Скачать статью в формате pdf

Дата публикации: 01.09.2021
DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_03_24
УДК 796

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ЗАНЯТИЯМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ СТУДЕНТОВ НЕПРОФИЛЬНОГО ВУЗА

Ю.С. Сергеева(Журавлева)1, Г.И. Журавлев1, Е.А. Лубышев1,2

1Российский университет дружбы народов, г. Москва, Россия

2Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия

Ключевые слова: мотивационные процессы, физическая культура, самостоятельная двигательная активность, студенты дневного отделения, здоровый образ жизни, структура мотивационно-ценностного отношения к физической культуре.

Аннотация. Статья посвящена рассмотрению процессов формирования мотивации студентов к занятиям двигательной активностью в свободное от учебной нагрузки время. Двигательная активность, наряду с правильным питанием и навыками саморегуляции является одним из важнейших составляющих здорового образа жизни. Недостаточно сформированная мотивация у студентов к самостоятельной двигательной активности приводит к уменьшению фактической недельной нагрузки, и, в конечном счете, снижению уровня функциональных показателей организма. В целях изучения процессов формирования мотивации к самостоятельной двигательной активности было проведено данное исследование с привлечением аудитории студентов первого и второго курсов Медицинского института Российского университета дружбы народов (РУДН) г. Москва.

FORMING MOTIVATION FOR INDEPENDENT MOTOR ACTIVITY CLASSES IN STUDENTS OF THE NON-MAJOR HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENT

Yu.S. Sergeeva(Zhuravlyova)1, G.I. Zhuravlyov1, E.A. Lubyshev1,2

1Peoples' Friendship University of Russia, Moscow, Russia

2Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russia

Key words: motivation processes, physical culture, independent motor activity, full-time department students, healthy lifestyle, structure of the motivation- and value-based attitude towards physical culture.

Annotation. This article is dedicated to processes of forming students’ motivation for motor activity in their free time. Motor activity, alongside with healthy eating and self-regulation skills, is one of the most important components of a healthy lifestyle. Insufficiently formed motivation in students for independent motor activity leads to decreased physical loads, and, as a result, to a decreased level of functional indicators of the organism. We conducted this study to assess processes of forming motivation for independent motor activity by inviting first-year and second-year students of the Medical Institute in the Peoples' Friendship University of Russia (PFUR) located in Moscow.

Введение. Проблема полноценных и мотивированных занятий молодежью двигательной активностью сегодня становится особенно остро. Причины этого можно проанализировать научно и закономерно прийти к заключению, что они являются достаточно актуальным вызовом, или, если правильнее выразиться, вызовом уже, к сожалению, вчерашнего дня. Специфика формирования, становления и принятия ценностей здорового образа жизни как отдельно взятого человека, так и общества в целом состоит в том, что его нельзя приобрести, импортировать или навязать. Даже исходя из формулировки, здоровым образом жизни можно только жить, причем чтобы он стал именно образом жизни, предполагается что общество или субъект культивирует такой образ жизни в течение сколько-нибудь продолжительного времени [1]. Для этого необходимо достаточно четкое понимание основ здорового образа жизни, способность и желание заниматься самостоятельной двигательной активностью. В самом ближайшем приближении это относится прежде всего к молодежной, в частности студенческой аудитории.

Целью исследования послужило выявление уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения к физической культуре вообще и к самостоятельным занятиям двигательной активностью в частности. В исследовании приняли участие 98 студентов дневного отделения Медицинского института Российского университета дружбы народов.

В ходе осмысления логики построения научной работы были сформулированы следующие задачи исследования:

  1. Провести дифференциацию среди студентов и разделить их на две группы по признаку вовлеченности в самостоятельные занятия двигательной активностью;
  2. Проанализировать структуру мотивов к самостоятельным занятиям физической культурой;
  3. Выявить негативные факторы процесса формирования мотивации студентов к занятиям разного рода двигательной активностью, приводящим, в конечном счете, к формализации таких занятий.

Методы и организация исследования. Для выяснения уровня сформированности мотивационно-ценностного отношения к самостоятельной двигательной активности нами применялся метод анкетирования студенческой аудитории 1 и 2 курсов дневного отделения Российского университета дружбы народов. В ходе интерпретации результатов анкетирования нами применялись методы математической статистики.

В настоящее время для современного обучающегося очень важно заниматься физической культурой, так как большое количество времени проводится в малоподвижном состоянии. Подобный образ жизни нередко приводит к различным заболеваниям сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, лишний вес и т.д. И это еще далеко не все нарушения в здоровье, вызванные гиподинамией. Поэтому одной из актуальных проблем является привлечение студентов к формированию ЗОЖ и к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом. Одним из ключевых факторов занятия студента самостоятельной физической активностью является мотивация [1, 2].

Студенты дневного отделения Медицинского института РУДН в большей своей массе посещают учебные лекционные занятия, где они практически все учебное время проводят в сидячем положении. Большая учебная нагрузка и малоподвижный жизни не в лучшую сторону меняет уровень их здоровья. Посещение обучающимися Медицинского института учебных занятий по физической культуре в полной мере не позволяют сформировать привычку у студентов к самостоятельным занятиям двигательной активностью и осмыслить теоретические вопросы, связанные с необходимостью следовать основным принципам ЗОЖ. Как показал проведенный нами анкетный опрос, далеко не все студенты оказываются не вовлеченными в самостоятельный тренировочный процесс, много есть и таких, кто активно придерживается нормального здорового образа жизни и занимается двигательной активностью в свободное от учёбы время.

Сформированность высокого уровня мотивации является важным фактором в занятиях любой деятельностью, в том числе и физкультурно-спортивной, она является главным побудительными мотивом в совершенствовании двигательных умений и навыков студентов в сфере физической культуры и спорта, поддержании высокого уровня функциональной готовности всех органов и систем организма [3, 4].

Результаты исследования и их обсуждение Анализ ответов на вопрос, занимаются ли студенты самостоятельно физической культурой, показал, что большее количество (51,8%) респондентов занимаются вне учебных занятий, а 48,2% студентов не занимаются дополнительно. Обработка результатов на следующий вопрос помогла выявить причину, по которой некоторые студенты (48,2%) не хотят заниматься дополнительно: 63% обучающихся не хотят тратить на самостоятельные занятия лишнее время, а 19,5% респондентам хватает нагрузки учебных занятий (Рис. 1).

 

Рис. 1. «Что мешает вам заниматься физической культурой самостоятельно?»

Выявляя, что является мотивом для самостоятельных занятий, определено, что большая часть студентов (51,8%), занимающихся вне учебного времени, хотят поддержать себя в хорошей физической форме (52,5%), 30,2% – хотят сохранить своё здоровье, 17,3% – для дружеской солидарности (потому что занимаются друзья) (Рис. 2).

 

Рис. 2. «Исследование мотивов к самостоятельным тренировкам»

Исходя из ответов опрошенных студентов, которые занимаются тренировками дополнительно, наиболее предпочтительны силовые (48,6%), кардиотренировки (17,7%) и аэробика (33,7%).

Это говорит о том, что большинство студентов для самостоятельных занятий выбирают виды тренировок, связанные с увеличением физических нагрузок, которые способствуют не только укреплению их здоровья, но и осуществлению их мотивов. Они считают, что стретчинг и кардиотренировки также положительно влияют на эмоциональное состояние, которое необходимо в процессе учебной деятельности.

На основании ответов всех респондентов были определены причины отсутствия желания к самостоятельным занятиям физической культурой. Отмечено, что 31,8% респондентов устают из-за большой нагрузки, связанной с учёбой, и у них не остается сил на занятия физической культурой вне института, а 25% не хотят заниматься дополнительно, потому что недостаточно мотивированы (Рис. 3).

 

Рис. 3.  «Причины снижения мотивация к самостоятельным тренировкам»

Заключение.  По результатам исследования можно сделать вывод, что большинство из респондентов обладают мотивацией к занятиям физической культурой и понимают, насколько это важно в первую очередь для них самих. Но есть и те, кому физическая культура доставляет неудобства в виде усталости и траты времени, и поэтому основных занятий им вполне хватает, а это в среднем 4 часа в неделю, что естественно недостаточно для полного поддержания организма в активном состоянии [5].

В современном мире существуют комфортные условия жизни, но большое количество стрессов и малоподвижный образ жизни ставят человека в условия, когда ему необходимы определенные физические нагрузки [6]. За повседневной рутиной мы зачастую о них забываем и недооцениваем их роль в нашей жизни. Именно поэтому так необходимо мотивировать и привлекать обучающихся самостоятельно заниматься физической культурой и спортом.

Список литературы

  1. Барановская Д.И. Роль физкультурных занятий в формировании мотивации к занятиям физической культурой студенческой молодежи / Д.И. Барановская, В.И. Врублевская // Актуальные проблемы оздоровительной физической культуры и спорта для всех на современном этапе: материалы VIII Междунар. науч. сессии по итогам НИР за 2004 г. Минск: БГУФК. – 2005. – С. 13-16.
  2. Лубышев Е.А. Основные тренды в формировании ценностных ориентаций у молодежи в сфере здорового образа жизни / Е.А. Лубышев, Г.С. Лубышева // В сборнике: Modern problems in science. Abstracts of VII International Scientific and Practical Conference. – 2020. – C. 383-390.
  3. Лубышев Е.А. Основные причины демотивации обучающихся на занятиях физической культурой / Е.А. Лубышев // В сборнике: Инноватика в образовании. Сборник статей по материалам III научно-практической конференции. – 2015. – С.125-129.
  4. Журавлева Ю.С. Оптимизация учебного процесса по дисциплине «Физическая культура» в российском университете дружбы народов на основе применения современных видов двигательной активности / Ю.С. Журавлева, А.В. Козлов, А.А. Бударников, С.С. Кубенин // Мир науки. – 2017. – Т.5. – №3. – С. 9.
  5. Журавлева Ю.С. Оздоровительная аэробика в учебном процессе ВУЗа / Ю.С. Журавлева // Москва. – 2014.
  6. Сырвачева И.С. Мотивация самостоятельных занятий физическими упражнениями / И.С. Сырвачева // Физическая культура, здоровье: проблемы, перспективы, технологии: материалы науч. конф. ДВГУ. М.: Владивосток. –2003 г. – 65 с.

References

  1. Baranovskaya D.I. The role of physical culture classes in forming motivation in students / D.I. Baranovskaya, V.I. Vrublevskaya // Relevant issues of health-improving physical culture and sports for all within the competitive stage: Abstracts of the VIII International Scientific Session on Scientific project results for 2004. Minsk: BGUFK. – 2005. – P. 13-16.
  2. Lubyshev E.A. Main trends in forming the system of values in youth within the healthy life style area / E.A. Lubyshev, G.S. Lubysheva // From the collection: Modern problems in science. Abstracts of the VII International Scientific and Practical Conference. – 2020. – P. 383-390.
  3. Lubyshev E.A. Main reasons for students’ demotivation on physical culture classes / E.A. Lubyshev // From the collection: Innovations in education. Abstracts of III Scientific and Practical Conference. – 2015. – S. 125-129.
  4. Zhuravlyova Yu.S. Optimizing the studying process for the discipline “Physical culture” in the Peoples' Friendship University of Russia based on using modern types of motor activity / Yu.S. Zhuravlyova, A.V. Kozlov, A.A. Budarnikov, S.S. Kubenin // World of Science. – 2017. – Vol.5. – № 3 – P. 9.
  5. Zhuravlyova Yu.S. Health-improving aerobics within the studying process in the Higher Education Establishments / Yu.S. Zhuravlyova // Moscow. – 2014.
  6. Syrvacheva I.S. Motivation for independent work-outs with physical exercises / I.S. Syrvacheva // Physical culture, health: issues, prospects, technologies: abstracts of the scientific conference of the FESU. M.: Vladivostok. – 2003. –
    65 p.

Spisok literatury

  1. Baranovskaya D.I. Rol' fizkul'turnykh zanyatij v formirovanii motivatsii k zanyatiyam fizicheskoĭ kul'turoĭ studencheskoj molodezhi / D.I. Baranovskaya, V.I. Vrublevskaya // Aktual'nye problemy ozdorovitel'noij fizicheskoij kul'tury i sporta dlya vsekh na sovremennom etape: materialy VIII Mezhdunar. nauch. sessii po itogam NIR za 2004 g. Minsk: BGUFK. – 2005. – S. 13-16.
  2. Lubyshev E.A. Osnovnye trendy v formirovanii tsennostnykh orientatsij u molodezhi v sfere zdorovogo obraza zhizni / E.A. Lubyshev, G.S. Lubysheva //
    V sbornike: Modern problems in science. Abstracts of VII International Scientific and Practical Conference. – 2020. – S. 383-390.
  3. Lubyshev E.A. Osnovnye prichiny demotivatsii obuchayushchikhsya na zanyatiyakh fizicheskoj kul'turoj / E.A. Lubyshev // V sbornike: Innovatika v obrazovanii. Sbornik statej po materialam III nauchno-prakticheskoj konferentsii. – 2015. – S. 125-129.
  4. Zhuravlyova Yu.S. Optimizatsiya uchebnogo protsessa po distsipline «Fizicheskaya kul'tura» v rossijskom universitete druzhby narodov na osnove primeneniya sovremennykh vidov dvigatel'noj aktivnosti / Yu.S. Zhuravlyova, A.V. Kozlov, A.A. Budarnikov, S.S. Kubenin // Mir nauki. – 2017. – T. 5. – № 3 – S. 9.
  5. Zhuravlyova Yu.S. Ozdorovitel'naya aerobika v uchebnom protsesse VUZa / Yu.S. Zhuravlyova // Moskva. – 2014.
  6. Syrvachyova I.S. Motivatsiya samostoyatel'nykh zanyatij fizicheskimi uprazhneniyami / I.S. Syrvacheva // Fizicheskaya kul'tura, zdorov'e: problemy, perspektivy, tekhnologii: materialy nauch. konf. DVGU. M.: Vladivostok. – 2003. – 65 s.

Сведения об авторах: Юлия Сергеевна Сергеева (Журавлева) – кандидат биологических наук, доцент кафедры физического воспитания и спорта Российского университета дружбы народов (РУДН), Москва, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Георгий Иванович Журавлев – студент факультета физико-математических и естественных наук РУДН, кафедра фундаментальной Информатики и информационных технологий, Москва; Евгений Александрович Лубышев – кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания Российского экономического университета им Г.В. Плеханова, Москва, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Information about the authors: Yulia Sergeevna Sergeeva (Zhuravlyova) – Candidate of Biological Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education and Sports of the Peoples' Friendship University of Russia (PFUR), Moscow, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.; Georgij Ivanovich Zhuravlyov – Student of the Faculty of Physics, Mathematical and Natural Sciences of the PFUR, the Department of Fundamental Informatics and Informational Technologies, Moscow; Evgenij Aleksandrovich Lubyshev – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Physical Education of the Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..