Скачать статью в pdf формате

Дата публикации: 01.03.2023                                                              
DOI: 10.24412/2588-0500-2023_07_01_30                                                                                
УДК 796.035; 378.172                                                                                  

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ПОДГОТОВЛЕННОСТИ У СТУДЕНТОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

И.Ю. Горская1,2, О.В. Криживецкая2, А.Н. Нефедченко2

1Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск, Россия

2Омский государственный университет путей сообщения, г. Омск, Россия

Аннотация. Цель исследования – получение информации о количественных значениях показателей, характеризующих функции кардио-респираторной системы, морфофункциональных показателей, а также физической подготовленности студентов технического ВУЗа с разным уровнем двигательной активности на современном этапе. Определены количественные значения показателей, характеризующих морфофункциональный статус студентов с низким, средним и повышенным уровнем двигательной активности, которые могут использоваться для дальнейших научных исследований, контроля состояния студентов в процессе занятий физической культурой и спортом, а также для обоснования путей совершенствования системы физического воспитания в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: физическая культура, студенты, функциональное состояние, двигательная активность, здоровый образ жизни, физическая подготовленность, вузовские спортивные секции.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE PHYSICAL DEVELOPMENT AND FITNESS INDICATORS OF STUDENTS WITH DIFFERENT LEVEL OF MOTOR ACTIVITY

I.Yu. Gorskaya1,2, O.V. Krizhivetskaya2, A.N. Nefedchenko2

1Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, Russia

2Omsk State Transport University, Omsk, Russia

Annotation. The purpose of the study is to examine and analyze the indicators characterizing the cardiovascular system’s functioning, morphofunctional and physical fitness indicators of the technical university students with different level of motor activity. The authors have identified quantitative values of said indicators of students with low, moderate and high level of physical activity that can be applied in further research, in control over the state of students during physical education classes, as well as in substantiation of ways to improve the physical education system in educational organizations.  

Keywords: physical culture, students, functional state, motor activity, healthy lifestyle, physical fitness, university sports groups.

Введение. Студенческий возраст связан с интенсивным режимом жизнедеятельности человека, что обусловлено высокими умственными и психофизическими нагрузками, активной социальной и досуговой жизнью, повышенной коммуникабельностью этой возрастной группы, участием в спортивной деятельности.  Человек студенческого возраста, находящийся на пике своих функциональных возможностей, как правило, имеет уже сформированную мотивацию к физическому самосовершенствованию и ведению здорового образа жизни. На это нацелены предшествующие этапы образования и собственно образовательный процесс в вузе [1-4]. Формирование физической культуры личности реализуется посредством организованных форм физического воспитания молодежи, а также самостоятельной двигательной активности и расширения знаний, умений и навыков в сфере физической культуры и ведения здорового образа жизни. Исследователи на современном этапе неоднократно подчеркивали важность физического воспитания в достижении высокого уровня профессиональной готовности в любой сфере как фактора обеспечения продуктивной работоспособности, психофизической устойчи­вости, конкурентоспособности в любой профессии [2-3]. В современных реалиях формирование физической культуры личности особенно важно и с позиции обеспе­чения готовности молодого населения к воинской службе и защите Родины. Однако, по данным современной литературы, сведения о психофизической готовности студен­ческого контингента к труду и активной жизнедеятельности свидетельствуют о том, что значительная часть студентов имеет сниженные показатели физической подготовленности и функционального состояния [5-8]. Необходим поиск актуальных подходов к повышению эффективности занятий физической культурой студенческой молодежи. Исследователи отмечают целесообразность использования личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании на современном этапе, указывая на значимость повышения мотивации к ведению здорового образа жизни и расширения двигательной активности не только за счет учебных занятий, но и посредством расширения секционной работы, использования дополнительных форм физической культуры [3, 8, 9]. Отмечается, что лишь около 30% студентов дополнительно занимаются в спортивных секциях, при этом только 45% студентов полностью удовлетворены содержанием дисциплин по физической культуре. В исследованиях, проведенных с участием студентов с разным уровнем двигательной активности, выявлено, что студенты, занимающиеся на регулярной основе в спортивной секции, имеют хороший уровень адаптации к учебным нагрузкам, более стрессоустойчивы и быстрее восстанавливаются в период сессии [7]. Пожалуй, спортизированный подход в системе вузовского физического воспитания можно считать наиболее эффективным, позволяющим решать задачи не только физического воспитания, но и совершенствования нравственно-волевых качеств личности, лидерских качеств, способностей к коммуникации и взаимодействию в коллективе, патриотизма, а главное – формирования стойкой мотивации к физическому самосовершенствованию.

В связи с вышесказанным, актуальным является расширение информации о показателях функционального состояния студентов, имеющих разный уровень двигательной активности.

Цель исследования – получение информации о количественных значениях показателей, характеризующих функции кардио-респираторной системы, морфофункциональных показателей, а также физической подготовленности студентов технического ВУЗа с разным уровнем двигательной активности на современном этапе.

Методы и организация исследования. Материалы исследования получены с участием студентов ОмГУПС в течение 2022 г. (n=126 чел., все мужского пола). Показатели анализировались с учетом уровня двигательной активности. В выборке студентов со сниженным уровнем двигательной активности были студенты подготовительной и основной медицинской группы, посещающие практические занятия физической культурой (элективные курсы с частотой 2 раза в неделю), с показателями количества движений в сутки (по данным шагомера) в диапазоне 4000-6000 движений (n=66 чел.). В выборке студентов со средним уровнем двигательной активности представлены студенты основной группы, также посещающие практические занятия и практикующие дополнительные самостоятель­ные виды физической активности (пешие прогулки, нерегулярные дополнительные велопрогулки, лыжные прогулки, посещение бассейна и др. формы досуга с физической активностью), количество движений в сутки – 7000-10000 (n=40 чел.). В группу студентов с повышенным уровнем двигательной активности вошли студенты, занимающиеся в спортивных секциях (волейбол, полиатлон, настольный теннис, гиревой спорт) с частотой занятий 3-4 раза в неделю, активно участвующие в студенческих соревнованиях.

Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы,  антропометрия и метод индексов физического развития (масса тела, длина тела, индекс массы тела по формуле : вес (кг) / рост(м) х рост (м); окружность грудной клетки (вдох, выдох, пауза, экскурсия), динамометрия, силовой индекс по формуле:  сила мышц кисти / масса тела (кг) х 100%), педагогическое тестирование, медико-биологические методы исследования ЧСС (частота сердечных сокращений), ЧД (частота дыхания), АД (артериальное давление), проба Мартине-Кушелевского (20 приседаний за 30 с), гипоксические пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе), методы математической статистики (среднегрупповые значения, стандартное квадратическое отклонение, оценка достоверности различий по t-критерию Стьюдента, при p≤0,05).

Проверка нормальности распределений в исследуемых выборках проведена по расчету коэффициента асимметрии и показателя эксцесса с дальнейшим подсчетом их ошибок репрезентативности (соотношение модуля коэффициента асимметрии и показателя эксцесса к их ошибкам репрезентативности менее 3, т.е. определено соответ­ствие нормальному распределению). Для оценки показателей физической подготовленности использованы результаты выполнения контрольных (зачетных) нормативов, результаты переведены в баллы для интегральной оценки (по 5-балльной шкале).

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе исследования определены показатели студентов, характеризующие функции кардио-респираторной системы, морфофункциональные показатели, а также уровень физической подготовленности. Полученные результаты анализировались с учетом уровня двигательной активности. Выявлено, что в выборках студентов со средним и повышенным уровнем двигательной активности большинство исследуемых показателей функционального состояния находится в границах средневозрастных норм и выше (по отдельным показателям). Наиболее высокий уровень показателей функционального состояния определен у студентов, имеющих повышенный уровень двигательной активности (табл.). Что касается показателей длины и массы тела, то достоверно значимых различий между значениями в трех исследуемых выборках не выявлено, индекс массы тела у студентов с разным уровнем двигательной активности находится в границах нормативных значений.

В подгруппе студентов со сниженным уровнем двигательной активности большинство показателей функционального состояния соответствует низкому уровню, что особенно выражено по показателям скорости восстановления ЧСС после нагрузки с 30-ю приседаниями (5-ая мин восстановления), по результатам гипоксических проб, а также по повышенному уровню систолического давления у значительного количества студентов.

Анализ уровня физической подготовленности по показателям скоростно-силовых, силовых способностей, гибкости, силовой выносливости (интегральная оценка по среднему баллу контрольных нормативов) свидетельствует о том, что у студентов со сниженным уровнем двигательной активности результаты составляют всего 2,5 балла по 5-ти балльной шкале, то есть большинство студентов этой исследуемой группы не справилось с выполнением нормативных упражнений, и их интегральный показатель почти в два раза ниже результатов студентов в третьей подгруппе.

Таблица

Морфофункциональные показатели и показатели физической подготовленности студентов с разным уровнем двигательной активности

Показатель

Низкий уровень двигательной активности

(выборка 1, n=66)

Средний уровень двигательной активности

(выборка 2, n=40)

Повышенный уровень двигательной активности

(выборка 3, n=20)

ЧСС в покое, уд/мин

84±6,4

82±5,5

76±5,4**

ЧСС после нагрузки, уд/мин

108±9,9

96±8,0*

96±5,3**

ЧСС, 5 мин восстановления, уд/мин

92±6,9

82±6,0*

74±5,5**

ЧД

19±3,2

17,3±4,5

17,0±3,5

Экскурсия грудной клетки, см

5,5±0,6

6,5±1,0

8,0±1,2**

Артериальное давление систолическое, мм рт. ст.

142±7,8

130±6,5

118±5,0**

Артериальное давление диастолическое, мм рт. ст.

90±7,0

80±7,0*

77±5,5**

Гипоксическая проба Штанге с задержкой дыхания на вдохе

45±9,5

56±8,8*

68±8,5**

Гипоксическая проба Генчи с задержкой дыхания на выдохе

24±6,9

32±6,5

38±6,9**

Масса тела, кг

76±5,8

72±4,4

69±4,5

Длина тела, см

180±6,7

179±5,7

182±5,2

Индекс массы тела, усл.ед.

23,5±3,5

22,5±2,0

20,8±2,0

Интегральная оценка уровня физической подготовленности, балл

2,5±1,4

3,5±1,2*

4,6±0,5**

Динамометрия ведущей руки, кг

25±4,8

32±3,5

45±3,5**

Силовой индекс, усл.ед.

34,2±3,1

44,4±3,5*

65,2±2,5**

Примечание: ЧСС – частота сердечных сокращений; ЧД – частота дыхания; * – обозначены достоверно значимые различия между показателями студентов 1 и 2 выборки; ** – обозначены достоверно значимые различия между показателями 1 и 3 выборки, при p≤0,05

С этими данными соотносятся показатели силовых способностей (динамометрия ведущей кисти и силовой индекс). Силовые показатели в выборке студентов с повышенным уровнем двигательной активности в два раза выше, чем в группе студентов с низким уровнем двигательной активности (различия статистически достоверны при p≤0,05).

Заключение. Результаты исследования позволили выявить различия в уровне морфофункционального состояния студентов с разным уровнем двигательной активности. Полученные данные свидетельствуют о том, что значительная часть студентов имеет недостаточный уровень двигательной активности, следствием чего является сниженный уровень показателей, характеризующих функции сердечно-сосудистой и дыхательной системы, силовых способностей, уровня физической подготовленности.  Студенты, практикующие дополнительные виды физической активности, и студенты, занимающиеся в секциях по видам спорта, соответствуют достаточно высокому уровню функционального состояния и физической подготовлен­ности. Определены количественные значения показателей, характеризующих морфофункциональный статус студентов с низким, средним и повышенным уровнем двигательной активности, которые могут использоваться для дальнейших научных исследований, контроля состояния студентов в процессе занятий физической культурой и спортом, а также для обоснования путей совершенствования системы физического воспитания в образовательных учреждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Данилова, А. В. Физическое воспитание как фактор формирования активности студентов вуза / А. В. Данилова, А. И. Попова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2018. – № 2 (156). – С. 54-58.
  2. Анисимова, А. Ю. Концептуальные основы физического воспитания в высших учебных заведениях нашей страны / А. Ю. Анисимова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2018. – Т. 13. – № 3. – С. 100-106.
  3. Кочурова, Л. А. Реализация личностно-ориентированного подхода в процессе физкультурно-спортивной деятельности детей, подростков и учащейся молодежи / Л. А. Кочурова, О. Л. Быстрова, О. В. Шинкаренко // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2018. – Т. 13. – № 3. – С. 120-127.
  4. Едышев, Д. С. Теоретическое обоснование эффективности занятий физической культурой и спортом для коррекции физического, нравственного и психического здоровья детей и подростков / Д. С. Едышев, О. С. Назаренко,
    О. Н. Валкина // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2018. – Т. 13. – № 2. – С. 136-143.
  5. Симонова, И. М. Оценка функционального состояния студентов транспортного вуза во время пандемии / И. М. Симонова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2022. – № 1 (203). – С. 373-376.
  6. Комплексная оценка физической подготовленности студентов-первокурсников сред­ствами норм ГТО / Сердцева А. А., Егоров А. Б., Пастушенко Е. Е. [и др.] // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 3 (181). – С. 402-407.
  7. Мониторинг психоэмоционального состояния студенческой молодежи на занятиях физической культурой / Н.В. Губарева, Ю.П. Балакин, Е.М. Колпакова, М.А. Гнездилов // Современные вопросы биомедицины. – 2022. – Т. 6. – № 2. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_02_18                        
  8. Повышение функционального состояния студентов посредством использования игровой деятельности на занятиях по физической культуре в вузе / П.В. Родичкин, А.М. Фокин, А.В. Зюкин, О.П. Степченкова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 3 (181). – С. 372-375.
  9. Эффективность мотивационного подхода к реализации дисциплины Физическая культура и спорт у обучающихся педагогического вуза / А.М. Фокин, А.В. Зюкин, Л.Н. Шелкова, А.В. Цыганкова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. – 2020. – № 2 (180). – С. 440-444.

REFERENCES

  1. Danilova A.V., Popov A.I. Physical education as university students’ activity forming factor. Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2018, no. 2 (156), pp. 54-58. (in Russ.)
  2. Anisimova A.Yu. Conceptual basis of physical education at higher educational establishments of our country. Russian Journal of Physical Education and Sport, 2018, vol. 13, no. 3, pp. 100-106. (in Russ.)
  3. Kochurova L.A., Bystrova O.L., Shinkarenko O.V. Personality-oriented approach realization during physical-sports activity of children, teenagers and students. Russian Journal of Physical Education and Sport, 2018, vol. 13, no. 3, pp. 120-127. (in Russ.)
  4. Edyshev D.S., Nazarenko O.S., Valkina O.N. Theoretical effectiveness substantiation of physical culture and sport lessons for physical, moral and psychic health correction of children and teenagers. Russian Journal of Physical Education and Sport, 2018, vol. 13, no. 2, pp. 136-143. (in Russ.)
  5. Simonova I.M. Assessment of the functional state of students of a transport university during a pandemic. Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2022, no. 1 (203), pp. 373-376. (in Russ.)
  6. Serdseva A.A., Egorov A.B., Pastushenko E.E., Lapshin A.V., Kashkova M.P. Comprehensive assessment of physical preparedness of first-year students by means of GTO standards. Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2020, no. 3 (181), pp. 402-407. (in Russ.)
  7. Gubareva N.V., Balakin Yu.P., Kolpakov E.M., Gnezdilov M.A. Monitoring of the psychoemotional state of students on physical culture classes. Modern Issues of Biomedicine, 2022, vol. 6, no. 2. DOI: 10.51871/2588-0500_2022_06_02_18. (in Russ.)
  8. Rodichkin P.V. Fokin A.M., Zyukin A.V., Stepchenkova O.P. Improving the functional state of students by using game activities in physical culture lessons in the university. Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2020, n 3 (181), pp. 372-375. (in Russ.)
  9. Fokin A.M., Zyukin A.V., Shelkova L.N., Tsygankova A.V. Efficiency of motivational approach to realization of discipline “Physical culture and sports” among the trained at the pedagogical university. Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2020, no. 2 (180), pp. 440-444. (in Russ.)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Инесса Юрьевна Горская
– доктор педагогических наук, профессор кафедры естественно-научных дисциплин, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта; профессор кафедры физического воспитания и спорта, Омский государственный университет путей сообщения, Омск, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Олеся Владимировна Криживецкая – старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, Омский государственный университет путей сообщения, Омск, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Анатолий Николаевич Нефедченко – старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта, Омский государственный университет путей сообщения, Омск, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Inessa Yur’evna Gorskaya
– Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Natural Sciences, Siberian State University of Physical Culture and Sports; Professor of the Department of Physical Education and Sports, Omsk State Transport University, Omsk, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Olesya Vladimirovna Krizhivetskaya – Senior Lecturer of the Department of Physical Education and Sports, Omsk State Transport University, Omsk, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Anatolij Nikolaevich Nefedchenko – Senior Lecturer of the Department of Physical Education and Sports, Omsk State Transport University, Omsk, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Для цитирования: Горская, И. Ю. Сравнительный анализ показателей физического развития и подготовленности у студентов с разным уровнем двигательной активности / И. Ю. Горская , О. В. Криживецкая , А. Н. Нефедченко // Современные вопросы биомедицины. – 2023. – Т. 7. – № 1. DOI: 10.24412/2588-0500-2023_07_01_30             

For citation: Gorskaya I.Yu., Krizhivetskaya O.V., Nefedchenko A.N. Comparative analysis of the physical development and fitness indicators of students with different level of motor activity. Modern Issues of Biomedicine, 2023, vol. 7, no. 1.  DOI: 10.24412/2588-0500-2023_07_01_30