Скачать статью в pdf-формате

Дата публикации: 01.03.2022
DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_46
УДК 616-053.7; 615.825; 159.9.018; 37.037.1

СТАТОКИНЕТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ В ПОВЫШЕНИИ ФИЗИЧЕСКОГО СТАТУСА ОБУЧАЮЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЫ

Н.Г. Георгиева

Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Россия               

Аннотация. Цель статьи заключена в оценке эффективности применения статокинетических упражнений в повышении функциональных ресурсов центральной нервной системы в процессе физического воспитания обучающихся специальной медицинской группы. С помощью психолого-педагогических методов выявлена положительная динамика возможностей организма вовлекать ресурсы нервной системы, переключение и концентрацию внимания в ходе работы. Сбалансированная работа нервных процессов обеспечивает сохранность кумулятивного эффекта адаптационного потенциала центральной нервной системы.

Ключевые слова: статокинетические упражнения, специальные медицинские группы, обучающиеся.

STATOKINETIC EXERCISES IN IMPROVING THE PHYSICAL STATUS OF STUDENTS OF A SPECIAL MEDICAL GROUP

N.G. Georgieva

V.I. Vernadskij Crimean Federal University, Simferopol’, Russia

Annotation. The purpose of the article is to evaluate the effectiveness of the use of statokinetic exercises in increasing the functional resources of the central nervous system in the process of physical education of students of a special medical group. With the help of psychological and pedagogical methods, the positive dynamics of the body's ability to involve the resources of the nervous system, switching and concentration of attention during work has been revealed. The balanced work of nervous processes ensures the preservation of the cumulative effect of the central nervous system’s adaptive potential.

Key words: statokinetic exercises, special medical groups, students.

Введение. Вопрос обеспечения сохранения и повышения функциональных резервов организма обучающихся с хроническими заболеваниями, зачисленных в специальную медицинскую группу (СМГ), приобретает сегодня особую актуальность [1-2]. Факторы, определяющие выполнение педагогических условий влияют на прогрессирование недостаточности внимания и активности мышц на фоне растущего возбуждения. Создается чрезмерная нагрузка на физиологические системы в период созревания организма [1]. В специальной литературе последних лет отмечается отрицательное влияние дефицита работы мышц на адаптационный ресурс систем организма [1]. Соматическое заболевание любой нозологической формы нарушает сбалансированность возбудительно-тормозных свойств в центральной нервной системе (ЦНС). Складываются условия угнетения ЦНС, психомоторного дисбаланса, сниженного физического и психологического статуса организма. Итак, уменьшение силы и выносливости мышц, психомоторные и когнитивные нарушения возникают в результате диссонанса школьных нагрузок и ресурсов организма обучаемых со сниженным уровнем здоровья.

В связи с вышесказанным задача поддержания оптимального уровня здоровья детей с хроническими заболеваниями занимает приоритетные позиции. Возможность использовать вариативный блок учебной программы физического воспитания для специальной медицинской группы обеспечивает временной ресурс для интеграции статокинетических упражнений [3]. Статокинетическая устойчивость обусловлена функциональной системой анализаторов, которые осуществляют восприятие пространства и коррекцию функционального состояния ЦНС [4-5]. Повышение статокинетической устойчивости на фоне решения образовательных и развивающих задач физического воспитания необходимо для гармоничного физического развития школьников и обеспечения коррекционно-оздоровительного эффекта.

Цель – оценка эффективности применения статокинетических упражнений в повышении функциональных резервов центральной нервной системы в учебном процессе по физическому воспитанию обучающихся специальной медицинской группы.

Методы и организация исследования. Организация и проведение педагогического эксперимента осуществлялось в школах города Симферополь. В нем участвовали обучающиеся 7-9 классов. Всего участвовало 130 человек, по 65 человек в каждой группе (контрольной и экспериментальной).

В основной части урока в ЭГ реализовывались упражнения статокинетического характера [6]:

-    упражнения, обучающие определять зоны повышенного мышечного тонуса;

-    упражнения миофасциального релиза;

-    упражнения, формирующие навык концентрации внимания на ощущениях воздействия силы тяжести на сегменты костно-мышечной системы при разных положениях тела;

-    упражнения коррекционной направленности, посредством которых обучаемые вырабатывают навык гармонизировать тонус мышц-сгибателей и разгибателей, проводить выравнивание структур постуральной системы относительно вектора силы тяжести, и умение сохранять постуральный баланс в равновесии;

-    статические и статодинамические упражнения, формирующие умение расслабляться через сосредоточение внимания;

-    неспецифические упражнения мышечной и дыхательной саморегуляции, управления вниманием и сенсорным осознанием положения постуральных структур.

Около 80,0% времени основной части урока были заняты статокинетическими упражнениями. В КГ содержание уроков соответствовало стандартной программе согласно требованиям ФГОС. Для оценки эффективности примененных упражнений оценивали:

-    лабильность и силу нервной системы при помощи теппинг-теста;

-    особенность свойств (эффективность работы (ЭР), степень врабатываемости (ВР), психической устойчивости (ПУ) внимания, «Таблицы Шульте»);

-    способность сохранять равновесие, пробы «Веревочка» и «Аист». 

Основная математическая обработка проводилась на персональном компьютере с помощью программы Exсel и STATISTICA 6,0. Вычисляли среднюю величину, ошибку средней величины, стандартное отклонение.

В соответствии с полученными результатами применяли параметрический t-критерий (Стьюдента).

Результаты исследования и их обсуждение. Инновационная направленность процесса развития школы обеспечивает обучаемому сохранение здоровья. Упражнения статокинетической коррекции основаны на принципах взаимообусловленности когнитивных и моторных процессов, что способствует психомоторному развитию, снижению возбудимости нейромышечного происхождения, улучшению межполушарного взаимодействия. Тем самым данный подход сочетает физическую коррекцию с психологической составляющей, снижением мышечных напряжений и дисфункцией внутренних органов. Гармонизация соматического и внутреннего сознания способствует уравновешиванию функций нервной системы [6].

До начала проведения педагогического эксперимента уровень силы нервных процессов, согласно результатам теппинг-теста в ЭГ и КГ, был низкий.  Это свойственно для слабого типа нервной системы (табл. 1).

Таблица 1

Динамика показателей силы нервной системы обучающихся СМГ

(X±Sx; n=65)

Показатели

КСНС, % правая рука

КСНС, % левая рука

до

после

р

до

после

р

ЭГ

23,9±2,0

32,0+2,5

< 0,05

18,5±1,2

24,5±1,6

<0,05

КГ

24,2±1,0

28,0±1,0

>0,05

18,4±1,6

20,2±1,7

>0,05

Примечание: КСНС – коэффициент силы нервной системы

Принципы реализации статокинетических упражнений создало активизирующее воздействие на тканевый метаболизм, что обеспечило улучшение функциональных возможностей ЦНС. Одним из принципов выполнения упражнений является возможность произвольной концентрации внимания на сенсорных реакциях.

В результате возросла работоспособность нервной системы. Возрос темп выполняемой работы в ЭГ левой рукой до 24,5±1,6%, что на 32,4%, (p<0,05) выше исходных данных. Правой рукой – до 32,0±2,5%, что 33,8% (p<0,05) выше, чем на начало педагогического эксперимента. В КГ к концу педагогического эксперимента отмечалась положительная динамика КСНС левой руки – на 10,1 % (р>0,05), правой руки – на 15,7 % (р>0,05).

Сбалансированность процессов ЦНС способствовала эргономичности процессов распределения и устойчивости внимания [7]. Показатели эффективности работы (ЭР) возросли (табл. 2).

Таблица 2.

Динамика показателей эффективности работы обучающихся СМГ, (X±Sx; n=65)

Эффективность работы, сек

ЭГ

КГ

до

после

до

после

59,9±1,0

49,1±0,8

60,1±1,0

59,1±1,0

р<0,001

р>0,05

Статокинетичечкие упражнения обеспечили повышение уровня включаемости внимания в новую деятельность (рис. 1).

Рис. 1. Динамика показателей врабатываемости обучающихся специальной медицинской группы

Статокинетичечкие упражнения обеспечили повышение уровня включаемости внимания в новую деятельность (рис. 1).

Упражнения развивали умение управлять процессами внимания и кинестетической чувствительности расположения в пространстве постуральных структур. В результате в ЭГ переключаемость и концентрация внимания на выполнении двигательных актов возросла на 11,1% (р<0,001), т.е. значения ВР с 1,1±0,1 баллов изменились до 0,9±0,1 баллов (р<0,001). В КГ отмечен невысокий уровень улучшения свойств внимания.

Показатель психической устойчивости ниже 1,0 балла свидетельствует о хорошем уровне выносливости (рис. 2).

 

Рис. 2. Динамика показателей психической устойчивости обучающихся специальной медицинской группы

Свойства психической устойчивости внимания в ЭГ значительно улучшились (р<0,001).

Заключение. Использование статокинетических упражнений обеспечило повышение приспособительной активности ЦНС, увеличение ее работоспособности и устойчивости. Данный подход проведения занятий физическим воспитанием может обеспечить решение основной здоровьесберегающей задачи в педагогике – сохранение достаточной работоспособности организма и исключение переутомления обучающихся.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Колесов Д.В. Адаптация организма подростков к учебной нагрузке / Д.В. Колесов, И.А. Корниенко, Д.А. Фарбер // М: Педагогика. – 1987. – 150 с.
  2. Жамлиханов Н.Х. Воспитательно-образовательное пространство как фактор сохранения здоровья учащихся / Н.Х. Жамлиханов, Н.А. Кузнецова, Н.В. Романова // Актуальные проблемы здоровья детей и подростков и пути их решения. Материалы 3-го Всероссийского конгресса с международным участием по школьной и университетской медицине (25-27 февраля 2012 г., Москва). – М.: Издатель Научный центр здоровья детей РАМН. – 2012. – С. 135-137.
  3. Лях В.И. Программы общеобразовательных учреждений. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов / В.И. Лях, А.А. Зданевич // Мин-во обр. и науки РФ. – М.: Просвещение. – 2006. – 128 с.
  4. Боровик Л.Л. Развитие статокинетической устойчивости на занятиях пофизической подготовке у курсантов летных вузов / Л.Л. Боровик, М.Ю. Калмыков, С.И. Белоусов // Мир науки. Педагогика и психология – 2020. – № 1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/13PDMN120.pdf (Дата обращения: 03.12.2021).
  5. Ткачук А.А. Статокинетическая устойчивость человека / А.А. Ткачук, В.А. Ткачук // Молодой ученый. – 2014. – № 2(61). – С. 366-369. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://moluch.ru/archive/61/9200/ (Дата обращения: 03.12.2021).
  6. Фельденкрайз М. Сознавание через движение / М. Фельденкрайз // Москва: Институт Общегуманитарных Исследований. – 2001 – 160 с.
  7. Гиппенрейтер Ю.Б. Психология внимания / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов // М.: ЧеРо. – 2001. – 858 с.

REFERENCES

  1. Kolesov D.V. Adaptation of the adolescent organism to educational loads / D.V. Kolesov, I.A. Kornienko, D.A. Farber // M: Pedagogy. – 1987. – 150 p.
  2. Zhamlikhanov N.H. Educational space as a factor of preserving the health of students / N.H. Zhamlikhanov, N.A. Kuznetsova, N.V. Romanova // Current Health Problems of Children and Adolescents and Ways to Solve Them. Materials of the 3rd All-Russian Congress with International Participation in School and University Medicine (February 25-27, 2012, Moscow) M.: Publisher of the Scientific Center for Children's Health of the Russian Academy of Medical Sciences. – 2012. – P. 135-137.
  3. Lyakh V.I. Programs of educational institutions. Comprehensive program of physical education of 1-11 grade students / V.I. Lyakh, A.A. Zdanevich // Ministry of Education and Science of the Russian Federation. – M.: Enlightenment. – 2006. – 128 p.
  4. Borovik L.L. Development of statokinetic stability in physical training classes for cadets of flight universities / L.L. Borovik, M.Yu. Kalmykov, S.I. Belousov // World of Science: Pedagogy and Psychology. – 2020. – № 1. [Electronic resource] Access mode: https://mir-nauki.com/PDF/13PDMN120.pdf (Accessed on 03.12.2021).
  5. Tkachuk A.A. Statokinetic human stability / A.A. Tkachuk, V.A. Tkachuk // Young Scientist. – 2014. – № 2(61). – P. 366-369. [Electronic resource] Access mode: https://moluch.ru/archive/61/9200/ (Accessed on 03.12.2021).
  6. Fel’denkrajs M. Awareness through movement / M. Fel’denkrajs // Moscow: Institute of General Humanitarian Research. – 2001. – 160 p.
  7. Gippenreiter Yu.B. Psychology of attention // Yu.B. Gippenreiter, V.Ya. Romanov // M.: CheRo. – 2001. – 858 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Надежда Георгиевна
Георгиева – кандидат педагогических наук, доцент, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, Симферополь, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Nadezhda Georgievna Georgieva
– Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, the V.I. Vernadskij Crimean Federal University, Simferopol’, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Для цитирования: Георгиева Н.Г. Статокинетические упражнения в повышении физического статуса обучающихся специальной медицинской группы / Н.Г. Георгиева // Современные вопросы биомедицины. – 2022. – Т. 6. – № 1. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_46
For citation: Georgieva N.G. Statokinetic exercises in improving the physical status of stu-dents of a special medical group / N.G. Georgieva // Modern Issues of Biomedicine. – 2022. – Vol. 6. – № 1. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_01_46