Скачать статью в pdf формате

Дата публикации: 1.03.2021
DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_01_17

УДК 796.012.1

ИСТОРИЯ ЭВОЛЮЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ

Д.А. Венскович

Белорусский государственный университет физической культуры, г. Минск, Республика Беларусь

Ключевые слова: двигательная культура, культура движений, культура двигательных действий, культура двигательной деятельности, личность.

Аннотация. В статье представлен исторический анализ развития «двигательной культуры» от первых упоминаний до настоящего времени. Представлены мнения известных ученых, таких как: Я.А. Коменского, П.Ф. Лесгафта, А.К. Гастева, Марселя Мосса, Андре Леруа-Гурана, Л.С. Выготского, В.М. Выдрина, В.И. Столярова, Е.В. Бондаренко, Н.А. Бернштейна, Е.С. Медведева, Ж.С. Горбачева, Г.А. Кучеренко, В.Б. Коренберга, Е.В. Фадеевой, И.Е. Сироткиной и др.  Проведен анализ таких терминов, как «двигательная культура», «культура движений», «культура двигательных действий», «культура двигательной деятельности» и «антикультура».

 

THE HISTORY OF THE EVOLUTION OF MOTOR CULTURE

D.A. Venskovich

Belarusian State University of Physical Education, Minsk, Republic of Belarus

Key words: motor culture, culture of movement, culture of motor actions, culture of motor activity, personality.

Annotation. The article presents a historical analysis of the development of «motor culture» from the first mentions up to the present time. The opinions of famous scientists such as Ya.A. Komenskij, P.F. Lesgaft, A.K. Gasteva, Marcel Mauss, André Leroy-Gouran, L.S. Vygotskij, V.M. Vydrina and V.I. Stolyarova, E.V. Bondarenko, N.A. Bernshtein, E.S. Medvedeva, Zh.S. Gorbachev, G.A. Kucherenko, V.B. Korenberg, E.V. Fadeeva, I.E. Sirotkina and others were presented. The analysis between such terms as «motor culture», «culture of movement», «culture of motor actions», «culture of motor activity» and «counter-culture» was carried out.

Введение. В настоящее время «двигательная культура» рассматривается многими авторами. Однако единого мнения однозначно не выявлено. Рассмотрим мнения ученых разных лет и таким образом проследим историю эволюции двигательной культуры.

Движения всегда интересовали многих ученых не только в педагогике, но и в математике, механике, анатомии, физиологии и т.д.  Но прорыв произошел ближе к XX в., когда появилась возможность использовать фотосъемку для запечатления движения, которое рассматривалось многими дисциплинами, такими как биомеханика, физиология, кинезиология. Все перечисленные дисциплины изучали движение как физический процесс. Удивительно то, что двигательной культурой интересовались многие ученые разных лет. Это и послужило интересом теоретического анализа представленной работы.

Цель работы – теоретический анализ истории развития двигательной культуры.

Методы и организация исследования. В работе использовались методы анализа и синтеза и теоретические методы исследования.

Результаты и их обсуждение. Говоря о движениях, Платон упоминал о том, что они являются «целительной частью медицины», а вот Плутарх говорил о движениях, как о «кладовой жизни». Аристотель отмечал, что «человеческий организм становится не только сильнее, но также симметричней и красивее, если деятельность его органов возбуждается движением» [1].

В своих педагогических сочинениях Я.А. Коменский (1669) и Ж.Ж. Руссо (1778) определяли двигательную культуру, как средство познания окружающего мира [1].

П.Ф. Лесгафт (1887) [1] под движением подразумевал развитие тела вместе с умственным, нравственным и эстетическим совершенствованием личности на протяжении жизни.

Такие теоретики, как и П.Ф. Лесгафт (1887), А.К. Гастев (1925) [1] утверждали, что телесное должно быть неразрывно связано с интеллектуальным развитием.

Также в 1925 г. А.К. Гастев под двигательной культурой понимал двигательные привычки и навыки народа, которые включали движения тела на протяжении жизни.

Французский социолог и антрополог Марсель Мосс (1936) [1] двигательную культуру рассматривал, как технику тела. Он определил, что техника тела – это именно культурный и специфический способ исполнения физического действия. Он утверждал, что техника тела может меняться. При этом создается новая двигательная культура, которая способна изменяться и развиваться.

Исследования антропогенеза позволили считать, что началом двигательной культуры человека можно считать прямохождение.

Одни из основоположников отечественной системы физического воспитания Е.А. Аркин и В.В. Гориневский (1948), считали двигательную культуру не только как средство физического, но и нравственного и умственного воспитания [1].

Палеонтолог и антрополог Андре Леруа-Гуран (1980) [1] предполагал, что посредством двигательной культуры человека можно определить уровень интеллектуального развития.

Размышления Л.С. Выготского (1983) [2] сводились к тому, что двигательная культура находится в тесной связи со всеми ее структурными компонентами. Под этим он подразумевал не просто физическое совершенствование человека, а созидательное отношение собственного духовного развития.

Тим Ингольд (1988) [1] говорил о том, что движения формируются с опытом.

По мнению В.М. Выдрина (1988) [3], под двигательной культурой он понимал достижения человека для развития его физических возможностей, при этом повышая уровень своего состояния здоровья, помимо природных данных, которые реализуются в двигательной деятельности человека.

Проводя дальнейшие исследования, нами установлено, что физическая культура сегодня рассматривается, как культура телосложения, культура физического здоровья и двигательная культура (культура движений) [4].

Рассматривая двигательную культуру как культуру движений, В.И. Столяров (1991) [4] полагал, что она в первую очередь связана с двигательной деятельностью или, иными словами, с двигательной активностью. Это мнение подтвердил и Е.В. Бондаренко (2008) [5].

Е.В. Бондаренко (2008) [5] также рассматривал двигательную культуру, как культуру движений, выделяя два основных элемента: технику выполнения движения и художественную ценность.

К технике выполнения Е.В. Бондаренко (2008) [5] относит хореографию и школу движений, а к художественной ценности – разнообразие, гармоничность, музыкальность, зрелищность и артистичность.

Хореография техники выполнения, по его мнению, должна включать:

– правильную осанку;

– правильную постановку рук и ног;

– правильное положение тела в пространстве.

Школа движений включает:

– точные движения тела и отдельных его частей;

– правильное и точное действие ног на завершающем этапе двигательного действия;

– завершенные точные движения;

– оптимальная амплитуда движений;

– устойчивое положение тела;

– свободное выполнение двигательного действия;

– отсутствие лишних компенсаторных движений.

Художественная ценность двигательных действий включает следующие элементы:

– разнообразие;

– гармоничность;

– музыкальность;

– зрелищность;

– артистичность.

Н.Ю. Шумаков (1991) [6] в культуре движений, выделяет:

– выразительность;

– ритмичность;

– целостность;   

– естественность.

Н.А. Бернштейн (1991) [7] под двигательной культурой видел определенные локомоции, выполняемые человеком в обычной жизни.

Е.С. Медведева (2000) [8] двигательную культуру рассматривала, как процесс оздоровления населения.

Весьма интересное обоснование «культуры двигательной деятельности» дает Г.Г. Наталов (2000) [9]. Он рассматривает представленную культуру совместно со спортом, который представляет собой «…систему ценностей культуры двигательной деятельности и социальный институт ее развития, распространения и освоения» [9].

Ж.С. Горбачева (2000) [10] в своих работах показывала, что двигательная культура может формироваться с использованием средств ритмической гимнастики.

Содержание понятия «двигательная культура» рассматривалась такими учеными, как Т.Н. Журина (2000), В.Л. Круткин (2001), В.Л. Малахов (2000) и Н.Т. Трофимова (2001) [11]. Согласно их мнению, это в первую очередь «осознание личностью сути движений, понимание природы выполняемого движения, а также владение специфическими навыками движений». А во-вторую – «собственное совершенствование и духовное обогащение».

По мнению Ю.М. Николаева (2001), двигательная культура является мотивационным звеном и уровнем знаний [12].

Г.А. Кучеренко (2005), к примеру, двигательную культуру характеризовала, как «...интегративное образование свойств личности, которое выражается в мотивации человека реализовать собственные задатки и возможности для раскрытия двигательного и поведенческого потенциала» [13].

В своей работе Г.А. Кучеренко обращает внимание на то, что Е.Н. Фокина и А.Т. Щука (1995) двигательную культуру рассматривали, как уровень развития двигательных качеств [13].

В.Б. Коренберг (2008) [14] под двигательной культурой предлагал понимать «...область культуры, связанную с осуществлением любой двигательной активности, оцениваемой с позиции целесообразности и эстетичности, а также с обучением эффективному осуществлению этой активности». Он также считал целесообразным различать двигательную культуру и культуру движений. Хотя в его трактовке говорится о том, что культура движений есть не что иное, как компонент двигательной культуры.

Е.В. Фадеева (2009) двигательную культуру рассматривает как культуру движений, культуру двигательных действий и культуру двигательной деятельности [15].

Многими учеными, такими как Ю.П. Кобяков (2003) [16], О.Ю. Джамалеева (2003) [17], Е.В. Бондаренко (2008) [5], Ю.В. Науменко (2011, 2015) [18,19], в структуре двигательной культуры выделяют двигательно-пластическую подготовку.

В свою очередь двигательно-пластическая подготовка включает следующие элементы:

– всевозможное разнообразие двигательных способностей;

– безукоризненное выполнение двигательных действий, включающие в себя легкость выполнения, точность и завершенность двигательного действия;

– развитие физических качеств. Уровни развития: высокий, средний, низкий;

– ощущение чувства ритма выполнения двигательного действия;

– красота и пластика выполняемого двигательного действия;

– воплощение художественных образов посредством выполнения двигательного действия;

– творческая фантазия, изобретательность в выполнении элементов двигательного действия.

Согласно мнению И.Е. Сироткиной (2018) [20], двигательная культура представляет собой одну из сфер социальной деятельности, в состав которой входит культура движений, двигательных действий и двигательной деятельности, которая содержит совершенство движений, эффективность и целесообразность. Под двигательной культурой понимается совершенство двигательной активности, которая включает движения и телодвижения, направленные на познание и самоценность.

В педагогике под термином «двигательная культура» понимается результат собственных теоретических познаний и личного опыта, который приобретается в процессе жизнедеятельности.

Наукой также установлено положительное влияние двигательной культуры на:

– дыхательную систему;

– сердечно-сосудистую систему;

– костно-мышечную систему;

– нервную систему (Ю.Ф. Змановский, 1988) [21].

Как видно из теоретического анализа определения понятия «двигательная культура», на сегодняшний день нет однозначного определения и точной терминологии.

На наш взгляд, двигательная культура сочетает в себе как духовное богатство, моральные устои, так и физическое совершенство, представляющее собой внутреннюю и внешнюю красоту.  

К духовному богатству человека относятся те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Общечеловеческие ценности выступают в качестве критериев степени духовного развития. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, в первую очередь относится здоровье. Тем самым использование двигательной культуры является средством сохранения, укрепления и улучшения состояния здоровья. Моральные устои личности проявляются в качестве осознанного бережного отношения к собственному здоровью.

Методы, которые служат укреплению, сохранению и повышению уровня здоровья, увеличению работоспособности, приобретению специальных знаний, формированию двигательных умений и навыков, воспитанию физических качеств, способствуют физическому совершенствованию личности. 

Как показывает историческое исследование, в последние годы увеличивается заболеваемость среди всех категорий населения, растет смертность, снижается рождаемость, соответственно мы постепенно теряем запас физического здоровья населения [18, 19].

Двигательная активность людей сводится к нулю. Это видно из проводимых экспериментов в период обучения в школе, университете и т.д. Двигательная активность человека снижается сразу на 50% [5, 15, 18, 20]. А нам известно, что именно активная двигательная деятельность является основным фактором формирования здоровья человека.

Используя термин «двигательная культура», вместе с ним используют также термин «культура двигательной деятельности». Существует еще один термин «телесно-двигательная культура» [4].

Учитывая мнения ученых разных лет, отметим, что рассматриваемая культура представляет собой ценностное отношение личности к своей собственной двигательной деятельности и двигательной активности в целом.

Именно такое мнение о характеристике двигательной культуры выдвинули большинство исследователей.

Как мы выяснили, основными показателями «двигательной культуры» являются:

– интересы;

– идеалы;

– смыслы;

– нормы;

– образцы поведения;

– потребности.

В научно-методической литературе встречается еще один термин, как «двигательная антикультура», которая является как совершенно противоположным термину «двигательная культура», так и антиценностью.

Заключение. Подводя итог всему вышесказанному, отметим, что, на наш взгляд, «двигательная культура» обязательно должна включать в себя знаниевый компонент о движениях, двигательных действиях и двигательной деятельности личности на протяжении жизни, с учетом возраста и пола, собственного понимания важности и необходимости использования двигательной культуры для каждого человека в отдельности. Обязательно желание личности добиваться положительного влияния от выполняемых двигательных действий с постоянным увеличением арсенала разнообразных действий. Нельзя забывать и о положительных эмоциях, получаемых личностью на занятиях двигательной культурой.

Таким образом, педагогическая концепция формирования двигательной культуры личности происходит в организации активности выполняемых движений, собственном осознании сути движений, через раскрытие потенциала личности. Двигательная культура представляет собой неотъемлемый компонент общей культуры личности, необходимый для формирования гармонично развитой личности. На наш взгляд, изучение, овладение и использование двигательной культуры на современном этапе является одним из основных направлений современного образования. Нельзя говорить однозначно о конкретном периоде овладения двигательной культуры, поскольку овладение двигательной культурой продолжается практически всю жизнь. 

Список литературы

  1. Корбен А. История тела / А. Корбен, Ж.-Ж. Куртин, Ж. Вигарелло // М.: НЛО. –   – Т.2: От Великой революции до Первой мировой войны. – Ч. 3: Работа над телом, коррекция и упражнения. – 438 с.
  2. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. Проблемы развития психики. // Л.С. Выготский // Педагогика: М. – 1983. – Т. 3. – 285 с.
  3. Выдрин В.М. Теория физической культуры (культуроведческий аспект) / В.М. Выдрин // Л. – 1988. – 328 с.    
  4. Столяров В.И. Современная теория физического воспитания (проблемы, пути решения, инновационная концепция) / В.И. Столяров // Физкультура и спорт: Мн. – 1991. – С. 56-63.
  5. Бондаренко Е.В. Формирование культуры движения студенток средствами аэробики / Е.В. Бондаренко // Теория и практика физической культуры. – 2008. – № 7. – С. 33.
  6. Шумаков Н.Ю. Инновационная концепция модернизации теории и практики физического воспитания / Н.Ю. Шумаков // Физкультура и спорт: Мн. – 1991. – С. 36-39.
  7. Бернштейн Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн // М.: Физкультура и спорт: Мн. – 1991. – С. 34-36.
  8. Медведева Е.С. Формирование культуры движений у студенток высших учебных заведений: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Е.С. Медведева // Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры имени П.Ф. Лесгафта: СПб. – 1998. – 21 с.
  9. Наталов Г.Г. Формирование оптимальной двигательной активности / Г.Г. Наталов // Воспитание. – 2000. – № 6. – С. 30-37.
  10. Горбачева Ж.С. Формирование пластической выразительности в художественной гимнастике: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Ж.С. Горбачева // Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры имени П.Ф. Лесгафта: СПб. – 2000. – 24 с.
  11. Журина Т.Н. Педагогические условия формирования двигательной культуры у будущих учителей / Т.Н. Журина // Теория и практика физической культуры. – 2000. – № 3. – С. 10-11.
  12. Николаев Ю.М. К проблеме развития теории физической культуры / Ю.М. Николаев // Теория и практика физической культуры. – 2001. – № 8. – С. 2-10.
  13. Кучеренко Г.А. Двигательная культура младшего школьника и ее влияние на личностное развитие в учебной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / Г.А. Кучеренко // Воронежский государственный педагогический университет: Воронеж. – 2005. – 23 с.
  14. Коренберг В.Б. О некоторых базовых понятиях в нашей сфере / В.Б. Коренберг // Теория и практика физ. культуры. – 2007. – № 2. – С. 11–12.
  15. Фадеева Е.В. Двигательная культура будущего педагога по физической культуре / Е.В. Фадеева // Теория и практика физической культуры. – 2009. – № 10. – С. 39-40.
  16. Кобяков Ю.П. Концепция норм двигательной активности человека / Ю.П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 11. –  С. 20-23.
  17. Джамалеева О.Ю. Педагогические технологии мыслительно- образовательного моделирования двигательных действий студентов на занятиях по физической культуре / О.Ю. Джамалеева // М. – 2003. – С. 34-36.
  18. Науменко Ю.В. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни / Ю. В. Науменко, В. Н. Анненков // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2011. – № 10. – С. 39-
  19. Науменко Ю.В. Здоровье, здоровый образ жизни и индивидуальная физическая культура / Ю. В. Науменко // Валеология. – 2015. – № 2. – С. 92-100.
  20. Сироткина И.Е. Двигательная культура, как объект науки / И.Е. Сироткина // Этнографическое обозрение. – 2018. – С.23-27.
  21. Змановский Ю.Ф. Двигательная активность и закаливание – ведущие факторы укрепления здоровья ребенка / Ю. Ф. Змановский // Дошкольное воспитание. – 1988. – № 8. – С. 45-51.

References

  1. Corbin A. History of the body // A. Corbin, J.-J. Courtine, J. Vigarello // M: NLO. – 2012. – Vol.2: From the Great Revolution to the First World War. – Part 3: Bodywork, correction and exercises – 438 p.
  2. Vygotskij L.S. Collected works in 6 volumes. Problems of development of the psyche / L.S. Vygotskij // Pedagogy: M. – 1983. – Vol. 3. – St. Petersburg. – 285 p.
  3. Vydrin V.M. Theory of physical culture (cultural aspect) / Vydrin V.M. // L. – 1988. – 328 p.
  4. Stolyarov V.I. Modern theory of physical education (problems, solutions, innovative concept) / V.I. Stolyarov // Physical Culture and Sports: Minsk. – 1991. – Р. 56-63.
  5. Bondarenko E.V. Formation of the culture of movement of female students by means of aerobics / E.V. Bondarenko // Theory and Practice of Physical Culture. – 2008. – № 7. – P. 33.
  6. Shumakov N.Yu. An innovative concept of modernization of the theory and practice of physical education / N.Yu. Shumakov // Physical Culture and Sports: Minsk. – 1991. – P. 36-39.
  7. Bernstein N.A. About agility and its development / N.A. Bernstein // Physical culture and sport: Minsk. – 1991. – Р. 34-36.
  8. Medvedeva E.S. Formation of a culture of movements among female students of higher educational institutions: dis. abstract ... Cand. Ped. Sciences: 13.00.04 / E.S. Medvedeva // St. Petersburg State Academy of Physical Culture named after P.F. Lesgaft: SPb. – 1998. – 21 p.
  9. Natalov G.G. Formation of optimal motor activity / G.G. Natalov // Education. – 2000. – № 6. – P. 30-37.
  10. Gorbacheva Zh.S. Formation of plastic expressiveness in rhythmic gymnastics: dis. abstract... Cand. Ped. Sciences: 13.00.04 / Zh.S. Gorbacheva // St. Petersburg State Academy of Physical Culture named after P.F. Lesgaft: SPb. – 2000. – 24 p.
  11. Zhurina T.N. Pedagogical conditions for the formation of motor culture in future teachers / T.N. Zhurina / Theory and Practice of Physical Culture. – 2000. – № 3. – P. 10-11
  12. Nikolaev Yu.M. To the problem of development of the theory of physical culture / Yu.M. Nikolaev // Theory and Practice of Physical Culture. – 2001 – № 8. – P. 2-10.
  13. Kucherenko G.A. Motor culture of primary schoolchildren and its influence on personal development in educational activities: dis. abstract... Cand. Ped. Sciences: 13.00.01 / G.A. Kucherenko // Voronezh State Pedagogical University: Voronezh. – 2005. – 23 p.
  14. Korenberg V.B. On some basic concepts in our field / V.B. Korenberg // Theory and Practice of Physical Culture. – 2007. – № 2. – P. 11-12.
  15. Fadeeva, E. V. Motor culture of the future physical culture teacher / E.V. Fadeeva // Theory and Practice of Physical Culture. – 2009. – № 10. – Р. 39-40.
  16. Kobyakov Yu.P. The concept of human motor activity norms / Yu.P. Kobyakov // Theory and Practice of Physical Culture. – 2003. – № 11. – Р. 20-23.
  17. Dzhamaleeva O.Yu. Pedagogical technologies of mental and educational modeling of motional actions of students in physical culture lessons / O.Yu. Dzhamaleeva // М. – 2003. – Р. 34-36.
  18. Naumenko Yu.V. Program for the formation of a culture of a healthy and safe lifestyle / Yu.V. Naumenko, V.N Annenkov // HS. Health and Safety. – 2011. – № 10. – Р. 39-45.
  19. Naumenko Yu.V. Health, healthy lifestyle and individual physical culture / Yu.V. Naumenko // Valeology. – 2015. – № 2. – P. 92-100.
  20. Sirotkina I.E. Motor culture as an object of science / I.E. Sirotkina // Ethnographic Review. – 2018. – Р. 23-27.
  21. Zmanovskij Yu. F. Motor activity and cold training are the leading factors in strengthening the health of the child / Yu.F. Zmanovskij // Preschool education. – 1988. – № 8. – P. 45-51.

 Spisok literatury

  1. Corbin A. Istoriya tela // A. Corbin, J.-J. Courtine, J. Vigarello // M: NLO. – 2012. – T.2: Ot Velikoj revolyutsii do Pervoj mirovoj voijny. – Chyast’ 3: Rabota nad telom, korrektsiya i uprazhneniya – 438 s.
  2. Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij v 6 t. Problemy razvitiya psikhiki. / L.S. Vygotskij // Pedagogika: M. – 1983. – T. 3. – 285 s.
  3. Vydrin V.M. Teoriya fizicheskoj kul'tury (kul'turovedcheskij aspekt)/ Vydrin V.M. // L. – 1988. – 328 s.
  4. Stolyarov V.I. Sovremennaya teoriya fizicheskogo vospitaniya (problemy, puti resheniya, innovatsionnaya konceptsiya) / V.I. Stolyarov // Fizkul'tura i sport: Minsk. – 1991. – S. 56-63.
  5. Bondarenko E.V. Formirovanie kul'tury dvizheniya studentok sredstvami aerobiki / E.V. Bondarenko // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. – 2008. – № 7. – S. 33.
  6. Shumakov N.Yu. Innovatsionnaya kontseptsiya modernizatsii teorii i praktiki fizicheskogo vospitaniya / N.Yu. Shumakov // Fizkul'tura i sport: Minsk. – 1991. – S. 36-39.
  7. Bernstein N.A. O lovkosti i eyo razvitii / N.A. Bernstein // Fizkul'tura i sport: Minsk. – 1991. – S. 34-36.
  8. Medvedeva E.S. Formirovanie kul'tury dvizhenij u studentok vysshikh uchebnykh zavedenij: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.04 / E.S. Medvedeva // Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya akademiya fizicheskoj kul'tury imeni P.F. Lesgafta: SPb. – 1998. – 21 s.
  9. Natalov G.G. Formirovanie optimal'noj dvigatel'noj aktivnosti / G.G. Natalov // Vospitanie. – 2000. – № 6. – S. 30-37.
  10. Gorbacheva Zh.S. Formirovanie plasticheskoj vyrazitel'nosti v hudozhestvennoj gimnastike: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.04 / Zh.S. Gorbacheva // Sankt-Peterburgskaya gosudarstvennaya akademiya fizicheskoj kul'tury imeni P.F. Lesgafta: SPb. – 2000. – 24 s.
  11. Zhurina T.N. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya dvigatel'noj kul'tury u budushchih uchitelej / T.N. Zhurina / Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. – 2000. – № 3. – S. 10-11
  12. Nikolaev Yu.M. K probleme razvitiya teorii fizicheskoj kul'tury / Yu.M. Nikolaev // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. – 2001 – № 8. – S. 2-10.
  13. Kucherenko G.A. Dvigatel'naya kul'tura mladshego shkol'nika i ee vliyanie na lichnostnoe razvitie v uchebnoj deyatel'nosti: avtoref. dis. … kand. ped. nauk: 13.00.01 / G.A. Kucherenko // Voronezhskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet: Voronezh. – 2005. – 23 s.
  14. Korenberg V.B. O nekotoryh bazovykh ponyatiyakh v nashej sfere / V.B. Korenberg //Teoriya i praktika fiz. kul'tury. – 2007. – № 2. – S. 11-12.
  15. Fadeeva, E.V. Dvigatel'naya kul'tura budushchego pedagoga po fizicheskoj kul'ture / E.V. Fadeeva // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. – 2009. – № 10. – S. 39-40.
  16. Kobyakov Yu.P. Kontseptsiya norm dvigatel'noj aktivnosti cheloveka / YU.P. Kobyakov // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. – 2003. – № 11.
    – S. 20-23.
  17. Dzhamaleeva O.Yu. Pedagogicheskie tekhnologii myslitel'no- obrazovatel'nogo modelirovaniya dvigatel'nyh dejstvij studentov na zanyatiyah po fizicheskoj kul'ture / O.Yu. Dzhamaleeva // М. – 2003. – S. 34-36.
  18. Naumenko Yu.V. Programma formirovaniya kul'tury zdorovogo i bezopasnogo obraza zhizni / Yu.V. Naumenko, V.N Annenkov // OBZH. Osnovy bezopasnosti zhizni. – 2011. – № 10. –S. 39-45.
  19. Naumenko Yu.V. Zdorov'e, zdorovyj obraz zhizni i individual'naya fizicheskaya kul'tura / Yu.V. Naumenko // Valeologiya. – 2015. – № 2. – S. 92-100.
  20. Sirotkina I.E. Dvigatel'naya kul'tura, kak ob"ekt nauki / I.E. Sirotkina // Etnograficheskoe obozrenie. – 2018. – S. 23-27.
  21. Zmanovskij Yu. F. Dvigatel'naya aktivnost' i zakalivanie – vedushchie faktory ukrepleniya zdorov'ya rebyonka / Yu.F. Zmanovskij // Doshkol'noe vospitanie. – 1988. – № 8. – S. 45-51.

Сведения об авторе: Дина Александровна Венскович – кандидат педагогических наук, доцент, докторант Белорусского государственного университета физической культуры, г. Минск, Республика Беларусь, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Information about the author: Dina Aleksandrovna Venskovich – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Doctoral Student of the Belarusian State University of Physical Culture, Minsk, Republic of Belarus, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..