.V. Fonaryov //Profil’naya shkola. – 2011. – № 5. – P. 55-59.
  4. Fonaryov D.V. Fizicheskoye vospitaniye, zdorovyj i bezopasnyj stil’ zhizni obuchayuchshikhsya v fokuse nauchnogo foruma / D.V. Fonaryov, T.V. Kugusheva, T.A. Kheruvimova // Teoriya i praktika fizicheskoj kul’tury. – 2017. – № 8. – S. 103-104.
  5. Ruzicka I. Use of modern teaching equipment and innovative organizational form of ski training / I. Ruzicka // New Trends and Issues Proceedings on Humanities and Social Sciences. – 2017. – № 4 (3). – P. 62-69.

Сведения об авторах: Уйманова Ирина Петровна – старший преподаватель Уфимского государственного нефтяного технического университета, филиал в г. Салавате, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.;  Сапожникова Наталья Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент Уральского государственного университета физической культуры, г. Челябинск, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Information about the authors: Ujmanova Irina Petrovna – Senior Lecturer of the branch of the Ufa State Petroleum Technological University in Salavat, Russia, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Sapozhnikova Natalya Vladimirovna – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk, Russia, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..