Скачать статью в pdf формате

Дата публикации: 01.06.2021
DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_02_13
УДК 796.31:615.825:616-053.7

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У СПОРТСМЕНОВ-ГОЛБОЛИСТОВ В ВОЗРАСТЕ 20-22 ЛЕТ

И.С. Бушенёва, А.А. Марченко, И.Г. Торосян

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ставрополь, Россия

Ключевые слова: физические качества, упражнения, физическая подготовленность, методика, спортсмены-голболисты, педагогический эксперимент.

Аннотация. Представлены результаты исследования методики, направленной на развитие физических качеств голболистов, которая заключалась в применении упражнений в облегченных и усложненных условиях. В исследовании принимали участие 24 спортсмена, в возрасте 20-22 лет. Результаты исследования показали статистически достоверное улучшение всех показателей у спортсменов экспериментальной группы, что позволяет утверждать о положительном и эффективном применении экспериментальной методики развивающей физические качества.

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES AMONG 20-22 YEARS OLD GOALBALL PLAYERS

I.S. Bushenyova, A.A. Marchenko, I.G. Torosyan

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Stavropol State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Stavropol, Russia

Key words: physical qualities, exercises, physical fitness, methodology, goalball players, pedagogical experiment.

Annotation. The results of the study of the methodology aimed at the development of the physical qualities of goalball players, which consisted in the use of exercises in facilitated and complicated conditions, are presented. The study involved 24 athletes, aged 20-22 years. The results of the study showed a statistically significant improvement in all indicators in athletes of the experimental group, which allows us to state the positive and effective application of the experimental methodology for developing physical qualities.

Введение. В настоящее время во всем мире голбол приобретает всеобщую популярность среди людей с ограниченными возможностями. Голбол (от англ. goalball) – спортивная игра для слабовидящих. Правила данной игры предусматривают поражение мячом ворот соперника, в которых вмонтирован встроенный колокольчик, командой, состоящей из трёх человек.

Голбол как новый паралимпийский вид спорта является наиболее доступным. Для выполнения технических приемов в процессе игровой деятельности необходим определенный уровень физической подготовленности голоболистов. Для броска мяча в значительной мере развивают силу мышц рук, для выполнения игровых технико-тактических действий необходимо развивать двигательно-координациионные способности. Недостаточно развитая гибкость затрудняет выполнение броска мяча при отведении руки вверх-назад и назад, необходима большая амплитуда движения в суставно-связочном аппарате плеча, для быстрого перемещения по площадке важны скоростные способности и тренируется сердечно-сосудистая система [3, 5].

Анализ научно-методической литературы позволил структурировать разрозненный материал по развитию физических качеств голболиста [6]. Для выявления состояния исследуемой проблемы, ее значимости в процессе подготовки голболиста, были обобщены сведения о применении процентного соотношения упражнений, направленных на развитие физических качеств голболиста [7].

Неразработанность теории и методики основ подготовки в голболе и отсутствие специальной литературы подготовительного этапа голболистов определяет актуальность нашего исследования.

Цель исследования: разработать и экспериментально обосновать методику развития физических качеств для голболистов 20-22 лет.

Методы и организация исследования. Особенности игровой деятельности предъявляют особые требования к подготовленности начинающего спортсмена.

Физическая подготовленность спортсмена в голболе реализуется в аспекте проявления скоростно-силовых качеств («быстрой» силы) при выполнении технических приемов. При броске озвученного мяча скоростно-силовые способности спортсмена проявляются в наибольшей мере в фазе броска и придания правильного направления полета мяча. Также скоростно-силовые качества требуются для выполнения серии бросков на фоне утомления, представляющего собой высокоинтенсивную двигательную деятельность. Показателем эффективности серии бросков является скорость полета мяча и преодоление расстояния его на сторону игровой площадки противника. Оба этих параметра требуют проявления высокого уровня скоростно-силовой подготовленности спортсмена [1, 4].

Важным фактором эффективности игровых действий в голболе является способность игрока выполнять координационно сложные движения и проявлять ловкость. Прием голбольного мяча, представляющий собой стандартное по структуре действие, требует проявления одной из важнейших сторон ловкости – пространственной точности движений. При этом примем мяча в целом складывается из пространственной точности выполнения отдельных фаз.

Современная техника выполнения броска мяча, вне зависимости от выбранного способа, требует от спортсмена достаточного уровня развития гибкости, особенно в аспекте подвижности в плечевых суставах. Последнее позволяет игроку принимать необходимое положение, обеспечивающее точный выпуск мяча на озвученный ориентир.

Физические упражнения являются наиболее эффективными в процессе тренировочной деятельности голболиста. При этом хотелось бы отметить тот факт, что наиболее эффективным при этом считается метод, который основан на двигательной деятельности с многократным повторением изучаемых движений. Данный метод преследует своей целью совершенствование у голболистов, страдающих нарушенным зрением, определенных умений.

При этом в тренировочной деятельности для голболистов используется  метод голосового управления. Тренер находится от игроков на определенном расстоянии и подает следующие команды: «первый номер, поверни направо», «второй номер, поверни налево», «третий номер, иди вперед, назад» и т.д.

Для голболиста с нарушением зрения неотъемлемой частью является использование звуковой информации и сигналов. В большинстве специальных упражнений с озвученным мячом при взаимодействии с поверхностью возникает звук, на основании которого можно составить представление о движении предмета. Звуки используются как условные сигналы, заменяющие зрительные представления.

В нашем исследовании были задействованы 24 спортсмена-голболиста, а также 7 тренеров.  В ходе педагогического эксперимента было экспериментально проверена и обоснована эффективность методики развития физических качеств у голболистов в возрасте 20-22 лет. При этом нами были определены две группы: экспериментальная и контрольная, в которые вошли по 12 спортсменов-голболистов. Интенсивность занятий в группах составила три раза в неделю.

Контрольные измерения уровня физической подготовленности, подвижности нервной системы и подвижности в суставных сочленениях проводились в начале и в конце эксперимента.

Для реализации поставленных задач мы использовали следующие методы: анализ литературных источников; анкетирование спортсменов-голболистов; педагогический эксперимент; контрольные испытания; методы математической статистики.

Целью анкетирования было выявление мнения специалистов в области голбола о применении процентного соотношения упражнений, направленных на развитие физических качеств голболиста в спортивной деятельности и которые, по их мнению, составляют структуру физической подготовки. На предложенные вопросы анкеты отвечали 7 тренеров 1,2 квалификации со стажем работы не менее 5 лет. Результаты анкетного опроса позволили определить наиболее значимые физические качества.

Так, на первое место тренеры отнесли выносливость – 39,2%; из них 66,6% значимой считают координационную выносливость, а 33,4% – общую выносливость. На второе место 21,5% респондентов поставили координационные способности, из них 62,5% считают необходимым развивать чувства пространства, времени, мышечное чувство, 37,5% высказались за развитие способности удерживать устойчивое положение тела (равновесие). Третьим по значимости 19,4% опрошенных определили силовые способности, из них 47,1% высказались за значения собственно силовых способностей, 29,4% – выделили скоростно-силовые способности, 23,5% – силовую выносливость. 12,4% респондентов на четвертое место поставили гибкость, а на пятое место 7,5% отнесли быстроту. При выборе наиболее эффективных средств при развитии физических качеств мнения разделились следующим образом: 49,3% считают, что упражнения, развивающие координацию движения, будут наиболее эффективными, а
38,7% считают, что упражнения, требующие комплексного проявления физических качеств, будут лучше развивать физические качества.

На вопрос, сколько времени в процессе тренировки следует уделять упражнениям, направленным на развитие физических качеств у голболистов 20-22 лет, мнения распределились следующим образом: 40,3% времени отвели выносливости и 26,6% координационным способностям.

Проведенное анкетирование по проблеме развития физических качеств для голболистов позволило выявить, что наиболее важно развивать общую и специальную выносливость. Следующее значимое качество – координационные способности и по мере убывания – силовые способности, гибкость и скоростные способности.

Для повышения физической подготовленности занимающихся нами была разработана методика развития физических качеств, реализуемая в ходе тренировочных занятий. Объем недельной нагрузки составляет 6 часов. Занятия проводились три раза в неделю.

Предложенные ниже упражнения выполнялись в первый, второй и третьей день недельного микроцикла в подготовительном периоде. Каждый день тренировки имеет свою направленность, развивающую двигательные качества с включением упражнений в облегченных и усложненных условиях:

- 1 день – упражнения, направленные на развитие скоростных, координационных способностей и упражнения, тренирующие слуховой анализатор;

- 2 день – упражнения, направленные на развитие силовых способностей и гибкости;

- 3 день – упражнения, направленные на развитие выносливости.

Первой и второй тренировке отводится по 40% времени в основной части. Третьей тренировке отводится 70%.

Содержание первого дня включало комплексы физических упражнений направленных на развитие скоростных способностей.

Испытуемым был предложен комплекс физических упражнений, который был направлен на развитие скоростных качеств. В то же время данный комплекс предусматривает чередование скоростных упражнений в облегченных, обычных и усложненных условиях. Временной промежуток, отводимый  для выполнения упражнений, не должен превышать 20-22 сек. При этом необходимо учитывать контингент испытуемых, и соответственно интервалы отдыха должны быть оптимальными. При преодолении спортсменами-голболистами дистанции 30 и 100 м нами был определен оптимальный интервал – до полного восстановления. В тоже время хотелось бы отметить, что отдых в интервалах должен быть активным, предусматривающим всевозможные физические упражнения, которые не затрачивают много энергии.

Основным методом в развитии скоростных способностей выступал повторный метод. Упражнения, развивающие скоростные способности выполнялись в дозировке 3-4 раза.

Для развития координационных способностей, применялись следующие упражнения: бросковые (баллистические) упражнения с мячом; упражнения, направленные на развитие пространственной ориентации. Упражнения, развивающие координационные способности выполнялись с дозировкой 3-4 раза.

Содержание второго дня включало комплексы физических упражнений направленных на развитие силы и гибкости.

Для развития силы нами были предложены упражнения с набивными мячами весом 1 килограмм со зрительным контролем, упражнения с гантелями развивающие силу мышц верхнего плечевого пояса. Упражнения, развивающие силовые способности выполнялись с дозировкой 8-12 раз по два подхода.

Развивая гибкость, мы усилили комплекс физических упражнений, развивающий верхний плечевой пояс согласно выявленным исследованиям.

Комплекс физических упражнений, направленных на развитие специальной гибкости, был структурирован следующим образом:

- первая часть физических упражнений выполняется у опоры с резиновым жгутом;

- вторая часть комплекса содержит физические упражнения сидя и лежа на полу с партнером. Упражнения выполняются с дозировкой 16-18 раз.

Содержание третьего дня включало комплексы физических упражнений, направленных на развитие общей выносливости с использованием внешних отягощений (утяжелённого пояса и манжетов на руки) и специальной выносливости с использованием нестабильной поверхности и акробатических упражнений.

Согласно анкетным данным респондентов, мы выделили развитию координационной выносливости 50% времени в основной части тренировки. Физическим упражнениям, развивающим общую выносливость, было отведено 20% времени в подготовительной части тренировки.

Для развития общей выносливости спортсменами-голболистами мы использовали бег в среднем темпе, продолжительностью с 5-8 минут до 25-30 минут. Частота сердечных сокращений поддерживалась в параметрах
120-140 ударов в минуту. При этом нами было предложено
спортсменам-голболистам использовать отягощения в виде утяжелённых поясов массой 0,5 кг и манжетов на руки массой 0,2 кг. В дальнейшем общая выносливость повышалась с помощью равномерного и переменного бега.

Развивая координационную выносливость мы использовали следующие упражнения: упражнения на нестабильной поверхности; акробатические упражнения. Каждое упражнение повторялось с дозировкой   8-12 раз.

Обучение и выполнение физических упражнений проводилось по степени их сложности по принципу от простого к сложному.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе проведенного нами педагогического эксперимента, показатели исследуемых физических качеств спортсменов-голболистов в экспериментальной и контрольной группах выросли по всем исследуемым показателям при р≤0,05 (Таблица 1).

Таблица 1

Сравнение показателей физической подготовленности у голболистов 20-22 лет контрольной (n =12) и экспериментальной групп (n =12) после эксперимента

№ п/п

Тесты

Группы

t

P

Прирост

(%)

контрольная

M±m

эксперим.

M±m

1

Прыжок в длину с места (см)

152,33±0,92

158,75±0,56

5,96

≤0,05

4,91

2

Из положения лежа на спине, руки за головой, стопы фиксир., переход в сед (кол-во повторений)

39,92±0,36

44,17±0,75

5,10

 

≤0,05

10,64

3

Бег 2000 м (сек.)

800,92±7,71

 

738,83±8,58

 

5,4

 

≤0,01

7,75

4

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки (кол-во повторений)

22,92±0,98

26,0±0,66

2,66

 

≤0,05

13,43

5

Челночный бег 10X10 (сек.)

55,25±1,81

49,33±1,97

2,21

 

≤0,05

10,71

6

Подвижность в плечевом суставе при разгибании

13,14±0,69

17,92±0,87

4,33

≤0,05

26,37

7

Подвижность в плечевом суставе в упоре присев, руки сзади

120,05±0,11

124,35±0,71

5,98

≤0,05

3,58

Таким образом, в ходе эксперимента была обоснована и доказана эффективность разработанной нами методики развития физических качеств у спортсменов-голболистов в возрасте 20-22 лет. В результате проведенного эксперимента наблюдается устойчивое улучшение показателей (p≤0,05) по следующим контрольным упражнениям:

- прыжок в длину с места;

- из положения, лежа на спине, руки за головой, стопы фиксированы, переход в сед;

- бег 2000 м;

- сгибание и разгибание рук, в упоре лежа от гимнастической скамейки;

- челночный бег10x10;

- подвижность в плечевом суставе при разгибании;

- подвижность в плечевом суставе в упоре присев руки сзади.

Заключение. Выполненные контрольные физические упражнения на завершающем этапе исследования показали положительную тенденцию перехода спортсменов-голболистов экспериментальной группы из одного уровня подготовленности в другой, что позволяет утверждать о положительном и эффективном применении экспериментальной методики развивающей физические качества с помощью упражнений выполняемых в облегченных и усложненных условиях.

Список литературы

  1. Воронкин В.И. Обучение легкоатлетическим упражнениям слепых и их спортивное совершенствование: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В.И. Воронкин // ГЦОЛИФК. – М. – 2011. – 180 с.
  2. Зиятдинова A.C. Занятия физической культурой при близорукости /A.C. Зиятдинова // Наука и школа. – 2012. – № 4. – С. 68-70.
  3. Косилов С.А. Функции двигательного аппарата и его рабочее применение. Руководство по физиологии труда. / С.А. Косилов // – М.: Медицина. – 2013. – С. 75-113.
  4. Кузнецов В.В. Специальные скоростно-силовые качества и методы их развития / В.В. Кузнецов // Теория и практика физической культуры. – 2014. – № 4. – С. 58-62.
  5. Балашова Н.Н. Основы управления подготовки юных спортсменов / Н.Н. Балашова, М.Я. Набатникова // М.: Физкультура и спорт. – 2014. – 280 с.
  6. Ребякова H.A. Функциональное состояние анализаторных систем как фактор отбора в спорте. Сборник научных трудов / H.A. Ребякова, В.М. Жерновников, В.В. Воробьев // Челябинский ГИФК. – 2013. – С. 90-101.
  7. Стернина Э.М. Теория и методика воспитания слепых и слабовидящих школьников / Э. М. Стернина // Л. – 2012. – 264 с.

References

  1. Voronkin, V.I. Training in athletics exercises of the blind and their sports improvement: dis.... Cand. Ped. Sciences: 13.00.04/ V.I. Voronkin // RSUPCSYT. – M. – 2011. – 180 p.
  2. Ziyatdinova A.C. Physical education in myopia / A.C. Ziyatdinova // Science and School. – 2012. – № 4. – P. 68-70.
  3. Kosilov S.A. Functions of the motor apparatus and its working use. Manual on the physiology of labor / S.A. Kosilov // M.: Medicine. – P. 75-113.
  4. Kuznetsov V.V. Special speed- and power- related qualities and methods of their development / V.V. Kuznetsov // Theory and Practice of Physical Culture. – 2014. – № 4. – P. 58-62.
  5. Balashova N.N. Basics of management of young athletes’ training / N. Balashova, M.Ya. Nabatnikova // M.: Physical Education and Sports. – 2014. – 280 p.
  6. Rebyakova H.A. The functional state of analyzer systems as a selection factor in sports Collection of scientific works / H.A. Rebyakova, V.M. Zhernovnikov, V.V. Vorob’ev// Chelyabinsk GIPC. – 2013. – P. 90-101.
  7. Sternina E.M. Theory and methodology for the education of blind and visually impaired schoolchildren / E.M. Sternina // L. – 2012. – 264 p.

Spisok literatury

  1. Voronkin V.I. Obuchenie legkoatleticheskim uprazhneniyam slepykh i ikh sportivnoe sovershenstvovanie: dis. ... kand. ped. nauk: 13.00.04 / V.I. Voronkin // GTSOLIFK. – M. – 2011. – 180 s.
  2. Ziyatdinova A.C. Zanyatiya fizicheskoj kul'turoj pri blizorukosti /A.C. Ziyatdinova // Nauka i shkola. – 2012. – № 4. – S. 68-70.
  3. Kosilov S.A. Funktsii dvigatel'nogo apparata i ego rabochee primenenie. Rukovodstvo po fiziologii truda. / S.A. Kosilov // M.: Meditsina. – 2013. – S. 75-113.
  4. Kuznetsov V.V. Spetsial'nye skorostno-silovye kachestva i metody ikh razvitiya / V.V. Kuznetsov // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. – 2014. – № 4. – S. 58-62.
  5. Balashova N.N. Osnovy upravleniya podgotovki yunykh sportsmenov / N.N. Balashova, M. Ya. Nabatnikova // M.: Fizkul'tura i sport. – 2014. – 280 s.
  6. Rebyakova H.A. Funktsional'noe sostoyanie analizatornykh sistem kak faktor otbora v sporte. Sbornik nauchnykh trudov / H.A. Rebyakova, V.M. Zhernovnikov, V.V. Vorob'ev // Chelyabinskij GIFK. – 2013. – S. 90-101.
  7. Sternina E.M. Teoriya i metodika vospitaniya slepykh i slabovidyashchikh shkol'nikov / E. M. Sternina // L. – 2012. – 264 s.

Сведения об авторах: Бушенёва Ирина Сергеевна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ставрополь, е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Марченко Александр Алексеевич – кандидат социологических наук, доцент, заведующий кафедрой физического воспитания и адаптивной физической культуры федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ставрополь, е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Торосян Игорь Георгиевич – старший преподаватель кафедры физического воспитания и адаптивной физической культуры федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Ставропольский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Ставрополь, е-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Information about the authors: Irina Sergeevna Bushenyova Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education and Adaptive Physical Culture of the Federal State Budgetary Educational Institution Of Higher Education "Stavropol State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Stavropol, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Alexander Alekseevich Marchenko – Candidate Of Sociological Sciences, Associate Professor, Head of the Department Of Physical Education and Adaptive Physical Culture of the Federal State Budgetary Educational Institution Of Higher Education "Stavropol State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Stavropol, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Igor Georgievich Torosyan  Senior Lecturer at the Department of Physical Education and Adaptive Physical Culture of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Stavropol State Medical University" of the Ministry of Health of the Russian Federation, Stavropol, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..