Скачать статью в формате pdf

Дата публикации: 01.06.2021
DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_02_23
УДК 796.325

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПОДАЧИ МЯЧА У ВОЛЕЙБОЛИСТОК 12-13-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ПУТЕМ ТРЕНИРОВКИ ГЛУБИННОГО ГЛАЗОМЕРА

М.В. Проломова, Т.В. Глебко

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск, Россия

Ключевые слова: волейбол, подача мяча, тренировочный процесс, техническая подготовка, глубинный глазомер, целевые мишени квадратной и треугольной формы, натяжные ленты-ограничители.

Аннотация. Авторами рассмотрен технический прием – подача мяча и методика ее совершенствования путем тренировки глубинного глазомера юных волейболисток на тренировочном этапе подготовки. В статье подробно описаны средства и методические подходы, позволяющие повысить уровень точности выполнения подачи мяча в наиболее уязвимые зоны площадки. В статье представлена методика с применением целевых мишеней, которые использовались в тренировочном процессе волейболисток 12-13-летнего возраста. Выявлено, что совершенствование подачи мяча путем тренировки глубинного глазомера улучшает способность волейболисток «на глаз» определять пространственные признаки, связанные с удаленностью объектов, что отразилось на эффективности выполнения точности подачи мяча.

IMPROVING THE BALL SERVE IN 12-13 YEARS OLD VOLLEYBALL PLAYERS BY TRAINING GOOD DISTANCE JUDGING

M.V. Prolomova, T.V. Glebko

Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural State University of Physical Culture", Chelyabinsk, Russia

Key words: volleyball, ball serve, training process, technical training, good distance judging, square- and triangle-shaped targets, stretching barrier tapes.

Annotation. The authors examined a specific technique – the ball serve and the method of its improvement by training good distance judging of young volleyball players at the training stage of preparation. The article describes in detail the means and methodological approaches that make it possible to increase the level of precision of the ball serve to the most vulnerable areas of the court. The article presents a methodology using targets, which were applied in the training process of female volleyball players of 12-13 years old. It was revealed that the improvement of the ball serve by training good distance judging improves the ability of volleyball players to estimate "by eye" the spatial features associated with the remoteness of objects, which affected the effectiveness of the precision of the ball serve.

Введение. На сегодняшний день современный волейбол характеризуется повышением ростовых данных и физических кондиций игроков, усложнением мощности, точности и сложности подач мяча. Что касается развития результативности подач мяча, то и здесь необходимо повышение точности и надёжности подач, их результативности в соревновательной обстановке.

Ряд авторов, такие как А.В. Беляев, Л.В. Булыкина, Н.Н. Вавилов подчеркивают, что «подача мяча является эффективным средством нападающих действий в волейболе. Высокий уровень технической подготовленности позволяет волейболистам непосредственно с подачи мяча «зарабатывать» очки, затруднять приём мяча противнику, лишая соперников организации комбинационной игры. Выполнение разнообразных, усложненных подач, умение неожиданно изменять способы выполнения и зоны направления мяча при подачах, умение придавать мячу сложные планирующие траектории с варьированием высоты, скорости и дальности его полёта вынуждает соперников переходить на упрощенные варианты тактических действий в нападении» [1, 2].

Ю.Н. Клещев, А.Г. Айриянц, В.В. Рыцарев считают, что «подачи должны выполняться с высокой точностью попаданий в тактически уязвимые точки площадки противника. Кроме того, выполнение подач должно быть надёжным в экстремальных условиях соревновательной деятельности на фоне воздействия многочисленных сбивающих факторов внутреннего и внешнего порядка» [4, 7].

В отечественной школе волейбола техника и тактика подачи мяча требует постоянного совершенствования, так как подача является сложным технико-тактическим элементом игры. В связи с этим специалистами волейбола подчёркивается необходимость поиска новых подходов к совершенствованию технико-тактического мастерства подающих игроков.

Цель исследования заключается в совершенствовании подачи мяча волейболисток 12-13-летнего возраста путем тренировки глубинного глазомера.

Методы и организация исследования. В педагогическом эксперименте в течение шести месяцев (с сентября 2020 г. по февраль 2021 г.), принимали участие 12 девочек-волейболисток, тренировочной группы первого года обучения (ТЭ-1), которых мы условно поделили на экспериментальную и контрольную группы по 6 человек в каждой, волейболистки занимались в МБУ СШОР № 12 по волейболу г. Челябинска. На момент педагогического эксперимента всем испытуемым исполнилось 12-13 лет. Занятия в контрольной группе проводились в соответствии с примерной программой по виду спорта «Волейбол» [3]. Оценка точности выполнения подачи мяча проводилась по следующим тестам:

1. Подача мяча на точность. Учитывается точность и качество выполнения серии из 10 подач мяча, производимых в правую и левую половину площадки в зоны, ограниченные боковыми линиями и линиями, параллельными им на расстоянии 2 м.

2. Подача мяча в зоны 1, 6, 5. Стандартные условия выполнения действий: испытуемый выполнят 30 подач на сторону «противника», где в зонах 1, 5 и 6 располагаются квалифицированные волейболисты, являющиеся в данном случае помощниками в эксперименте. Разметка площадки «противника» и расположение на ней других помощников в эксперименте (квалифицированный связующий и нападающие) представлена следующим образом: передняя зона разделена чертой, параллельной средней линии на расстоянии от нее в 1,5 м, на две части: первую зону нападения (ближе к сетке) и вторую зону нападения.

Система количественной оценки эффективности подач:

1) за выигрыш мяча «чисто» подачей – 1 балл;

2) за подачу, после приема которой мяч возвращается на сторону подающих без атаки (передачи мяча по навесной траектории) – 0,7 балла;

3) за подачу, после приема которой вторая передача выполняется способом снизу – 0,5 балла;

4) за подачу, после приема которой вторая передача выполняется двумя руками сверху из зоны защиты – 0,4 балла;

5) за подачу, после приема которой вторая передача выполняется двумя руками сверху из второй зоны нападения – 0,3 балла;

6) за подачу, после приема которой вторая передача выполняется из первой зоны нападения – 0,2 балла;

7) за ошибку при подаче – 0 баллов.

Вначале определяется сумма набранных баллов за 30 подач, затем вычисляется средний балл.

Для оценки глубинного глазомера нами отобрано 2 методики:

– методика «Восприятие длины линии». Оценка способности к восприятию пространственных отрезков (глазомер) может проводиться с помощью простейшего устройства, из обычной линейки. Сторона линейки, обращенная к испытуемому, заклеивается белой бумагой, посредине находится четкая полоска, которая разделяет линейку на две половины (левую и правую). Сверху – две передвигающихся метки (скрепки).

Экспериментатор отодвигает одну мерку до центра (от четкой линии) на 5-12 см. Испытуемый, который находится в 0,5 м. от линейки, должен отодвинуть свою метку на такое же расстояние в противоположную сторону. Берется отсчет ошибки. Проба повторяется 10 раз.

Определяется процентная точность (Т) измерения длины отрезка по формуле:

                                        Т = 100 – С2 х 100/ C1,      

где С2 – сумма разностей от заданной длины отрезка (сумма ошибок испытуемого в мм), С1 – сумма отрезков, предъявляемых эксперимента-тором. Оценка результатов обследования по описанной методике выставляется по таблице 1.

Таблица 1

Оценка в баллах по результатам точности измерения длины линии

Оценка в баллах

9

8

7

6

5

4

3

2

1

Точность изменения длины, %

99

98

97

96

94

92

88

82

76

– методика «Шкалы приборов». Определение показаний шкал различных приборов – простой и наглядный пример использования глазомера.

Проведение исследования: испытуемому выдается (изначально в закрытом, например, перевернутом обратной стороной, виде) стимульный материал, содержащий изображения 10 шкал приборов, обозначенных буквами, а также бланк для записи ответов. Дается инструкция, затем засекается время и подается сигнал открыть стимульный материал и приступать к выполнению задания. Через 2 мин дается команда отложить карандаш.

Инструкция: «На предлагаемом рисунке вы увидите изображения 10 шкал приборов, обозначенных буквами. На каждой шкале изображена стрелка, указывающая текущие показания прибора. Ваша задача – определить, какое значение показывает каждый прибор, и записать ответ – число – в соответствующую строку таблицы на бланке, в столбец «Ответ: показания прибора». На выполнение задания отводится 2 мин. По сигналу откройте лист с заданием и приступайте к выполнению».

По приведенным на бланке формулам вычисляются и заносятся в отведенные для этого клетки величины относительных ошибок (e) для каждой пробы, средней относительной ошибки (Me) и точности восприятия показаний приборов (T). Количество правильных ответов (при v = V) также можно подсчитать и занести в соответствующее поле.

Результаты исследования и их обсуждение. Выявленная оценка точности выполнения подачи мяча у волейболисток обеих групп не имела существенных различий по всем проведенным тестам «подача мяча на точность» и «подача мяча в зоны 1, 6, 5». Следует отметить, что все испытуемые как экспериментальной, так и контрольной групп показали средний уровень выполнения данного технического приема. Сумма баллов за 30 передач в экспериментальной группе составила 18,1 балла, что соответствует среднему показателю – 6,03 балла. В свою очередь, сумма баллов за 30 передач в контрольной группе составила 18,5 баллов, что соответствует среднему показателю – 6,2 балла. Полученные результаты оценки точности выполнения подачи мяча волейболистками обеих групп практически одинаковые, что свидетельствует о схожем уровне технической подготовленности.

Оценка глубинного глазомера у волейболисток обеих групп по двум отобранным методикам «Шкалы приборов» и «Восприятие длины линии» не имеет существенных различий. В методике «Шкала приборов» средний показатель количества правильных ответов в экспериментальной группе составило 6,3, в контрольной группе – 6,8. Точность восприятия показаний приборов (Т) в обеих группах практически одинаковая и составляет 0,98 и 0,99 соответственно. При проведении методики «Восприятие длины линии» волейболистки как контрольной, так и экспериментальной группы показали практически равную точность изменения длины по линейке и их средний результат составил 88,7% и 87,7% соответственно. Следует отметить, что результаты оценки глубинного глазомера не выявили статистически достоверных различий между группами.

Таким образом, перед началом эксперимента результаты оценки глубинного глазомера не имеют существенной разницы в обеих группах, что позволяет нам утверждать об одинаковой способности «на глаз» определять пространственные признаки, связанные с удаленностью объектов.

Методические подходы в совершенствовании подачи мяча у волейболисток 12-13 лет с применением мишеней: перед применением целевых мишеней нами изучены данные авторов И.В. Николаевой, Н.В. Сиваковой, которые свидетельствуют о неравномерном поражении участков площадки во время игры, т.е. попадание мяча в конкретные зоны и точки волейбольной площадки противника в условиях соревновательной борьбы всегда разное. Большее количество мячей, как правило, попадает в центральную часть площадки – шестую зону, однако, самыми опасными точками считаются крайние зоны площадки, но в эти зоны проблематично попасть, хотя такие подачи более результативны [5].

В этой связи нами подобраны упражнения для совершенствования подачи мяча именно в уязвимые точки площадки противника. В то же время юные волейболистки тренировали с помощью различного расположения треугольных и квадратных мишеней (зрительный ориентир – глубинный глазомер), функции которого помогают «на глаз» определять пространственные признаки, связанные с удаленностью объектов. С помощью квадратных мишеней волейболистки совершенствовали подачу в уязвимые участки зон 2 и 4, а при использовании треугольных целевых мишеней, юным волейболисткам приходилось совершенствовать точность подач в заданные участки зон 1, 6, 5 [6].

Кроме этого мы использовали натяжные ленты-ограничители высоты траектории полёта мяча, которые являлись своеобразным ориентиром для прицеливания волейболисток и не позволяет спортсменкам при выполнении подач завышать траекторию полета мяча. Это обеспечивает и совершенствование технической подготовленности при выполнении подач мяча и тренировки глубинного глазомера (Рис. 1).

 

Рис. 1. Схема расположения мишеней для совершенствования подачи мяча волейболисток при выполнении подач мяча в зоны 1, 2, 4, 5 площадки условного противника

Таким образом, применение квадратных и треугольных мишеней способствует совершенствованию точности подач мяча с минимальной траекторией полёта мяча над сеткой. Тем самым затрудняется приём мяча соперником после подач, обеспечивается надёжность попадания мячей в площадку, в зону или заданную часть зоны противника.

На завершающем этапе исследования было проведено тестирование оценки точности выполнения подачи мяча (Таблица 2).

Из таблицы 2 видно, что в обеих групп результаты оценки точности выполнения подачи мяча волейболисток стали лучше. В экспериментальной группе у четырех испытуемых выявлен высокий уровень точности выполнения подачи мяча.

Таблица 2

Оценка точности выполнения подачи мяча волейболисток после педагогического эксперимента

Оценка точности подачи мяча

Экспериментальная

группа

Контрольная группа

T

P

Подача мяча на точность

8,7±0,4

7,2±0,4

2,68

<0,05

Подача мяча в зону 1 (10 подач)

7,7±0,4

6,3±0,4

2,50

<0,05

Подача мяча в зону 5 (10 подач)

8,3±0,4

6,5±0,4

3,21

<0,05

Подача мяча в зону 6 (10 подач)

8,2±0,8

6,8±0,8

1,24

>0,05

Сумма баллов за 30 подач

24,2 / 8,1

19,6 / 6,5

-

-

Уровень

высокий

средний

-

-

Их средний результат при выполнении 30 передач варьировался в пределах от 8 до 8,7 баллов.  Подводя итог, можно сказать следующее, что проведенное итоговое тестирование оценки точности выполнения подачи мяча волейболисток свидетельствовало об улучшении показателей, особенно в тестах подачи мяча в зону 1 и 5, где как раз таки и были расположены целевые квадратные и треугольные мишени в тренировочном процессе волейболисток экспериментальной группы. Результаты контрольных испытаний выявили статистически достоверные различия между группами в трех тестах – подача мяча в зоны 1 и 5, а также подача мяча на точность. В четвертом тесте «Подача мяча в зону 6» статистически значимых различий не обнаружено, так как нами не делался акцент на конкретную зону, в основном зона 6 использовалась для моделирования игровых ситуаций.

После эксперимента нами произведена оценка глубинного глазомера волейболисток 12-13-летнего возраста (Таблица 3).  

Таблица 3

Оценка глубинного глазомера у волейболисток после педагогического эксперимента

Оценка глубинного глазомера

Экспериментальная группа

Контрольная группа

T

P

Методика «Шкалы приборов»

Количество правильных ответов

8,7±1,6

8,3±1,6

 

0

 

-

 

Точность восприятия показаний приборов (Т)

0,99±0,01

0,99±0,01

Методика «Восприятие длины линии»

Оценка в баллах

6,7±0,4

4,5±0,4

2,75

<0,05

Точность изменения длины, %

96,7±1,2

92,7±0,8

Из таблицы 3 видно, что оценка глубинного глазомера у волейболисток обеих групп по двум отобранным методикам изменилась в лучшее сторону. В методике «Шкала приборов» средний показатель количества правильных ответов в экспериментальной группе составило 8,7, в контрольной группе – 8,3. Точность восприятия показаний приборов (Т) в обеих группах одинаковая и составляет 0,99. При проведении методики «Восприятие длины линии» волейболистки экспериментальной группы показали более высокий процент точности изменения длины по линейке, при этом средний результат составил 96,7%, в контрольной группе этот показатель равнялся 92,7%. Следует отметить, что результаты оценки глубинного глазомера не выявили статистически достоверных различий между группами в методике «Шкалы приборов» (p>0,05). После использования мишеней в тренировочном процессе экспериментальной группы улучшились результаты оценки точности выполнения подачи мяча, а также выросли показатели точности изменения длины в методике «Восприятие длины линии», что позволяет нам утверждать об улучшении способности «на глаз» определять пространственные признаки, связанные с удаленностью объектов (Рис. 2, 3).

 

Рис. 2. Гистограмма прироста точности выполнения подачи мяча волейболисток за период педагогического эксперимента

 

Рис. 3. Гистограмма прироста в тренировке глубинного глазомера волейболисток за период педагогического эксперимента

Заключение. Таким образом, уверенно говорить, что проведенный педагогический эксперимент позволил проследить динамику по целому ряду показателей в экспериментальной и контрольной группах. В трех тестах выявлена достоверность различий результатов участниц экспериментальной группы по исследуемым показателям точности в сравнении с данными контрольной группы, где применялся традиционный подход в тренировке. Полученные результаты позволяют сказать об эффективности применения целевых мишеней разной конфигурации, направленных на совершенствование подачи мяча и тренировку глубинного глазомера волейболисток 12-13-летнего возраста.

Список литературы

  1. Беляев А.В. Волейбол: теория и методика тренировки / А.В.Беляев, Л.В. Булыкина // М.: ТВТ Дивизион. – 2011. – 175 с.
  2. Вавилов Н.Н. Совершенствование технико-тактической подготовки в волейболе / Н.Н. Вавилов // М. – 2016. – 137 с.
  3. Железняк Ю.Д. Волейбол: примерная программа спортивной подготовки по виду спорта: (спортивная дисциплина «Волейбол» и «Пляж. Волейбол») / Ю.Д. Железняк, В.В. Костюков, А.В. Чачин // М-во спорта РФ [и др.]. – М. – 2016. – 223 с.
  4. Клещев Ю.Н. Волейбол: учебник / Ю.Н. Клещев, А.Г. Айриянц // М.: Физкультура и спорт. – 2013. – 270 с.
  5. Николаева И.В. Вероятность поражения различных зон волейбольной площадки при подачах соперника в современном волейболе / И.В. Николаева, Н.В. Сивакова // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте. – Смоленск. – 2006. – С. 97-100.
  6. Новик Е. Применение тренажеров в кондиционной и технической подготовке волейболистов / Е. Новик // Теория и практика физической культуры. – 2007. – № 12. – С. 42-44.
  7. Рыцарев В.В. Волейбол: Теория и практика: учебник / В.В. Рыцарев // М.: Спорт. – 2016. – 453 с.

References

  1. Belyaev A.V. Volleyball: theory and methods of training / A.V. Belyaev, L.V. Bulykina // M.: TVT Division. – 2011. – 175 p.
  2. Vavilov N.N. Improvement of technical and tactical training in volleyball / N. N. Vavilov // M. – 2016. – 137 p.
  3. Zheleznyak Yu.D. Volleyball: an exemplary program of sports training in the kind of sport: (sports discipline "Volleyball" and "Beach. Volleyball") / Yu.D. Zheleznyak, V.V. Kostyukov, A.V. Chachin // Ministry of Sports of the Russian Federation [and others] – M. – 2016. – 223 p.
  4. Kleshchev Yu.N. Volleyball: textbook / Yu.N. Kleshchev, A.G. Ajriyants // M.: Physical Culture and Sports. – 2013. – 270 p.
  5. Nikolaeva I.V. Probability of defeat of various zones of the volleyball court when the ball serve is made by the opponent in modern volleyball / I.V. Nikolaeva, N.V. Sivakova // Sports games in physical education, recreation and sports. – Smolensk. – 2006. – S. 97-100.
  6. Novik E. The use of training devices in the conditioning and technical training of volleyball players / E. Novik // Theory and practice of physical culture. – 2007. – №. 12. – S. 42-44.
  7. Rytsarev V.V. Volleyball: Theory and Practice: textbook / V.V. Rytsarev // M.: Sport. – 2016. – 453 p.

Spisok literatury

  1. Belyaev A.V. Volejbol: teoriya i metodika trenirovki / A.V. Belyaev, L. V. Bulykina // M.: TVT Divizion. – 2011. – 175 s.
  2. Vavilov N.N. Sovershenstvovanie tekhniko-takticheskoj podgotovki v volejbole / N.N. Vavilov // M. – 2016. – 137 s.
  3. Kleshchev Yu.N. Volejbol: uchebnik / Yu.N. Kleshchev, A.G. Ajriyants // M.: Fizkul'tura i sport. – 2013. – 270 s.
  4. Rytsarev V.V. Volejbol: Teoriya i praktika: uchebnik / V.V. Rytsarev // M.: Sport. – 2016. – 453 s.
  5. Zheleznyak Yu.D. Volejbol: primernaya programma sportivnoj podgotovki po vidu sporta: (sportivnaya distsiplina «Volejbol» i «Plyazh. Volejbol») / Yu.D. Zheleznyak, V.V. Kostyukov, A.V. Chachin // M-vo sporta RF [i dr.]. – M. – 2016. – 223 s.
  6. Nikolaeva I.V. Veroyatnost' porazheniya razlichnykh zon volejbol'noj ploshchadki pri podachakh sopernika v sovremennom volejbole / I.V. Nikolaeva, N.V. Sivakova // Sportivnye igry v fizicheskom vospitanii, rekreatsii i sporte. – Smolensk. – 2006. – S. 97-100.
  7. Novik E. Primenenie trenazherov v konditsionnoj i tekhnicheskoj podgotovke volejbolistov / E. Novik // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. – 2007. – № 12. – S. 42-44.

Сведения об авторах: Марина Владимировна Проломова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных игр Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Татьяна Валерьевна  Глебко – кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики спортивных игр Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральский государственный университет физической культуры», Челябинск, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Information about the authors: Marina Vladimirovna Prolomova – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Sports Games of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural State University of Physical Culture", Chelyabinsk, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Tat’yana Valer’evna Glebko – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Theory and Methods of Sports Games of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "Ural State University of Physical Culture", Chelyabinsk, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..