Дата публикации: 01.06.2021
DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_02_18
УДК 796
РОССИЙСКАЯ ФИТНЕС-ИНДУСТРИЯ В КОНТЕКСТЕ ИЗМЕНЕНИЙ, СВЯЗАННЫХ С ПАНДЕМИЕЙ COVID-19
А.А. Красильников 1, Г.Р. Чубанова1, Е.А. Лубышев1,2
1Московский городской педагогический университет, г. Москва, Россия
2Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия
Ключевые слова: фитнес-клуб, фитнес-услуга, анализ рынка, фитнес-индустрия, рынок фитнес-услуг.
Аннотация. На современном этапе развития экономических отношений особую актуальность представляют вопросы развития сферы физической культуры и спорта, в частности, в контексте проблем, обусловленных пандемией COVID 19. В статье представлен анализ ключевых экономических показателей российского рынка фитнес-услуг, выявлены диспропорции в его развитии, идентифицированы факторы деструктивного влияния.
RUSSIAN FITNESS INDUSTRY IN THE CONTEXT OF CHANGES RELATED TO THE COVID-19 PANDEMIC
A.A. Krasil’nikov1, G.R. Chubanova1, E.A. Lubyshev1,2
1Moscow City University, Moscow, Russia
2People’s Friendship University of Russia, Moscow, Russia
Key words: fitness club, fitness service, market analysis, fitness industry, fitness services market.
Annotation. At the present stage of the development of economic relations, the issues of the development of the sphere of physical culture and sports are of great relevance, in particular, in the context of the problems caused by the COVID-19 pandemic. This article presents the analysis of key economic indicators of the Russian market of fitness services, disproportions in its development were revealed, factors of its destructive impact were also identified.
Введение. Фитнес-индустрия, как сформировавшийся субъект хозяйственной деятельности в России, является относительно молодой. Свое становление индустрия начала около 20 лет назад. Интерес к данному виду услуг проявляется не только у молодежи, но и у деловых людей, стремящихся быть в форме и вести здоровый образ жизни. Исходя из общесоциальной направленности на здоровый образ жизни, справедливым представляется утверждать, что сфера физической культуры и спорта обладает значительным экономическим, воспитательным и оздоровительным потенциалом.
Таким образом, справедливым видится предположение о последующем расширении рассматриваемого рынка в обозримом будущем, после преодоления пандемии COVID-19.
Методы и организация исследования. В качестве метода исследования применялся контент-анализ литературных источников и статистических данных.
Результаты исследования и их обсуждение. Существует множество научных работ, посвященных исследованию различных аспектов рынка фитнес-услуг в России. Одной из таких работ является научная статья Лубышева Е.А., Красильникова А.А., Закирова Ф.Х, в которой особое внимание уделяется формированию ценностного отношения молодежи к физической культуре, формированию рынка фитнес-услуг в России и проблемам, с которыми сталкивается данный рынок [2].
Авторы пишут, что основными факторами, способствующими развитию рынка фитнес-услуг, являются: вовлечение россиян в общемировой тренд роста популярности фитнеса и активного отдыха, развитие инфраструктуры фитнес-индустрии в регионах и пропаганда здорового образа жизни на государственном уровне [2].
Более подробно остановимся на анализе ключевых показателей в исследуемой области. По итогам 2019 года объем рынка фитнес-услуг в России составил, по оценке «РБК Исследования рынков», 132,7 млрд рублей. Это на 6,3% больше, чем годом ранее, когда объем был оценен в 124,8 млрд рублей [5].
Финансовый кризис и падение реальных доходов населения в 2016 году оказали влияние и на сферу фитнес-услуг. Тем не менее, несмотря на такое негативное влияние, рынок продолжил расти. Темпы роста, представленные на рис. 1, по некоторым оценкам были весьма значительны для российской экономики в период с 2015 г по 2019 г.
Согласно данным «РБК Исследования рынков», в 2015 году рынок фитнес-услуг вырос на 14,1% в денежном выражении и на 3,6% в реальном [3].
Совокупный объем рынка, включая сопутствующие направления, составил по итогам года около 101,5 млрд рублей.
Так, по данным «РБК Исследования рынков», объем рынка фитнес-услуг в 2018 году составил 124,8 млрд рублей, показав рост в номинальном выражении на 5,7%. Это самый низкий темп прироста рынка за всю историю наблюдений, проводимых компанией «РБК Исследования рынков» [5].
Рис. 1. Динамика объемов рынка фитнес-услуг в России, в ценах 2015-2019 года, млрд руб.
С июня 2018 по июнь 2019 г. было закрыто более 580 объектов. В числе причин замедления роста рынка — снижение количества открытий сетевыми игроками и сокращение числа сторонних инвесторов.
В 2019 году практически все участники рынка отмечают сокращение прибыли из-за роста налоговой нагрузки и других обязательных платежей.
Рынок фитнес-услуг в России имеет выраженную географическую диверсификацию. Выделяют четыре основных направления: столичный регион, Санкт-Петербург, города-миллионники с молодым и относительно слабо развитым рынком и остальные города России.
К наиболее перспективным для развития сферы фитнес-индустрии относят города с большой численностью населения. Основную часть рынка в денежном выражении генерирует Москва и область, где, по данным «РБК Исследования рынков», расположено почти 3 тыс. фитнес-объектов [3].
Это около 47% всего денежного объема рынка. На Петербург и другие города-миллионники приходится 12% и 21% соответственно (Рис. 2).
Рис. 2. Географическая структура российского рынка фитнес-услуг в 2019 г.
Отличительной чертой для Московского региона является значительная степень консолидации рынка – большая его часть распределена между немногими крупными игроками.
В регионах ситуация пока что отличается – рынок разнообразный, имеется большое количество небольших игроков, включая региональных.
В топ-5 по выручке вошли WorldClass, X-Fit, AlexFitness, FitnessHouse и «Территория фитнеса»: их совокупная выручка составила более 20 млрд рублей (Рис. 3).
Рис. 3. Объем выручки фитнес-клубов, млрд руб. в 2019 г.
Остановимся на рассмотрении топ-5 лидеров фитнес-клубов по выручке более подробно:
- WorldClass: на сегодняшний день WorldClass является крупнейшей фитнес-корпорацией в России. Объем выручки в 2019 г. составил 8,9 млрд рублей;
- X-Fit/Fit-Studio: федеральная сеть фитнес-клубов X-Fit является крупным фитнес-оператором в России. Объем выручки в 2019 г. составил 4 млрд рублей;
- AlexFitness/Olymp (Afitness): AlexFitness расширяет сети фитнес-клубов демократичного уровня ALEX FITNESS и ALEXGYM. Объем выручки в 2019 г. составил 3,1 млрд рублей;
- FitnessHouse: первый клуб сети FitnessHouse открылся в 2007 году. Объем выручки в 2019 г. Составил 2,4 млрд рублей;
- «Территория фитнеса»: сеть клубов «Территория фитнеса» работает с 2010 года. Объем выручки в 2019 г. составил 1,7 млрд рублей.
Вследствие пандемии упал спрос на фитнес-услуги. Выручка заведений в Москве и Санкт-Петербурге уменьшилась на 39 и 33% соответственно. После снятия ограничений из-за пандемии COVID-19 в России не открылось 37% несетевых спортивных клубов. По итогам августа 2020 года, спортивные центры заработали на 30% меньше, чем в 2019-м [6].
По прогнозам специалистов, в момент открытия выручка фитнес-клубов от членства может уменьшиться до 50%, из которых 10−15% фитнес-клубов восстановятся довольно скоро, а другие 35% будут восстанавливаться на протяжении полугода [6].
Чтобы привлечь аудиторию, фитнес-клубам необходимо воплощать новые продукты. Клиентам предлагается выбрать для себя тот набор услуг и на ту сумму, которые ему удобны и оптимальны. Также внедряются абонементы, сочетающие в себе сочетание онлайн- и офлайн-услуг фитнес-клубов.
Заключение. Фитнес-клубам необходимо проводить гибкую дифференцированную ценовую политику, учитывать платежеспособность различных групп населения. Тенденция к популяризации здорового образа жизни пробудила у основной платежеспособной прослойки населения страны интерес к занятию спортом, именно это создает благоприятную среду для сильной и здоровой конкуренции.
Список литературы
- Статистическая информация / Министерство спорта РФ. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (Дата обращения: 30.03.2021).
- Лубышев Е.А. Ценностные ориентации в области физической культуры и проблемы их формирования в молодежной среде / Е.А. Лубышев, А.А. Красильников, Ф.Х. Закиров // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения. Сборник статей по материалам Х научно-практической конференции с международным участием. – 2020. – С. 288-294.
- Анализ рынка фитнес-услуг в России в 2014-2018 гг, прогноз на 2019-2023 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://marketing.rbc.ru/articles/10576/ (Дата обращения: 28.03.2021).
- Лубышев Е.А. Формирование комплексных фитнес технологий в физическом воспитании студентов ВУЗа. / Е.А. Лубышев // В сборнике: Вопросы профессионального развития. Сборник материалов II международной научно-практической конференции. – 2020. – С.63-68.
- Обзор рынка фитнес-услуг / OpenBusiness [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-fitnes-uslug/ (Дата обращения: 30.03.2021).
- Фитнес после коронавируса: как вернуть клиентов в клубы. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pro.rbc.ru/demo/5ef1bde49a79471abc4ae62e (Дата обращения: 30.03.2021).
References
- Statistical information / Ministry of Sports of the Russian Federation. [Electronic resource] – Access mode: https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (Accessed on 30.03.2021).
- Lubyshev E.A. Value systems in the field of physical culture and problems of their formation among young people / E.A. Lubyshev, A.A. Krasil'nikov, F.Kh. Zakirov // Innovational technologies in sports and physical education of the younger generation. Collection of articles based on materials of the X Scientific and Practical Conference with International Participation. – 2020. – P. 288-294.
- Analysis of the market of fitness services of 2014-2018, prediction for 2019-2023 [Electronic resource] – Access mode: https://marketing.rbc.ru/articles/10576/ (Accessed on 28.03.2021).
- Lubyshev E.A. Formation of comprehensive fitness technologies in physical education of students in the Higher Education Establishemnts / E.A. Lubyshev // From the article collection: Issues of Professional Development. Collection of Materials of the II International Scientific and Practical Conference. – 2020. – P.63-68.
- Review of the market of fitness services / OpenBusiness [Electronic resource] – Access mode: https://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-fitnes-uslug/ (Accessed on 30.03.2021).
- Fitness after coronavirus: how to return clients to fitness clubs. [Electronic resource] – Access mode: https://pro.rbc.ru/demo/5ef1bde49a79471abc4ae62e (Accessed on 30.03.2021).
Spisok literatury
- Statisticheskaya informatsiya / Ministerstvo sporta RF. [Elektronnyj resurs] – Rezhim dostupa: https://minsport.gov.ru/sport/physical-culture/statisticheskaya-inf/ (Data obrashcheniya: 30.03.2021).
- Lubyshev E.A. Tsennostnye orientatsii v oblasti fizicheskoj kul'tury i problemy ikh formirovaniya v molodezhnoj srede / E.A. Lubyshev, A.A. Krasil'nikov, F.Kh. Zakirov // Innovatsionnye tekhnologii v sporte i fizicheskom vospitanii podrastayushchego pokoleniya. Sbornik statej po materialam X nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. – 2020. – S. 288-294.
- Analiz rynka fitnes-uslug v Rossii v 2014-2018 gg, prognoz na 2019-2023 gg. [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://marketing.rbc.ru/articles/10576/ (Data obrashcheniya: 28.03.2021).
- Lubyshev E.A. Formirovanie kompleksnykh fitnes tekhnologij v fizicheskom vospitanii studentov VUZa. / E.A. Lubyshev // V sbornike: Voprosy professional'nogo razvitiya. Sbornik materialov II mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii. – 2020. – S. 63-68.
- Obzor rynka fitnes-uslug / OpenBusiness [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://www.openbusiness.ru/biz/business/obzor-rynka-fitnes-uslug/(Data obrashcheniya: 30.03.2021).
- Fitnes posle koronavirusa: kak vernut' klientov v kluby. [Elektronnyj resurs]. – Rezhim dostupa: https://pro.rbc.ru/demo/5ef1bde49a79471abc4ae62e (Data obrashcheniya: 30.03.2021).
Сведения об авторах: Арсентий Александрович Красильников – кандидат педагогический наук, доцент кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности Московского городского педагогического университета, Москва; Гюлнара Рамазановна Чубанова – кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности Московского городского педагогического университета, Москва; Евгений Александрович Лубышев – кандидат педагогических наук, доцент Института естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета, доцент кафедры физического воспитания и спорта Российского университета дружбы народов, Москва, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Information about the authors: Arsentij Aleksandrovich Krasil’nikov – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education and Health and Safety in the Moscow City University, Moscow; Gyulnara Ramazanovna Chubanova – Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education and Health and Safety in the Moscow City University, Moscow; Evgenij Aleksandrovich Lubyshev – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Institute of Natural Sciences and Sports Technologies in the Moscow City University, Associate Professor of the Department of Physical Education and Sports in the People’s Friendship University of Russia, Moscow, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..