Скачать статью в pdf формате

Дата публикации: 01.06.2021
DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_02_12
УДК 616.896

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ИППОТЕРАПИЕЙ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С АУТИЗМОМ

А.Д. Белоусова ¹, Л.В. Руднева², В.А. Романов², Е.А. Кутепова²

¹Тульский государственный университет, Медицинский институт, г. Тула, Россия

²Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого, г.Тула, Россия

Ключевые слова: иппотерапия, младшие школьники, аутизм, координационные способности, программа, педагогические условия.

Аннотация: В статье рассматривается влияние занятий иппотерапией на развитие координационных способностей у младших школьников с аутизмом. Экспериментальная программа по иппотерапии предусматривала шесть модулей занятий: «Знакомство – встреча», «Всадник», «Прогулка», «Весёлый наездник», «Умная лошадка», «В гости к лошадке». Программа реализовывалась при соблюдении разработанных педагогических условий. Реализация экспериментальной программы показала свое положительное влияние на развитие координационных способностей у детей с аутизмом по всем пяти показателям. По большинству отмечен средний и высокий уровень.

INFLUENCE OF HIPPOTHERAPY TRAINING ON THE DEVELOPMENT OF COORDINATION ABILITIES IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH AUTISM

A.D. Belousova¹, L.V. Rudneva², V.A. Romanov², E.A. Kutepova ²

¹Tula State University, Medical Institute, Tula, Russia

²Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoj, Tula, Russia

Key words: hippotherapy, junior schoolchildren, autism, coordination abilities, program, pedagogical conditions.

Annotation: The article examines the influence of hippotherapy classes on the development of coordination abilities in primary schoolchildren with autism. The experimental hippotherapy program included six modules of classes: "Acquaintance – Meeting", "Horseman", "Walk", "Funny Rider", "Smart Horse", "Visit the Horse". The program was implemented in compliance with the developed pedagogical conditions. The implementation of the experimental program has shown its positive effect on the development of coordination abilities in children with autism in all five indicators. Most of them have medium and high levels.

Введение. В настоящее время расстройства аутистического спектра являются темой пристального внимания многих ученых. Актуальность этой проблемы определяется заметно возросшим количеством детей с искаженным психическим развитием в целом, в том числе и с расстройствами аутистического спектра (РАС).

Изучение феномена детского аутизма началось с работ доктора Лео Каннера, который дал блестящее описание клинических критериев. В нашей стране данную проблему начал исследовать ещё в 1947 году Самуил
Мнухин [9].  

Термин «аутизм» произошел от лат. “autos” («сам») и обозначает отгороженность от мира, отрыв от реальности. На сегодняшний день мы имеем представление о двух основных типах аутизма – об аутизме Каннера (классическом аутизме) и о вариантах аутизма, включающих аутистические состояния разного генеза [2, 8].

Аутистические нарушения – это несколько групп нарушений, перечисленные в DSM-IV-TR под заголовком «Всеобъемлющие нарушения развития», которые, как известно, характеризуются серьезными и масштабными затруднениями в нескольких сферах развития одновременно: это навыки социального взаимодействия, навыки общения, стереотипное поведение, интересы и занятия.

Соответственно, степень нарушений бывает разной у каждого человека, которому поставлен диагноз «аутистические нарушения».

Существуют следующие виды аутизма: детский аутизм (аутистическое расстройство, инфантильный аутизм; инфантильный психоз; синдром Каннера); атипичный аутизм (атипичный детский психоз; умеренная умственная отсталость с аутистическими чертами); синдром  Ретта (генетическое заболевание, диагностируемое у девочек); дезинтегративное детское расстройство (дезинтегративный психоз; синдром Геллера; детская деменция; симбиотический психоз); гиперкинетическое расстройство с олигофренией; синдром аспергера (аутистическая психопатия; шизоидное расстройство детского возраста).

Приоритетной задачей современной медицины, коррекционной педагогики и специальной психологии, а также адаптивной физической культуры является решение проблем профилактики, абилитации и реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра.

Как известно, среди расстройств аутистического спектра на первое место по частоте встречаемости в детской популяции выходит «ранний детский аутизм» (РДА) затрагивающий коммуникативную, когнитивную и речевую сферы.

Расстройство нервной системы у детей с аутизмом влечет за собой дефицит в социальных взаимодействиях, коммуникации, наличию большого количества повторяющихся действий (стереотипий) [4, 7, 10]. В моторном развитии детей с РАС наблюдается: неловкость произвольных движений; проблемы в развитии зрительно-моторной координации; трудности при преодолении препятствий; нарушена ориентировка в пространстве. Дети с РАС на занятиях адаптивной физической культурой, по нашим наблюдениям, часто не могут выполнить повороты без посторонней помощи, у них отсутствует плавность и темп в движениях, нарушено равновесие.
Дети-аутисты не умеют: прыгать, стоять на одной ноге, отталкиваться двум ногами, мягко приземляться после прыжков. У них возникает сложность произвольного двигательного подражания – гипотонус или гипертонус, при ходьбе часто идут на носках, бег однообразный.

Также необходимо отметить, что патологические процессы в нервной системе изменяют функцию вестибулярного анализатора, что отражается на низких показателях проявления координационных способностей.

В связи с чем, назрела необходимость использования различных средств адаптивно-двигательной реабилитации для детей с аутизмом, в частности иппотерапии, для коррекции и профилактики психофизических особенностей детей данной нозологической группы.

«Иппотерапия» пришла в Россию в 1991г. в двух основных терминах: hippotherapy (иппотерапия) и therapeutic riding (лечебная верховая езда). В иппотерапии используется пассивная верховая езда (всадник не управляет лошадью), а в лечебной верховой езде – активная верховая езда (всадник управляет лошадью) [9, 11].

Иппотерапия является уникальным средством адаптивно-двигательной реабилитации, где ключевым моментом является взаимодействие ребенка с лошадью. Эти непарнокопытные считаются самыми благородными и умными животными. Контакт ребенка-аутиста с лошадью помогает ему найти взаимосвязь с окружающим миром. В процессе занятий детям с РАС приходится следить за равновесием, координацией и синхронизацией своих движений, подключать к действию все мышцы тела [5, 6, 8].

Иппотерапия является оказывает комплексное воздействие на ребенка. В частности, способствует укреплению опорно-двигательного аппарата, развивает тактильные, слуховые, зрительные и обонятельные ощущения, оказывает положительное влияние на вестибулярный аппарат [3, 6, 11].

В связи с чем, использование иппотерапии для развития координационных способностей как важного условия жизнеобеспечения детей с аутизмом, является на наш взгляд актуальным.

Нами определено следующее противоречие между необходимостью повышения уровня развития координационных способностей у детей с РАС и недостаточной разработанностью педагогических условий применения иппотерапии, способствующих коррекции двигательных нарушений у данной категории детей с другой стороны.

Цель исследования: рассмотреть влияние занятий иппотерапией на развитие координационных способностей у младших школьников с аутизмом.

Гипотеза исследования: предполагается, что процесс развития координационных способностей у младших школьников с расстройствами аутистического спектра будет более эффективным при создании следующих педагогических условий:  

- учет индивидуальных особенностей и двигательных отклонений школьников с РАС при проведении упражнений с и на лошади;

- формирование стереотипа занятия, применение визуального расписания;

- инициирование (не навязывание) тактильного контакта при выполнении упражнений с и на лошади;

- использование адаптированных упражнений для развития координационных способностей (пространственной ориентировки, равновесия, преодоления препятствий) и укрепления мелкой моторики рук (выполнение заданий без предметов и с предметами верхом на лошади и т.д.);

- создание эмоционально-комфортной атмосферы и ситуаций успеха при взаимодействии с лошадью.

Одной из задач нашей работы является изучение влияния систематических занятий по экспериментальной программе на развитие координационных способностей младших школьников с аутизмом.

Получены новые данные, которые расширяют и углубляют представления о возможности воспитания координационных способностей средствами иппотерапии у младших школьников, имеющих диагноз атипичный аутизм.

Теоретическая и практическая значимость работы заключаются в разработке педагогических условий и программы, направленной на развитие координационных способностей с использованием иппотерапии.

Подобранные, обоснованные и модифицированные нами диагностические тесты, а также предложенная программа по иппотерапии могут быть полезны педагогам, работающим с младшими школьниками с аутизмом.

Результаты, полученные в ходе исследования, можно использовать в образовательных учреждениях и реабилитационных центрах, работающих с детьми с ОВЗ. А также могут быть включены в программное содержание дисциплины «Адаптивная физическая культура» и курсов повышения квалификации по АФК.

Теоретико-методологической основой нашей работы являются:

- современные представления о двигательной функции человека как сложной иерархической, саморазвивающейся функции (И.М. Сеченов, М.О. Гуревич, Н.И. Озерецкий, Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин, Е.П. Ильин, Б.Б. Косов и др.);

- совокупности положений о развитии психомоторных способностей человека и их структуры (С.Л. Рубинштейн; Е.П. Ильин; В.П. Озеров; Б.Б. Косов, И.М. Туревский и др.);

- работы о использовании иппотерапии как средства реабилитации (Ю.А. Слепченко, И. Штраус, В.И. Родионова, М.М. Максимова и др.).

Методы и организация исследования. Исследование проводилось с августа 2020 г. по март 2021г. на базе конного клуба г. Щёкино. В эксперименте приняли участие 5 младших школьников 9 лет с диагнозом атипичный аутизм. Экспериментальная программа выступает как один из моментов, позволяющих детям с РАС через занятия иппотерапией способствовать формированию координационных способностей.

Целью программы является формирование адекватной двигательной базы у младших школьников с аутизмом в процессе занятий иппотерапией.

Задачи программы:

  1. Развитие двигательных (координационных) способностей посредством взаимодействия с лошадью (верхом).
  2. Обучать выполнять задания по образцу и словесной инструкции.
  3. Формирования навыков взаимодействия с лошадью и инструктором.
  4. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

Для нашей экспериментальной программы была подобрана спокойная лошадь среднего роста 155-60 см в холке серой масти и достаточной хорошей частотой шага.

В нашей программе применялись упражнения на налаживание тактильного и социального контакта с лошадкой, упражнения на лошади: обучение посадке, удержание в седле при движении лошади, упражнения на лошади в том числе и с предметами, игры на социальное взаимодействие. Структура занятия по иппотерапии представлена в таблице 1.

Таблица 1

Структура занятия по иппотерапии

Часть занятия

Содержание

Упражнения

Подготовительная

Разминка

ОРУ с использованием образов (дровосек, часики и т.п.)

Встреча лошади

Приветствие, поглаживание

Основная

Упражнения на лошади

Различные виды посадок и положений на лошади

Движения руками и ногами сидя на лошади

Упражнения на движущейся лошади

Шаг, рысь, повороты, остановки (с инструктором)

Упражнения на лошади с предметами и без на координацию

Упражнения с рефлекс-боллами, гимнастическими мячами, рече-двигательные упражнения

 

Заключительная

Благодарность лошади

Кормим, гладим, хвалим

Игры на социальное взаимодействие

Переноска воды стаканчиком (поим лошадку), перекладывание морковки и яблок (кормим лошадку), сено

Содержание экспериментальной программы «В мире животных» представлено в таблице 2. Занятия по иппотерапии проводились 3 раза в неделю по 45 минут под руководством инструктора-методиста по АФК.

Экспериментальная программа предусматривала шесть модулей занятий: «Знакомство – встреча», «Всадник», «Прогулка», «Весёлый наездник», «Умная лошадка», «В гости к лошадке» (Таблица 2).

Таблица 2

Содержание экспериментальной программы «В мире животных» с направленным развитием координационных способностей

Модуль

Упражнения

Количество часов

Адаптированный комплекс ОРУ

ОРУ с использованием образов (дровосек, мишки, петушки, часики)

6

Знакомство -встреча

Приветствие, поглаживания, говорим, жесты

4

Всадник

Различные виды посадок на лошади: посадка на лошади; боком; лежа на животе головой к холке; лежа на животе поперек лошади; лежа на животе головой к хвосту; лежа на спине головой к хвосту лошади («качаемся на волнах»).

20

Прогулка

Движения: остановка, шаг, рысь, повороты, езда налево(направо), остановки (с инструктором)

20

Весёлый наездник

Повороты туловища (достать хвостик), движения руками в стороны (птица), руки вверх («тянемся к солнцу»), упражнения с мячами (достать подвешенный мяч и т.п.)

16

Умная лошадка

Благодарим лошадку лакомством, гладим, хвалим

10

Игры – «В гости к лошадке»

Ведро (переноска воды стаканчиком из одного ведра в другое - напоим лошадку), перекладывание морковки и яблок (кормим лошадку), подстилка (перенос сена).

10

Результаты исследования и их обсуждение. С целью определения эффективности занятий нами было проведено тестирование для определения начального и заключительного уровня развития координационных способностей у младших школьников с аутизмом. Оценка развития координации проводилась на основе оценки анализа выполнения двигательных тестов, представленных в таблице 3. Результаты оценивались в баллах.

Таблица 3

Характеристика тестов, включенных в программу исследования

Название теста

Описание выполнения

Критерий оценки

Встать без помощи рук

Оценка общей координации. Из исходного положения лёжа на спине ребенку необходимо встать без помощи рук.

3 балла (высокий уровень) – выполняет тест правильно, без ошибок, без касания и опоры руками; 2 балла (средний уровень) – встает с опорой на руку; 1 балл (низкий уровень) –выполняет задание с множественными касаниями рук.

Тест на выявление переключаемости движений пальцев рук «Кулак – ребро – ладонь» (А.Р. Лурия)

Ребенку предлагается повторить по образцу, данному тестирующим, серию из 9 движений, которая состоит из трижды повторяющегося ряда движений «кулак – ребро – ладонь». Оценивалось количество ошибок.

3 балла (высокий уровень) – четкое, безошибочное выполнение задания; 2 балла (средний уровень) – допущено 2 ошибки; 1 балл (низкий уровень) – допущено 3 и более ошибок.

Удержание равновесия на движущейся лошади

Сед на лошади, руки в стороны. Лошадью управляет инструктор.
Оценивается положение туловища, рук и ног ребенка.

 

3 балла (высокий уровень) –самостоятельно сидит, хорошо держит туловище, руки, голову ноги плотно прижаты к лошади, пятка тянется к низу; 2 балла (средний уровень) – туловище немного наклонено вперед, руки удерживает не на одной линии; 1 балл (низкий уровень) – посадка вялая, руки не держит в стороны, необходима помощь инструктора.

Удержание равновесия лёжа на лошади

Исходное положение лёжа на животе на лошади, лицом к холке, руки вверх, ноги согнуты, пятки вместе. Оценивается правильное выполнение.

3 балла (высокий уровень) –принимает правильное положение лёжа на лошади, удерживает равновесие; 2 балла (средний уровень) – руки не полностью выпрямлены, ошибки в положении ног; 1 балл (низкий уровень) – положение с грубыми искажениями.

Касание мячей из седа верхом на лошади

Из седа верхом на лошади с инструктором. Езда с касанием рукой мячей повешенных вверху.

3 балла (высокий уровень) –четкое выполнение задания; 2 балла (средний уровень) – задание выполняет с 1-2 ошибками; 1 балл (низкий уровень) - задание выполнено с 3 и более ошибками.

В начале исследования нами отмечены низкие показатели во всех исследуемых тестах, что связано с тем, что дети только начали заниматься иппотерапией (Таблица 3). В результате систематических занятий по нашей программе у детей с аутизмом отмечена положительная динамика.

Максимальные улучшения отмечены в тесте «Удержание равновесия лёжа на лошади» – 5 чел. (100%), а также в тесте из исходного положения лежа на спине встать без помощи рук – 3 чел. (60%), что по нашему мнению связано с укреплением мышц туловища при занятиях верховой ездой.

Средний уровень отмечен в тестах «Кулак – ребро – ладонь» – 3 чел. (60%), «Удержание равновесия на движущейся лошади» – 4 чел. (80%). Незначительные улучшения отмечены в тесте «Касание мячей из седа верхом на лошади», что связано со сложностью заданий и необходимости их тренировки более продолжительный период времени, а также первичным дефектом. В целом, отмечается положительная динамика, что указывает на эффективность экспериментальной программы.

Таблица 4

Результаты уровней развития координационных способностей в процессе исследования

Контрольное измерение

Этапы

Низкий

уровень

Средний

уровень

Высокий

уровень

1.

Из и.п. лежа на спине встать без помощи рук

до

5 (100%)

-

-

после

-

2 (40%)

3 (60%)

2.

Тест на выявление переключаемости движений пальцев рук «Кулак - ребро - ладонь» (А.Р. Лурия)

до

5 (100%)

-

-

после

1 (20%)

3 (60%)

1 (20%)

3.

Удержание равновесия на движущейся лошади

до

5 (100%)

-

-

после

-

4 (80%)

1 (20%)

 

4.

Удержание равновесия лёжа на лошади

до

5 (100%)

-

-

после

-

-

5 (100%)

5

 

Касание мячей из седа верхом на лошади

до

5 (100%)

-

-

после

2 (40%)

2 (40%)

1 (20%)

Заключение

  1. В ходе исследования теоретически разработана и экспериментально обоснована программа по развитию координационных способностей у младших школьников, имеющих диагноз атипичный аутизм.
  2. Экспериментальная программа предусматривала шесть модулей занятий: «Знакомство – встреча», «Всадник», «Прогулка», «Весёлый наездник», «Умная лошадка», «В гости к лошадке». Программа реализовывалась при соблюдении следующих педагогических условий:

- компенсация первичных и   вторичных отклонений при проведении занятий, а также индивидуальных особенностей школьников с РАС при проведении упражнений с и на лошади;

- формирование стереотипа занятия, применение визуального расписания;

- инициирование (не навязывание) тактильного контакта при выполнении упражнений с и на лошади;

- использование специальных вербальных и тактильных средств общения;

- использование адаптированных упражнений для развития координационных способностей (пространственной ориентировки, равновесия, преодоления препятствий) и укрепления мелкой моторики рук (выполнение заданий без предметов и с предметами верхом на лошади и т.д.);

- создание эмоционально-комфортной атмосферы и ситуаций успеха при взаимодействии с лошадью.

  1. Реализация экспериментальной программы показала свое положительное влияние на развитие координационных способностей у детей с аутизмом по всем пяти исследуемым показателям. По большинству отмечен средний и высокий уровень.
  2. Результаты исследования позволяют предложить ряд практических рекомендаций для методистов по АФК, работающих с детьми с расстройствами аутистического спектра:

- установление эмоционального контакта для того чтобы ребенок увидел, что его понимают;

- построение и соблюдение плана занятий при помощи наглядного расписания (доска с кармашками, куда вставляются карточки с указанием последовательности упражнений на данном занятии). Если ребенок поймет какое упражнение идет за каким, это снизит его тревожность;

- развитие коммуникативных навыков, что необходимо для дальнейшего взаимодействия;

- наблюдать за ребенком, учитывать его интересы;

- не настаивать на выполнении задания (краткосрочное выполнение заданий). Если ребята позанимались несколько минут, хвалим и переходим к выполнению следующего упражнения;

- быть внимательными к желаниям и настроениям ребенка;

- не пытаться резко перестроить поведение ребенка;

- сохранять спокойствие, проявлять терпение, говорить, не повышая голоса;

- применять альтернативные способы коммуникации (картинки, символы, карточки с эмоциями);

- устанавливание границы взаимодействия (избегаем слов «нет», «нельзя», а используем слово «стоп», «остановимся»);

- не навязываем тактильный контакт, но инициируем его (если ребёнку сложно удержать равновесие на лошади, он сам нам даст руку);

- даем положительную оценку действий ребенка, выражаем похвалу с объяснением того, что сделал ребенок (Ты молодец, ты дотянулся до хвостика!)

- вводим новые упражнения постепенно (даем время для обработки информации, не торопим его и поддерживаем инициативу);

- показываем упражнение, стоя сбоку от ребенка (это снизит тревожность);

- передавать моторный стереотип движения рук, манипулируя руками ребенка (если установлен тактильный контакт);

- в процессе занятия разнообразим ощущения ребенка: зрительные (мячи, ленточки), слуховые (колокольчики, погремушки), тактильные (касаемся, гладим), двигательные, обонятельные;

- важно повышать у детей уверенность в своих силах, фокусируем внимание на личности ребенка, используем индивидуальный подход;

- в процессе занятий используем различные упражнения верхом на лошади (движения рук, вверх, в стороны, упражнения с мячом (перекладывания, удержания, касания подвешенного мяча), упражнения на равновесие, ориентацию в пространстве и в своем теле.

Таким образом, необходимость применения иппотерапии с детьми с аутизмом заключается в том, что лошадь выступает своеобразным проводником между ребенком и инструктором, что позволяет установить доверительный контакт, наладить возможность общения, развить социальные навыки, а также способствует формированию координационных способностей как важного условия полноценной жизни ребенка в будущем.

Список литературы

  1. Безбородова М.А. Методики диагностики психомоторного развития школьников и дошкольников: учеб. пособие / М.А. Безбородова // М.: МПГУ. – 2019. – 68 с.
  2. Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник / С. П. Евсеев // М.: Спорт. – 2016. – 616 с.
  3. Евсеева О.Э. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учебник / О.Э. Евсеева, С.П. Евсеев // М.: Спорт. – 2016. – 384 с.
  4. Иоффе С.Н. Иппотерапия: история, особенности, основные направления и методики / С.Н. Иоффе // Оздоровительная физическая культура молодежи: актуальные проблемы и перспективы. – Минск. – 2018. – С. 43-49.
  5. Колпакова А.А. Ранний детский аутизм / А.А. Колпакова // Аллея науки. – 2018. – Т.2 (18). – С. 713-715.
  6. Корабоев У.М. Использование метода иппотерапии для реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья: региональный аспект / У.М. Корабоев, Л.В. Руднева, Э.В. Шелиспанская // Здоровьесберегающие и коррекционные технологии в современном образовательном пространстве. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова. – 2019. - С. 23-27.
  7. Михеева К.Д. Роль собак-терапевтов в лечении детского аутизма / К.Д. Михеева // Известия Дагестанского ГАУ. –  № 3 (7). – 2020. - С. 85-90.
  8. Родионова В.И. Методы иппотерапии и процессы комплексной социальной реаблитации детей и взрослых с ограниченными возможностями / В.И. Родионова, С.В. Нотченко, Е.А. Сутайкина // Молодой ученый. – 2016. – № 8 (112). – С. 856-858
  9. Слепченко Ю.А. Методы абилитации и реаблитации с помощью лошади в системе адаптивной физической культуры / Ю.А. Слепченко // Адаптивная физическая культура. 2019. - № 1(77). – С. 3-7.
  10. Штраус И. Иппотерапия. Нейрофизиологическое лечение с применением верховой езды: пер. с нем / И. Штраус // М.: Московский Конно-спортивный клуб инвалидов. – 2000. – 102 с.
  11. Эскин В.Я. Иппотерапия как комплексный метод реабилитации и восстановления [Электронный ресурс] / В.Я. Эскин, Т.Е. Левицкая // Elibrary.ru Научная электронная библиотека. Режим доступа: https://elibrary.ru/download/elibrary_13038285_62580239.pdf (Дата обращения 19.03.2021).
  12. Морозова В.И. Развитие коммуникативной компетентности подростков по взаимодействию с аутичным сверстником в образовательной постмодернистской среде [Электронный ресурс] / В.И. Морозова // Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30070 (Дата обращения: 10.03.2021).

References

  1. Bezborodova M.A. Methods of diagnostics of psychomotor development of schoolchildren and preschoolers: guidelines / M.A. Bezborodova // M.: Moscow City University. – 2019. – 68 p.
  2. Evseev S.P. Theory and organization of adaptive physical culture: textbook / S.P. Evseev // M.: Sport. – 2016. – 616 p.
  3. Evseeva O.E. Technologies of physical culture and sports activity in adaptive physical culture: textbook / O.E. Evseeva, SP Evseev // M.: Sport. – 2016. – 384 p.
  4. Ioffe S.N. Hippotherapy: history, special features, main directions and methods / Ioffe S.N. // Health-improving Physical Culture of Youth: Current Problems and Prospects. – Minsk. – 2018. – P. 43-49.
  5. Kolpakova A.A. Early Childhood Autism / A.A. Kolpakova // Science Alley. – 2018. – Vol. 2 (18). – P. 713-715.
  6. Koraboev U.M. The use of the hippotherapy method for the rehabilitation of children with disabilities: a regional aspect / U.M. Koraboev, L.V. Rudneva, E.V. Shelispanskaya // Health-preserving and Correctional Technologies in the Modern Educational Space. Magnitogorsk: Publishing House of the Magnitogorsk State Technical University named after G.I. Nosov. – 2019. – P. 23-27.
  7. Mikheeva K.D. The role of therapy dogs in the treatment of childhood autism / K.D. Mikheeva // Bulletin of the Dagestan SAU. – 2020. – № 3 (7). – P. 85-90.
  8. Rodionova V.I. Methods of hippotherapy and the processes of complex social rehabilitation of children and adults with disabilities / V.I. Rodionova, S.V. Notchenko, E.A. Suyaykina // Young scientist. – 2016. – № 8 (112). – P. 856-858.
  9. Slepchenko Yu.A. Methods of abilitation and rehabilitation with the help of a horse in the system of adaptive physical culture / Yu.A. Slepchenko // Adaptive Physical Culture. – 2019. – № 1 (77). – P. 3-7.
  10. Strauss I. Hippotherapy. Neurophysiological treatment using horse riding: trans. from German/ I. Strauss // M.: Moscow Equestrian Club of disabled people. – 2000. – 102 p.
  11. Eskin V.Ya. Hippotherapy as a comprehensive method of rehabilitation and recovery [Electronic resource] / V.Ya. Eskin, T.E. Levitskaya // Elibrary.ru Scientific electronic library. Access mode: https://elibrary.ru/download/elibrary_ 13038285_62580239.pdf (Accessed on 03/19/2021)
  12. Morozova V.I. Development of communicative competence of adolescents in interaction with an autistic peer in educational postmodern environment [Electronic resourse] / Morozova V.I. // Modern Issues of Science and Education. Access mode: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30070 (Accessed on: 10.03.2021).

Spisok literatury

  1. Bezborodova M.A. Metodiki diagnostiki psikhomotornogo razvitiya shkol'nikov i doshkol'nikov: ucheb. Posobie / M.A. Bezborodova // M.: MPGU. – 2019. – 68 s.
  2. Evseev S.P. Teoriya i organizatsiya adaptivnoj fizicheskoj kul'tury: uchebnik / S. P. Evseev // M.: Sport. – 2016. – 616 s.
  3. Evseeva O.E. Tekhnologii fizkul'turno-sportivnoj deyatel'nosti v adaptivnoj fizicheskoj kul'ture: uchebnik / O.E. Evseeva, S.P. Evseev // M.: Sport. – 2016. – 384 s.
  4. Ioffe S.N. Ippoterapiya: istoriya, osobennosti, osnovnye napravleniya i metodiki / S.N. Ioffe // Ozdorovitel'naya fizicheskaya kul'tura molodezhi: aktual'nye problemy i perspektivy. – Minsk. – 2018. – S. 43-49.
  5. Kolpakova A.A. Rannij detskij autizm / A.A. Kolpakova // Alleya nauki.2018. T.2 (18). – S. 713-715.
  6. Koraboev U.M. Ispol'zovanie metoda ippoterapii dlya reabilitatsii detej s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya: regional'nyj aspekt / U.M. Koraboev, L.V. Rudneva, E.V. Shelispanskaya // Zdorov'esberegayushchie i korrektsionnye tekhnologii v sovremennom obrazovatel'nom prostranstve. Magnitogorsk: Izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G.I. Nosova. – 2019. – S. 23-27.
  7. Mikheeva K.D. Rol' sobak-terapevtov v lechenii detskogo autizma / K.D. Mikheeva // Izvestiya Dagestanskogo GAU. – 2020. – № 3 (7). – S. 85-90.
  8. Rodionova V.I. Metody ippoterapii i protsessy kompleksnoj sotsial'noj reablitatsii detej i vzroslykh s ogranichennymi vozmozhnostyami / V.I. Rodionova, S.V. Notchenko, E.A. Sutajkina // Molodoj uchenyj. – 2016. – № 8 (112).
    – S. 856-858
  9. Slepchenko Yu.A. Metody abilitatsii i reablitatsii s pomoshch'yu loshadi v sisteme adaptivnoj fizicheskoj kul'tury / Yu.A. Slepchenko // Adaptivnaya fizicheskaya kul'tura. 2019. № 1(77). – S. 3-7.
  10. Shtraus I. Ippoterapiya. Nejrofiziologicheskoe lechenie s primeneniem verkhovoj ezdy: per. s nem / I. Shtraus // M.: Moskovskij Konno-sportivnyj klub invalidov. – 2000. – 102 s.
  11. Eskin V.Ya. Ippoterapiya kak kompleksnyj metod reabilitatsii i vosstanovleniya [Elektronnyj resurs] / V.Ya. Eskin, T.E. Levitskaya // Elibrary.ru Nauchnaya elektronnaya biblioteka. Rezhim dostupa: https://elibrary.ru/download/elibrary_13038285_62580239.pdf (Data obrashcheniya 19.03.2021).
  12. Morozova V.I. Razvitie kommunikativnoj kompetentnosti podrostkov po vzaimodejstviyu s autichnym sverstnikom v obrazovatel'noj postmodernistskoj srede [Elektronnyj resurs] / V.I. Morozova // Rezhim dostupa: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=30070 (Data obrashcheniya: 10.03.2021).

Сведения об авторах: Анна Денисовна Белоусова – студентка 5 курса, Тульский государственный университет, Медицинский институт, г. Тула, е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Лидия Викторовна Руднева –кандидат пед. наук, доцент, профессор кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин ФГБОУ ВО Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Тула, е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Владимир Алексеевич Романов – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры педагогики, дисциплин и методик начального образования  ФГБОУ ВО «Тульский государственный педагогический университет им. Л. Н. Толстого», Тула, е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Екатерина Андреевна Кутепова – студентка 5 курса факультета физической культуры Тульский государственный педагогический университет  имени Л. Н. Толстого, Россия, г. Тула, е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Information about the authors: Anna Denisovna Belousova – 5th year student of the Tula State University, Medical Institute, Tula, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Lidiya Viktorovna Rudneva – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Professor of the Department of Theory and Methods of Physical Culture and Sports Disciplines of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoj”, Tula, е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Vladimir Alekseevich Romanov – Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Pedagogy, Disciplines and Methods of Primary Education of the Tula State Pedagogical University named after L. N. Tolstoj, Tula, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Ekaterina Andreevna Kutepova – 5th year Student of the Faculty of Physical Education of the Tula State Pedagogical University named after L.N. Tolstoj, Tula, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..