Скачать статью в pdf формате

Дата публикации: 01.06.2021
DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_02_19
УДК 37.013

ХАРАКТЕРИСТИКА КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА К ОБУЧЕНИЮ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ

В.В. Лавриченко, А.П. Золотарев, И.Н. Калинина

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар, Россия

Ключевые слова: компетентностный подход, юные футболисты, персонализированная компетентность, профессиональные компетенции.

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы компетентностного подхода к обучению юных футболистов. Для обоснования целесообразности такого подхода в ней предлагаются новые термины и определения, характеризующие ключевые понятия. Разработка компетентностного подхода нацеливает на конкретизацию содержания процесса обучения юных футболистов и предполагает определение стратегии дальнейших исследований в этом направлении.

CHARACTERISTICS OF THE COMPETENCE-BASED APPROACH TO THE TRAINING OF YOUNG SOCCER PLAYERS

V.V. Lavrichenko, A.P. Zolotaryov, I.N. Kalinina

Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar, Russia

Key words: competence approach, young soccer players, personalized competence, professional competencies.

Annotation. The article deals with the issues of a competence-based approach to the training of young soccer players. To justify the feasibility of such an approach, it offers new terms and definitions that characterize the key concepts. The development of the competence approach aims at concretizing the content of the training process for young soccer players and involves defining a strategy for further research in this direction.

Введение. Любая деятельность предъявляет личности свои условия, соответствие которым обусловливает успешность её выполнения. Условия, в которых протекает борьба за победу в современном профессиональном футболе, настолько многообразны и сложны, что добиваться высоких и стабильных результатов способна только всесторонне подготовленная личность, представляющая собой уникальный сплав персональных характеристик, типичных для успешных спортсменов. Можно с уверенностью сказать, что компетентностная ориентация при обучении юных футболистов должна являться обязательной частью всей подготовки, необходимой для достижения высоких результатов. Она стоит в одном ряду с технической, тактической, физической, психической подготовкой, дополняя их и формируя более высокий уровень индивидуального мастерства спортсмена.

В этом аспекте, возникает необходимость разработки понятийно-терминологического аппарата, относящегося к проблеме компетентностного подхода к процессу обучения юных футболистов.

Методы и организация исследования: теоретический анализ и синтез.

Результаты исследования и их обсуждение. В разработке компетентностного подхода при подготовке юных футболистов перечень необходимых компетенций определяется в соответствии с запросами профессионального футбола. Овладение такими различного рода компетенциями, поэтому, становится основной целью и результатами процесса обучения. С этих позиций главной ценностью становится не усвоение всей суммы знаний, умений, навыков, а освоение учащимися таких приёмов, которые позволяли бы им исходя из своих возможностей, эффективно действовать в типичных ситуациях игры.

В этом отношении новая педагогическая среда принципиально меняет и позицию тренера. Его главной задачей становится мотивация учащихся к реализации своих способностей в созданных им условиях творческого воплощения учебных заданий. То есть, тренер создаёт развивающую среду, в которой происходит выработка каждым учащимся на основе его собственных возможностей определённых профессиональных компетенций. В таком понимании меняется и смысл термина «развитие».

Развитие юного футболиста будет связано, в первую очередь, с приобретением особых умений, к которым у него есть предрасположенность (способность) и отсутствие противоречий с его индивидуальными возможностями. Очевидно, что спортивная деятельность связана с проявлением двигательных способностей человека, от уровня развития которых во многом зависит его успешность в спорте. По мнению многих авторов [5, 8] способности обусловлены возможностью выполнять какие-либо двигательные действия с учётом врождённых психофизиологических и морфофункциональных свойств личности, называемых задатками. В этом случае формирование определённых умений и навыков напрямую связано с реализацией личностного набора задатков, определяющих способность выполнять движения определённым образом, присущим только конкретному индивидууму.

Согласно источникам [6, 8], способность – это личностная черта человека, которая является субъективным условием успешного осуществления той или иной деятельности. Способности не ограничиваются личными знаниями, умениями и навыками. Они находятся в органической взаимосвязи с быстротой и прочностью овладения специальными приемами и являются внутренними психологическими регуляторами, которые определяют возможность их получения. Кроме того, в работах Л.П. Сергиенко (2013) показано, что способность – это развитые задатки, проявляющиеся на различных по сложности уровнях функционирования и обусловливающие различия в возможностях людей [8].

В этом отношении двигательные и ментальные (психические) способности футболиста во многом определяют индивидуальное поведение при выполнении движения или передвижения во время матча и являются необходимым условием эффективного выполнения технических и тактических приёмов. Термин «ментальные способности» представляется наиболее точным для рассмотрения вопросов компетентностного обучения, поскольку включает такие важные характеристики как умственные и интеллектуальные способности, соотносятся также с понятиями эмоционального и логического интеллекта, мышления, воображения, чувства ритма. Все эти качественные проявления ментальных способностей представляют большой потенциал для развития умений и навыков футболистов.

В трудах В.М. Волкова (1993) отмечено, что задатки по отношению к способностям могут быть специфичными, однако каждой способности может соответствовать не один, а несколько разных сочетаний задатков [1].
Л.П. Сергиенко (2013) на основе терминологического анализа этих понятий приходит к выводу, что «…возможности по достижению высоких спортивных результатов во многом индивидуальны для каждого спортсмена. Поэтому, двух одинаковых по задаткам людей не существует» [8].

Таким образом, можно сказать, что компетенции футболиста ориентированы на индивидуальное самосовершенствование и направлены на освоение средств двигательного и ментального развития. Применение компетентностного подхода к процессу обучения юных футболистов предполагает принципиальные изменения в его организации и методическом обеспечении, в способах оценивания результатов. В этом отношении компетентный футболист – это не только подготовленный технически, тактически, физически, психически, но и обязательно спортсмен, обладающий «перснонализированной компетентностью», связанной с оценкой своих собственных возможностей действовать соответствующим образом в различных игровых условиях. В психологии персонализация – это определение, обозначающее необходимость индивидуума проявить себя, показать личные способности.

Учитывая всю сложность футбольной деятельности, где развитие и проявление физических качеств, владение техникой и умение вести соревновательную борьбу являются основополагающими компонентами индивидуального мастерства, следует чётко определить компетенции, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности (тренировочный и соревновательный процессы) современного футболиста, поэтому их можно классифицировать как «профессиональные компетенции».

В компетентностном подходе обязательным является совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций в формировании умений и навыков обучающегося по отношению к установленному кругу объектов этого процесса, необходимых для осуществления продуктивной деятельности [7].

Компетентностный подход предполагает ориентацию на результаты обучения, что означает стремление достичь большей точности в определении того, чем завершится образовательный процесс для каждого обучающегося. При таком подходе продуктом является спортсмен, обладающий компетентностью в сфере футбольной деятельности.

В связи с этим, профессиональные компетенции юных футболистов необходимо связывать с понятием «обученность», составляющим предметно-деятельностную основу и обеспечивающим комплексное достижение целей всего процесса обучения, определяющих персонализированную компетентность игрока в футбол. Следовательно, компетентность футболиста должна включать в себя достаточный уровень сформированности теоретических знаний и «специальных навыков», основанных на понятии «игровых стратегий», способствующих эффективности индивидуальных действий в разные фазы игры. Такие специальные навыки формируются параллельно с развитием его «индивидуальных умений», обеспечивающих двигательное решение задачи. То есть, в данном случае специальные навыки футболиста связаны с понятийным решением проблемы в фазе атаки или обороны и отвечают на вопрос: «Что делать в той или иной игровой ситуации?» Индивидуальные умения, в таком случае, служат средством разрешения этой игровой проблемы и отвечают на вопрос: «Каким образом это делать?»

Для реализации компетентностного подхода к обучению нами в качестве ориентиров были избраны некоторые термины и определения из опубликованных материалов зарубежной специальной литературы по подготовке юных футболистов [3, 4, 9]. Эти термины, на наш взгляд, наиболее точно отображают содержание процесса обучения на основе компетентностного подхода (Рис. 1).

Рис 1. Структура персонализированной компетентности юных футболистов

Понятие «игровой стратегии» можно интерпретировать как некий тактический приём, с помощью которого осуществляется атакующее или оборонительное действие. Эти действия выполняются футболистами по ходу игры в определённом темпе и ритме, способствующими рациональному расходу психофизиологических ресурсов. Таким образом, профессиональные теоретические компетенции игрока связываются с применением игровых стратегий в отношении развития типичных игровых эпизодов с учётом собственных возможностей их реализации. В этом отношении профессиональные технико-тактические компетенции связываются со специальными навыками реализацией той или иной игровой стратегии в фазе атаки или обороны. Профессиональные психофизические компетенции являются вспомогательным (ресурсным) элементом, обеспечивающим навыки двигательного решения задач той или иной степени сложности. В свою очередь индивидуальные технико-тактические действия являются результатом таких передвижений в атаке и в обороне, то есть характеризуют их продуктивность. Психофизические действия связываются с мощностью передвижений, необходимой для выполнения индивидуальных технико-тактических действий в различных игровых ситуациях.

Термин «дидактические ёмкости» представляет собой обучающую информацию, касающуюся определённой области специальных приёмов (умений) реализации игровых стратегий, и включает следующие понятия:

  1. Технико-координационные умения – это дидактические ёмкости, в которых задачи обучения нацелены на формирование технического и координационного «багажа», являющего основополагающей предпосылкой для выработки специальных навыков.
  2. Физико-моторные умения – это дидактические ёмкости, определяющие формирование психофизических компетенций. В этом отношении юный футболист с учётом его морфофункциональных характеристик подвергается стимулированию различных сторон двигательной активности, вызывающих направленную адаптацию к специфической деятельности.
  3. Тактико-познавательные умения – это дидактические ёмкости, в которых собрана вся деятельность, стимулирующая у будущего футболиста обучение познавательного типа [2, 4] и позволяющая ему формировать специальные технико-тактические навыки в типичных игровых ситуациях (приобретение опыта).

Таким образом, персонализированная компетентность игрока будет определяться уровнем его обученности в плане освоения необходимых теоретических знаний, индивидуальных технических умений и специальных тактических навыков.

В принятых за основу терминах и определениях новая образовательная парадигма в юношеском футболе теоретически базируется на понимании того факта, что достигаемая компетентность (результат), выраженная в определённом уровне обученности юного футболиста, будет формироваться в следующей взаимосвязи (Рис. 2).

Рис. 2. Новая образовательная парадигма обучения юных футболистов на основе компетентностного подхода

Такая взаимообусловленность в обучении объясняется тем, что для повышения индивидуального мастерства юного футболиста необходимым условием является наличие у него понимания контекста игровой ситуации и возможностей для эффективного решения игровой задачи. С учётом этого возможно формирование индивидуальных технико-координационных, тактико-познавательных и физико-моторных умений, связанных с проявлением специальных навыков. Всё это в совокупности предопределяет эффективность технико-тактических и психофизических действий, что, в свою очередь, комплексно характеризует понятие «персонализированной компетентности» футболиста.

Заключение.  Следовательно, сложность в реализациикомпетентностного подхода к обучению юных футболистов заключается в многокомпонентности его составляющих, взаимообусловленности и взаимозависимости развития отдельных способностей и качеств, которые в совокупности являются основой индивидуального мастерства.

Список литературы

  1. Волков В.М. К проблеме предпосылок развития двигательных способностей / В.М. Волков // Теория и практика физической культуры. – 1993. – №5-6. – С. 41.
  2. Гончарук А.И. Школа XXI века (Диалектика учебного процесса) / А.И. Гончарук, В.Л. Зорина // Красноярск: МЦПИ. – 1997. – 56 с.
  3. Карраро Ф. Руководство по технике для футбольных школ [Электронный ресурс] / Ф. Карраро, А. Паппонетти, А. Вичини, С. Кампана // Итальянская федерация футбола. Юношеский сектор. – Режим доступа: https://www.dokaball.com/knigi/italyanskaya-federatsiya-futbola-rukovodstvo-po-tekhnike-dlya-futbolnykh-shkol/1287 (Дата обращения: 12.03.2017).
  4. Youth soccer: the guide [Electronic resource] / Jean-Michel Benezet, Hansruedi Hasler // the Department education and technical development FIFA, Zurich, Switzerland. – 266 p. Access mode: http://www.fifa.com (Accessed on 17.10.2020).
  5. Нургалеев В.С. Когнитивная деятельность спортсмена: сущность, функции и структура / В.С. Нургалиев // Фундаментальные и прикладные исследования физической культуры, спорта, олимпизма: традиции и инновации (ГЦОЛИФК, 1918-2017): Сборник научных и научно-методических статей. В 2-х томах / Под общей редакцией В.И. Столярова. –М.: Спорт. – 2017. – Т. 1. – С. 354-363.
  6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов // Под ред. проф. Л.И. Скворцова – М.: Мир и Образование. – 2015. – 28-е изд., перераб. –
    – 1376 с.
  7. Сергеев А.Г. Компетенции и компетентность: монография // А.Г. Сергеев / Владимр.гос.уни-тет. – Владимир: Изд-во Владимр.гос.уни-тета. – 2010. – 107 с.
  8. Сергиенко Л.П. Спортивный отбор: теория и практика: монография / Л.П. Сергиенко // М.: Советский спорт. – 2013. – 1048 с.
  9. FIFA training [Electronic resource] / Jean-Pierre Egger, Alexander Etter, Gerard Houllier, Jose L. Pekerman, Eric Rutemeller, Luis F. Scolari, Reto Wenzl // FIFA Department of Education and Technical Development, Zurich, Switzerland. – 312 p. Access mode: http://www.fifa.com (Accessed on 23.12.2016).

References

  1. Volkov V.M. On the problem of prerequisites for the development of motor abilities / V.M. Volkov // Theory and practice of physical culture. – 1993. – №. 6. – Р. 41.
  2. Goncharuk A.I. School of the XXI century (Dialectics of the educational process) / A I. Goncharuk, V.L. Zorina. – Krasnoyarsk: МCPI. – 1997. – 56 p.
  3. Carraro F. Manual of technique for football schools [Electronic resource]/ F. Carraro, A. Papponetti, A. Vicini, S. Campana // Italian Football Federation. Youth sector. Access mode: https://www.dokaball.com/knigi/italyanskaya-federatsiya-futbola-rukovodstvo-po-tekhnike-dlya-futbolnykh-shkol/1287 (Accessed on 12.03.2017).
  4. Youth soccer: the guide [Electronic resource] / Jean-Michel Benezet, Hansruedi Hasler // the Department education and technical development FIFA, Zurich, Switzerland. – 266 p. Access mode: http://www.fifa.com (Accessed on 17.10.2020).
  5. Nurgaliev V.S. Cognitive activity of an athlete: the essence, functions and structure / V.S. Nurgaliev // Fundamental and applied research of physical culture, sports, Olympism: traditions and innovations (GTSOLIFK, 1918-2017): Collection of scientific and scientific-methodological articles. In 2 volumes / Under the general editorship of V.I. Stolyarov. – Vol.1. – M.: Sport. – 2017. – P. 354-363.
  6. Ozhegov S.I. dictionary of Russian language: OK. 100 000 words, terms and phraseological expressions / S. I. Ozhegov // M.: Peace and Education. – 2015. – 28th ed., revised – 1376 p.
  7. Sergeev A.G. Competences and competence: monograph // A.G. Sergeev / Vladimir State University – Vladimir: Publishing House of Vladimir State University. – 2010. – 107 p.
  8. Sergienko L.P. Sports selection: theory and practice: monograph / L.P. Sergienko // M.: Soviet sport. – 2013. – 1048 p.
  9. FIFA training [Electronic resource] / Jean-Pierre Egger, Alexander Etter, Gerard Houllier, Jose L. Pekerman, Eric Rutemeller, Luis F. Scolari, Reto Wenzl // FIFA Department of Education and Technical Development, Zurich, Switzerland. – 312 p. Access mode: http://www.fifa.com (Accessed on 23.12.2016).

Spisok literatury

  1. Volkov V.M. K probleme predposylok razvitiya dvigatel'nykh sposobnostej / V.M. Volkov // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. – 1993. – №5-6. – S. 41.
  2. Goncharuk A.I. Shkola XXI veka (Dialektika uchebnogo protsessa) / A.I. Goncharuk, V.L. Zorina // Krasnoyarsk: MTSPI. – 1997. – 56 s.
  3. Karraro F. Rukovodstvo po tekhnike dlya futbol'nykh shkol [Elektronnyj resurs] / F. Karraro, A. Papponetti, A. Vichini, S. Kampana // Ital'yanskaya federatsiya futbola. Yunosheskij sektor. – Rezhim dostupa: https://www.dokaball.com/knigi/italyanskaya-federatsiya-futbola-rukovodstvo-po-tekhnike-dlya-futbolnykh-shkol/1287 (Data obrashcheniya: 12.03.2017).
  4. Youth soccer: the guide [Electronic resource] / Jean-Michel Benezet, Hansruedi Hasler // the Department education and technical development FIFA, Zurich, Switzerland. – 266 p. Access mode: http://www.fifa.com (Data obrashcheniya: 17.10.2020).
  5. Nurgaleev V.S. Kognitivnaya deyatel'nost' sportsmena: sushchnost', funktsii i struktura / V.S. Nurgaliev // Fundamental'nye i prikladnye issledovaniya fizicheskoj kul'tury, sporta, olimpizma: traditsii i innovatsii (GTSOLIFK, 1918-2017): Sbornik nauchnykh i nauchno-metodicheskikh statej. V 2-kh tomakh / Pod obshchej redaktsiej V.I. Stolyarova. –M.: Sport. – 2017. – T. 1. – S. 354-363.
  6. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: Ok. 100 000 slov, terminov i frazeologicheskikh vyrazhenij / S.I. Ozhegov // Pod red. prof. L.I. Skvortsova – M.: Mir i Obrazovanie. – 2015. – 28-e izd., pererab. – 1376 s.
  7. Sergeev A.G. Kompetentsii i kompetentnost': monografiya // A.G. Sergeev / Vladimr.gos.uni-tet. – Vladimir: Izd-vo Vladimr.gos.uni-teta. – 2010. – 107 s.
  8. Sergienko L.P. Sportivnyj otbor: teoriya i praktika: monografiya / L.P. Sergienko // M.: Sovetskij sport. – 2013. – 1048 s.
  9. FIFA training [Electronic resource] / Jean-Pierre Egger, Alexander Etter, Gerard Houllier, Jose L. Pekerman, Eric Rutemeller, Luis F. Scolari, Reto Wenzl // FIFA Department of Education and Technical Development, Zurich, Switzerland. – 312 p. Access mode: http://www.fifa.com (Accessed on 23.12.2016).

Сведения об авторах: Владислав Валерьевич Лавриченко –  кандидат биологических наук, старший преподаватель, доцент кафедры теории и методики футбола и регби ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Краснодар, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Александр Петрович Золотарев –доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»; Ирина Николаевна Калинина – доктор биологических наук, профессор ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», Краснодар.

Information about the authors: Vladislav Valer’evich Lavrichenko –Candidate of Biological Sciences, Senior Lecturer, Associate Professor of the Department of Theory and Methods in Soccer and Rugby of the FSBEI of HE “Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism”, Krasnodar, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Aleksandr Petrovich Zolotaryov – Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the FSBEI of HE “Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism”, Krasnodar; Irina Nikolaevna Kalinina –Doctor of Biological Sciences, Professor of the FSBEI of HE “Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism”, Krasnodar.