Скачать статью в формате pdf

Дата публикации: 01.06.2021
DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_02_22
УДК 796/799

ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФУТБОЛОМ

М.Н. Оробей1, В.А. Блинов2, А.Ю. Тарасов3

1Иркутский национальный исследовательский технический университет, г. Иркутск, Россия

2Сибирский государственный университет физической культуры, г. Омск, Россия

3Иркутский государственный медицинский университет, г. Иркутск, Россия

Ключевые слова: младшие школьники, футбол, тревожность, мотивация.

Аннотация. Цель исследования: выявить влияние футбола на состояние тревожности и повысить уровень мотивации для снижения тревожности детей младшего школьного возраста. Эксперимент проводился в два этапа. На первом этапе сравнили футболистов и не футболистов на наличие проявления уровня тревожности. Второй этап содержал сравнение данных двух групп футболистов, в одной из которых снижали уровень тревожности путем поднятия мотивации. Результаты исследования свидетельствуют, что занятия футболом положительно влияют на снижение уровня тревожности. Предложенная методика, направленное применение бесед на патриотические темы и психотехнические игры способствуют существенному снижению тревожности у детей младшего школьного возраста.

ANXIETY PREVENTION IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN, WHO PLAY SOCCER

M.N. Orobej1, V.A. Blinov2, A.Yu. Tarasov3

1National Research Irkutsk State Technical University, Irkutsk, Russia

2Siberian State University of Physical Culture, Omsk, Russia

3Irkutsk State Medical University, Irkutsk, Russia

Key words: primary school children, soccer, anxiety, motivation.

Annotation. The purpose of this study is to identify soccer’s impact on the state of anxiety and to improve the motivation level in order to reduce anxiety in children of primary school age. The experiment was carried out in two stages. At the first stage, soccer players and non-soccer players were compared for the presence of their anxiety level’s manifestation. The second stage included comparing data of two groups of soccer players, in one of which the anxiety level was reduced by increasing motivation. Results of the study indicate the fact that soccer sessions have a positive effect on the anxiety level’s decrease. The suggested method, direct application of conversations on patriotic topics and psychotechnical games contribute to the significant anxiety decrease in children of primary school age.

Введение. В младшем школьном возрастает значение игры с достижением известного результата, выявление победителя (спортивные игры, футбол). Большой интерес представляют такие игры, в которые с удовольствием играют взрослые. Игра позволяет детям овладеть высокими общественными мотивами поведения, влияет на развитие двигательных способностей, положительно влияет на развитие практического мышления, укрепляет здоровье детей, вырабатывает смелость, настойчивость, мотивацию и другие полезные личностные качества [3, 4].

Таким образом, игра способствует преодолению чувства тревожности, а также укрепляет уверенность в себе.

Цель исследования: выявить влияние футбола на повышение уровня мотивации, на снижение состояния тревожности у детей младшего школьного возраста.

Методика и организация исследования. Педагогический эксперимент включал два этапа. Он проводился на базе спортивной школы г.Иркутска и средней общеобразовательной школы.

На первом этапе в исследовании принимали участие группа школьников, занимающихся футболом (ГФ), и группа школьников, не занимающихся футболом (ГН). С ними проводился только тест на определение школьной тревожности (тест Филлипса), для определения влияния занятий футболом на снижение уровня тревожности.

На втором этапе принимали участие две группы учащихся 9-10 лет, занимающихся футболом: экспериментальная группа (ЭГ) и контрольная группа (КГ).  В ЭГ в течение примерно 15 минут проводились тематические  беседы по предложенной нами методике, перед каждым занятием, не занимая тренировочное время, в отдельном кабинете, не заходя в спортивный зал, по следующим направлениям:

- патриотические темы. Показывались видео-нарезки о видных советских футболистах и игрок более позднего времени, о спортсменах других видов спорта, их судьбах, раскрывалось, как они добивались успеха и совершали подвиги, и о героях нашей Родины;

- формирующие положительные личностные качества обучающихся: воспитанность, ответственность, доброжелательность, общительность, уважение и принятие ценностей семьи и общества;

- направленные на формирование положительного микроклимата в коллективе. Проводились психотехнические игры, содержащие десятки упражнений, которые помогут учащимся развивать воображение и фантазию, доверять самому себе и своим ощущениям, чувствовать партнера и уметь взаимодействовать с другими людьми, концентрировать внимание, повышать уровень саморегуляции (Н.В. Цзен, Ю.В. Пахомов, 1999). В КГ такие беседы и игры не проводились. Проводился тест выявления уровня тревожности по Филлипсу и тест школьной мотивации по Н.Г. Лускановой.

Результаты исследования и их обсуждение. Школьная тревожность – это одно из понятий, которое включает различные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях в классе, в ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников, неуверенности в правильности своего поведения [2].

На первом этапе установлено, что группа футболистов (ГФ) имела пониженную тревожность – 40,92%, а группа ребят, которые не занимаются футболом (ГН), имела повышенную тревожность – 54,87% (P<0,05) (Таблица 1).

Таблица 1

Средний показатель тревожности в группе футболистов и группе не занимающихся футболом

ГФ

ГН

t

P

40,92±4,96

54,87±1,94

2,62

p<0,05

На втором этапе для снижения тревожности у ребят, занимающихся футболом, применили методику повышения уровня мотивации. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов. Если ребенок понимает, что сможет сделать задание, справится с работой, то степень ощущения успеха становится более высокой и такой ребёнок становится менее тревожным. Таким образом, мотивация к обучению у школьника становится более значимой и "заставляет" его с упорством и настойчивостью выполнять такое задание, увереннее идти к поставленной цели.

В результате исследования по тесту школьной мотивации определили, что учащиеся ЭГ, занимающиеся по предложенной методике, были более мотивированными в конце педагогического эксперимента и имели положительную динамику (p<0,05) (Таблица 2).

Таблица 2

Средние результаты изменения мотивации в ЭГ и КГ

 

ЭГ

КГ

 t

 P

До эксперимента

17,5±1,06

18,57±1,22

0,66

p>0,05

После эксперимента

22.14±0,55

20,7±0,74

2,25

p<0,05

 Результаты теста делятся на пять уровней. Первый – самая высокая мотивация, а пятый – самая низкая. В начале эксперимента в КГ и ЭГ 28,6% учащихся имели четвертый уровень – низкая школьная мотивация, 7,2% в КГ и 42,9% в ЭГ имели третий уровень – положительная мотивация, 64,3% в КГ и 28,6% в ЭГ имели «хорошую» школьную мотивацию. По окончании эксперимента в КГ 42,9%, а в ЭГ 14,3% имели третий уровень, а второй уровень и «хорошую» мотивацию имели в ЭГ 85,7%, а в КГ 57,2%
(Таблица 3).

 В структуре школьной мотивации у детей ЭГ в период исследования количество учащихся с «хорошей» мотивацией увеличилось почти в три раза, если в начале эксперимента они составляли 28,6%, то к концу эксперимента это количество возросло до 85,7% (Таблица 3).

Таблица 3

Определение мотивационных способностей учащихся начальных классов КГ и ЭГ (балл)

Наименование

ЭГ - начало исследования

ЭГ - конец исследования

КГ - начало исследования

КГ - конец исследования

Высокая

-

-

-

-

Хорошая

28,6

85,7

64,3

57,1

Положительная

42,9

14,3

7,2

42,9

Низкая

28,6

-

28,6

-

Негативная

-

-

-

-

 Из полученных результатов видно, что методика для повышения мотивации к занятиям спортом также повлияла на изменения в школьной мотивации.

Тест на определение тревожности, проведенный нами в начале и в конце эксперимента, показал следующие результаты. В начале эксперимента КГ и ЭГ имели пониженную тревожность (<50%). В ЭГ этот показатель составил – 40,92%, а в КГ – 45,81% (p>0,05).  Как было сказано выше, занимающиеся футболом менее тревожны, чем не занимающиеся (Рис. 1).

 

 

Рис. 1. Показатели тревожности по всему тесту в начале и окончании эксперимента между ЭГ и КГ, %

По данному тесту, чем меньше выявленный процент несовпадений, тем менее тревожные дети. В конце эксперимента показания значимо изменились (p<0,05): в ЭГ – 30,27%, а КГ – 44,66%, в ЭГ тревожность снизилась на 26%.

По структуре исследования, проведенный тест делится на 8 факторов. По трем факторам у ЭГ и КГ среднее значение имело повышенную тревожность, значимого различия между группами не было (p>0,05). По окончании эксперимента в шести факторах было достоверно значимое различие (p<0,05). В ЭГ уровень тревожности снизился. По окончании эксперимента по всем факторам была пониженная тревожность (Таблица 4).

Таблица 4

Показатель школьной тревожности ЭГ и КГ по периодам исследования (содержания фактора, %)

 

Общая тревожность в школе

Переживание социального стресса

Фрустрация потребности в достижении успеха

Страх самовыражения

Страх ситуации проверки знаний

Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

Проблемы и страхи в отношениях с учителем

ЭГ до

42,19±7,28

37,67±5,12

35,19±3,9

52,37±7,22

58,32±7,86

58,57±7,37

35,71±11,12

43,75±4,66

КГ до

48,86±5,47

37,14±4

37,97±4,15

56,61±7,75

62,54±5,87

63,57±6,67

31,45±7,75

46±5,07

t

0,73

0,08

0,49

0,41

0,43

0,5

0,32

0,33

 

p>0,05

p>0,05

p>0,05

p>0,05

p>0,05

p>0,05

p>0,05

p>0,05

ЭГ после

25,0±4,84

33,86±3,1

23,09±3,02

38,52±6,16

36,83±7,07

20,6±5,63

14,34±5,06

29,04±4,68

КГ после

44,24±7,85

46,75±4.92

38,84±5,81

50±6,54

61,19±7,56

54,29±7,97

22,86±6,46

45,54±6,02

t

2,09

2,22

2,4

1,28

2,35

2,63

1,04

2,17

 

P<0,05

P<0,05

P<0,05

p>0,05

P<0,05

P<0,05

p>0,05

P<0,05

В то же время уровень тревожности в КГ остался на прежнем уровне. В отдельных случаях, она стала несколько выше. Этот факт позволяет утверждать, что наша методика положительно повлияла на снижение тревожности.  Мы получили результаты, которые дают нам право утверждать о положительном эффекте нашего подхода, направленного на снижение уровня тревожности в младшем школьном возрасте.

По окончании эксперимента установлены следующие результаты: тестирование детей в ЭГ и КГ показало, как занятия футболом и предложенная методика положительно влияют на снижение тревожности, а, соответственно, дети лучше поддаются обучению, меньше отвлекаются на посторонние раздражители и не испытывают дискомфорт при сдаче нормативов, а также при общении с тренером и другими участниками команды [1]. Такой ребенок быстрее способен воспринимать новые  двигательные действия и процесс обучения будет проходить намного комфортнее для него и приносить желаемый результат.

Заключение. По результатам исследования на первом этапе установлено, что по состоянию школьной тревожности, учащиеся, занимающиеся футболом, являются менее тревожными в повседневной школьной жизни, чем учащиеся, не занимающиеся футболом. 

На втором этапе исследования выявлено, что в ЭГ футболистов повысилась мотивация к занятиям на 26,5%. Школьники становятся более уверенными и получают моральное и физическое удовлетворение от занятий футболом. Также, в три раза выросло количество учащихся с «хорошей» мотивацией, повысилась мотивация к учебе на 30%, положительное отношение к учителю увеличилось на 14%. Повысив мотивацию в ЭГ, мы снизили уровень тревожности на 26%, который составил 30,27%, а в КГ –  44,66%, то есть практически не изменился.  В шести факторах из восьми понизилась тревожность в ЭГ, по сравнению с КГ (p<0,05). Это говорит о положительном влиянии предложенной информации в методике подготовки футболистов. Таким образом, при достижении высокой мотивации у занимающихся снижается тревожность, а менее тревожный ученик лучше воспринимает процесс обучения различным двигательным действиям и умениям в юном возрасте.

Список литературы

  1. Дружинин В.Н. Психическое здоровье детей / В.Н. Дружинин // М.: Тв. Центр. – 2012. –  164 с.
  2. Микляева А.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция / А.В. Микляева, П.В. Румянцева // Санкт-Петербург: Речь. – 2004. – 248 с.
  3. Немов Р.С. Психология образования: учебник для студентов высш. учеб. заведений. В 2 кн. Кн 2/ Р.С. Немов // Москва: Просвещение: Владос. –1994. – 496 с.
  4. Хилько М.Е. Возрастная психология: краткий курс лекций / М.Е. Хилько, М.С. Ткачева // Москва: Юрайт. – 2012. – 194 с.

References

  1. Druzhinin V.N. Children’s mental health / V.N. Druzhinin // M.: Tv. Centre. – 2012. – 164 p.
  2. Miklyaeva A.V. Anxiety in school: diagnostics, prevention and correction/ A.V. Miklyaeva, P.V. Rumyantseva // Saint Petersburg: Speech. – 2004. – 248 p.
  3. Nemov R.S. Psychology of education: textbook for students of higher education establishments in two books. Book 2 / R.S. Nemov // Moscow: Enlightment: Vlados. –1994. – 496 p.
  4. Khil'ko M.E. Development psychology: short lecture course / M.E. Khil'ko, M.S. Tkacheva // Moscow: Urait. – 2012. – 194 p.

Spisok literatury

  1. Druzhinin V.N. Psikhicheskoe zdorov'e detej / V.N. Druzhinin // M.: Tv. Tsentr. – 2012. – 164 s.
  2. Miklyaeva A.V. Shkol'naya trevozhnost': diagnostika, profilaktika, korrektsiya / A.V. Miklyaeva, P.V. Rumyantseva // Sankt-Peterburg: Rech'. – 2004. – 248 s.
  3. Nemov R.S. Psikhologiya obrazovaniya: uchebnik dlya studentov vyssh. ucheb. zavedenij. V 2 kn. Kn 2/ R.S. Nemov // Moskva: Prosveshchenie: Vlados. –1994. – 496 s.
  4. Khil'ko M.E. Vozrastnaya psikhologiya: kratkij kurs lektsij / M.E. Khil'ko, M.S. Tkacheva // Moskva: Yurajt. – 2012. – 194 s.

Сведения об авторах: Максим Николаевич Оробей – старший преподаватель Иркутского национального исследовательского технического университета, Иркутск; Вячеслав Анатольевич Блинов – кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой теории и методики футбола Сибирского государственного университета физической культуры, Омск; Александр Юрьевич Тарасов – кандидат медицинских наук, доцент кафедры симуляционных технологий и экстренной медицинской помощи Иркутского государственного медицинского университета, Иркутск.

Information about the authors: Maksim Nikolaevich Orobej – Senior Lecturer of the National Research Irkutsk State Technical University, Irkutsk; Vyacheslav Anatol’evich Blinov – Candidate of Pedagogical Sciences, Head of the Department of Soccer’s Theory and Methodology of the Siberian State University of Physical Culture, Omsk; Aleksandr Ur’evich Tarasov – Candidate of Medical Sciences, Associate Professor of the Department of Simulation Technologies and Emergency Medicine of the Irkutsk State Medical University, Irkutsk.