Дата публикации: 01.06.2024
DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_02_30
УДК 796
КОМПОНЕНТЫ ТОЧНОСТИ ДВИЖЕНИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ТРЕНИНГА В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ И ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
И.Ю. Горская1, Е.В. Пятина1, А.А. Терещенко2
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта», г. Омск, Россия
2Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный университет путей сообщения», г. Омск, Россия
Аннотация. Целью исследований являлось классифицирование компонентов двигательной точности и анализ эффектов ее направленного тренинга у спортсменов разных специализаций и уровня квалификации, а также у не занимающихся спортом. В процессе исследования проведено обобщение и систематизация информации по составу и структуре двигательной точности, в результате чего предложена классификация, предназначенная для использования в сфере физической культуры и спорта. Выделены основные компоненты двигательной точности: целевая точность, точность дифференцирования, отмеривания, оценки, воспроизведения пространственных, силовых, временных и темпо-ритмовых параметров движения, точность ориентации в пространственно-временном поле, точность воспроизведения позных характеристик. Проведен анализ эффектов от направленного тренинга двигательной точности, который показал, что наиболее высоки положительные приросты в группах начинающих спортсменов игровых и экстремальных видов спорта, относящихся к ситуационным.
Ключевые слова: двигательная точность, пространственные параметры движения, силовые параметры движения, темпо-ритмовые параметры движения, целевая точность, бадминтон, футбол, ВМХ, легкая атлетика.
COMPONENTS OF MOVEMENT ACCURACY AND THE POSSIBILITY OF THEIR TRAINING IN SPORTS AND PHYSICAL CULTURE
I.Yu. Gorskaya1, E.V. Pyatina1, A.A. Tereshchenko2
1Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, Russia
2Omsk State Transport University, Omsk, Russia
Abstract. The purpose of the research was to classify the components of motor accuracy and analyze the effects of its targeted training in athletes of different sports and skill levels, as well as in those not involved in sports. During research, data on the composition and structure of motor accuracy was summarized and systematized, as a result of which a classification was proposed for application in physical culture and sports. The main components of motor accuracy are as follows: target accuracy, accuracy of differentiation, measurement, assessment, reproduction of spatial, power, temporal and tempo-rhythmic parameters of movement, accuracy of orientation in the spatio-temporal field, accuracy of postural characteristics reproduction. We have carried out an analysis of the effects of targeted training of motor accuracy, which revealed that the highest positive gains were in groups of beginner athletes of team and extreme sports (situational sports).
Keywords: motor accuracy, spatial parameters of movement, power parameters of movement, tempo-rhythm parameters of movement, target accuracy, badminton, soccer, BMX, track-and-field.
Введение. Двигательная точность является сложным психофизическим свойством, в значительной мере определяющим успешность, экономичность, эффективность и результативность движений человека. Содержание понятия точности движений весьма многогранно и по-разному трактуется в исследованиях, затрагивающих отдельные аспекты формирования, развития, совершенствования, контроля и проявления точностных действий. В частности, в трактовке В.И. Гончарова (2012), проявление точности движений относится к пространственно-временной категории, качественно характеризующей отдельное движение (простое или сложносоставное), в связи с чем автор относит двигательную точность к физическим (моторным) способностям человека [1].
По мнению Л.Д. Назаренко (2001), точность относится к двигательно-координационным качествам, а проявление двигательной точности обеспечивается такими характеристиками, как форма, содержание и ритм действий. Выделяются следующие компоненты двигательной точности: точность дифференцирования усилий, точность движений тела и его отдельных звеньев в ответ на внешний раздражитель, точность баллистических движений, манипулирование предметами в пространстве, точность реагирования на движущийся предмет [2].
Применительно к спорту точность действий тесно взаимосвязана с техникой выполнения элементов соревновательного упражнения, в большинстве видов спорта четко регламентированной определенными пространственно-временными амплитудами движения. Отклонение от заданных амплитуд приводит к нарушению точности действий [2-4].
В работах Е.Б. Немцева (2005), проводившего многолетние исследования, направленные на формирование теоретических основ содержания понятия «двигательная точность», отмечается, что двигательное действие можно считать выполненным точно при условии соблюдения принципа «наибольшего молчания», то есть минимального задействования физиологических, биомеханических, двигательных механизмов обеспечения и экономичности выполнения [5]. В исследованиях отмечается специфика проявления двигательной точности в спорте, обычно связанная с необходимостью действовать не только точно, но и быстро, в условиях лимита времени на выполнение двигательной задачи в соответствии с возникшей ситуацией, что особенно выражено в ситуативных видах спорта [3, 5, 6, 7]. В отдельных видах спорта, связанных с противоборством с соперником и взаимодействием с членами команды, приобретает важность своевременность начала движения, то есть движение должно быть не только точным, но и выполненным в определенный момент, что связано с ролью реакций антиципации (предвосхищением действий противника или партнера).
Исследования, направленные на анализ точностных действий с биомеханических позиций, свидетельствуют о фазовом составе этих действий, включая фазы доставки и реализации. Отмечается важность положения тела или звеньев тела, задействованных в выполнении точностного действия, дозирование величины усилия, ограничение движения необходимыми пространственными и временными интервалами [5].
В исследованиях Н.А. Ерёмича, М.П. Шестакова (2023), проведенных с участием спортсменов высокой квалификации, представителей 13-ти видов спорта, определены опорные показатели, играющие ведущую роль в управлении точностными движениями, к которым относятся: точность воспроизводства заданной амплитуды движения, своевременность начала движения, оптимальная поза начала движения и ее воспроизводство после смещения, точность финального действия, ориентация в пространстве, точность восприятия заданных параметров движения, способности к ритмичности действий [9]. В исследованиях показано, что независимо от характера произвольного движения (баллистического, следящего, смешанного типа), эти опорные показатели являются обязательными компонентами в системе управления выполнением двигательной задачи [9-10].
В публикациях зарубежных авторов, изучающих аспекты взаимосвязи психических, сенсорных и двигательных систем при выполнении точных движений, отмечается, что процесс ориентации в пространстве, требующий точного воспроизведения заданных параметров движения, является сложным многоуровневым когнитивным процессом, основанным на зрительном восприятии, процессах памяти, внимания и мышления [11]. Особенно значима роль пространственной памяти при выполнении точных движений [11-12]. То есть, в данных исследованиях показана ключевая роль психических функций в выполнении психомоторных актов, требующих точности движений. В лабораторном эксперименте доказано, что с увеличением величины пространственного поля, в котором выполняется точностное действие, происходит усиление вовлеченности психических функций в психомоторный акт, тогда как при малых расстояниях (примерно на уровне вытянутой руки) в действие в большей степени вовлечены двигательные структуры [12]. В экспериментах, проведенных I. Petrizzo с соавт. (2021), доказано, что в процессе ориентации в пространстве, предваряющей точностное действие, имеет значение система координат, в которой индивидуум осуществляет оценку расстояний до объектов – либо отталкиваясь от собственного тела (личностное пространство), либо определяя расстояние от внешнего объекта до другого объекта (внеличностное пространство) [13]. То есть, пространственная информация анализируется с использованием двух систем отсчета – эгоцентрической (по отношению к собственному телу) и аллоцентрической (по отношению к окружающей среде) [13-14]. Также в исследованиях выявлено, что дифференцирование пространственных, силовых, временных параметров действия обеспечивается частично разными механизмами [14].
Анализ исследований, касающихся точности двигательных действий, показывает, что механизмы их обеспечения связаны с понятием физиологической и биомеханической экономичности движений, управляющей функцией центральной нервной системы, быстротой восприятия и обработки поступающей информации, точностью отмеривания и воспроизведения заданных параметров движения, причем не только силовых и пространственных, но и временных (своевременность действия), что важно в спортивной деятельности.
Таким образом, исследователи изучали точность движений с разных позиций – физиологических, психофизиологических, биомеханических, педагогических, однако просматривается целесообразность интегрального подхода для формирования более четкого понимания механизмов обеспечения двигательной точности и места точности в педагогической системе формирования, развития и совершенствования движений человека, а также в системе спортивной подготовки.
Цель исследования – классифицирование компонентов двигательной точности и анализ эффектов ее направленного тренинга у спортсменов разных специализаций и уровня квалификации, а также у не занимающихся спортом.
Методы и организация исследования. В исследовании применены теоретические методы: анализ, обобщение, структурирование, классифицирование, синтез, а также эмпирические методы: педагогическое контрольное тестирование, психомоторное тестирование (точность отмеривания, воспроизведения пространственных, временных параметров движения) с использованием компьютерной программы «Исследователь временных и пространственных свойств человека» [15], а также с применением цифрового кинематометра (точность отмеривания заданных амплитуд движений) [16], педагогический эксперимент, методы математической статистики. Исследование проведено на базе кафедры естественно-научных дисциплин СибГУФК. В материалах статьи отражены результаты многолетних научных исследований в виде обобщения теоретических и экспериментальных данных, полученных с участием представителей разных видов спорта, а также студентов, не занимающихся спортом. Состав участников экспериментов и длительность педагогического воздействия отражены в таблице 1.
Таблица 1
Сведения о контингенте участников экспериментов
|
Вид спорта, |
Количество, человек, пол |
Уровень квалификации, возраст |
Длительность эксперимента |
|
Футбол |
36 мальчиков |
Начальный этап |
5 месяцев |
|
BMX |
14 юношей |
Этап совершенствования спортивного мастерства (16-18 лет) |
6 месяцев |
|
BMX |
47 мальчиков |
Начальный этап |
9 месяцев |
|
Бадминтон |
18 девочек |
Начальный этап |
4 месяца |
|
Легкая атлетика |
60 мальчиков, 65 девочек |
Начальный этап |
7 месяцев |
|
Студенты технического вуза (ОмГУПС), обязательные занятия физической культурой 2 раза в неделю |
56 девушек |
Не занимающиеся |
4 месяца |
Статистическая обработка: проверка выборок на соответствие закону нормального распределения проводилась с использованием критерия хи-квадрат (Пирсона), асимметрия не выявлена. Рассчитывались среднегрупповые значения, стандартное сигмальное отклонение (σ), достоверность различий показателей в выборках (между началом и окончанием эксперимента) рассчитана с применением t-критерия Стъюдента (при 5% уровне значимости). Для унификации и сопоставления эффектов эксперимента по разным показателям высчитывалась величина прироста в %.
Результаты исследования и их обсуждение. На основании анализа и обобщения данных научно-методической литературы, а также нашего многолетнего опыта проведения научных исследований, направленных на изучение разных аспектов двигательной точности у лиц, занимающихся и не занимающихся спортом, была предпринята попытка классифицирования и систематизации точности движений. Мы действовали с позиции применения классификации двигательной точности в сфере педагогики, а именно в спорте и физическом воспитании детей, подростков, молодежи.
Схема, отражающая основные компоненты двигательной точности, отражена на рисунке 1. Кроме выделения основных компонентов в структуре двигательной точности следует отметить, что целесообразно рассматривать и оценивать отдельно показатели точности в локальном и глобальном пространстве, а также выполняемых в условиях лимита времени или без него. Также имеет значение положение тела и окружающих объектов, задействованных в выполнении двигательной задачи (в статике или динамике).

Рис. 1. Компоненты двигательной точности
Представляется наиболее логичным рассматривать точность как основополагающий компонент координационных способностей, обеспечиваемый психомоторными механизмами управления двигательными действиями. В отличие от других видов координационных способностей, в проявлении двигательной точности наиболее велика роль вовлеченности психических функций (восприятия, анализа, переработки информации, концентрации внимания, принятия решения, антиципации).
Исследуя вопрос о степени тренируемости двигательной точности, анализируя результаты наших многократных экспериментов с участием представителей разных видов спорта и лиц, не занимающихся спортом, можно сделать заключение о возможности достаточно высоких приростов показателей точности действий при условии направленного акцентированного воздействия, снижающейся с возрастом. Однако в процессе анализа полученных результатов в экспериментах с участием представителей разных видов спорта выявлены значительные различия в величине эффектов тренинга. Несмотря на то, что длительность экспериментов была неодинаковой, общим подходом было встраивание акцентированного тренинга двигательной точности в режиме 2 раза в неделю по 20 минут, средствами развития точности движений были упражнения с мячами разного вида, задания с использованием ориентиров, упражнения с ограничением пространства, с выключением зрительного анализатора, подвижные игры, элементы спортивных игр и т.д. Приведем для примера результаты нескольких экспериментов.
В эксперименте с участием начинающих легкоатлетов выявлены самые невысокие приросты по показателям точности воспроизведения пространственных параметров движения в сравнении с эффектами от тренинга в группах начинающих футболистов, бадминтонистов, гонщиков ВМХ, несмотря на достаточно продолжительный эксперимент. Величина приростов в выборке мальчиков и девочек соотносится между собой (у девочек незначительно выше средние приросты), различаясь лишь по отдельным показателям (табл. 2).
Таблица 2
Величина приростов показателей двигательной точности за период эксперимента в группах легкоатлетов начального этапа подготовки, X±σ
|
Показатели |
До эксперимента |
После эксперимента |
Величина прироста за 7 месяцев эксперимента, % |
|||
|
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки |
мальчики |
девочки |
|
|
Точность воспроизведения заданной величины прыжка в длину с места (ошибка, см) |
5,8±1,7 |
6,2±1,7 |
4,8±1,3 |
4,5±0,1 |
5 |
8* |
|
Точность воспроизведения заданной величины усилия (на динамометре), правая/левая рука (ошибка, кг) |
2,3±0,6 |
2,5±0,9 |
1,8±0,4 |
1,9±0,5 |
6 |
7 |
|
2,2±0,8 |
2,2±0,8 |
1,4±0,4 |
1,6±0,4 |
11* |
8* |
|
|
Точность оценки величины предъявляемых отрезков |
22,2±5,8 |
20,3±4,6 |
18,3±4,3 |
18,0±3,4 |
5 |
3 |
|
Точность оценки величины углов при их движении в пространстве (ошибка, %) |
26,5±2,3 |
36,7±5,9 |
20,5±1,9 |
26,0±2,1 |
6,5* |
8,5* |
|
Точность отмеривания амплитуд движений 20º на кинематометре (ошибка, °) |
2,4±0,5 |
2,8±0,7 |
2,1±0,3 |
2,3±0,4 |
3 |
5 |
|
Точность отмеривания амплитуд движений 50º на кинематометре (ошибка, °) |
3,6±0,7 |
4,5±1 |
2,8±0,2 |
2,9±0,4 |
6,5* |
11* |
|
Точность воспроизведения заданного временного интервала, заполненного световым звуковым стимулом (ошибка, %) |
18,0±2,8 |
17,1±6,7 |
15,2±2,4 |
12,8±3,9 |
4* |
7 |
|
14,2±3,5 |
17,2±5,3 |
10,2±2,0 |
12,7±3,1 |
8* |
7,5* |
|
|
Время десятикратного отмеривания амплитуд движений 20º на кинематометре до и после нагрузки, мс |
474±70 |
507±57 |
428±45 |
461±31 |
2,5 |
2,5 |
|
456±74 |
517±40 |
394±47 |
450±30 |
3,5 |
3,5* |
|
|
Средняя величина прироста, % |
5,5 |
6,4 |
||||
Примечание: *отмечен достоверный прирост (при p˂0,05)
Эффекты эксперимента, проведенного с участием юных футболистов, свидетельствуют о высоких приростах по показателям, связанным с точностью оперирования с пространственными и временными параметрами движения, средние показатели прироста за время 5-месячного эксперимента составляют примерно 27 % (табл. 3).
Таблица 3
Величина приростов показателей двигательной точности за период эксперимента в группах футболистов начального этапа подготовки, X±σ
|
Показатели |
До эксперимента |
После эксперимента |
Величина |
|
Отмеривание заданных пространственных параметров движения (шаг вперед на расстояние 30 см, величина отклонения), см |
4,5±1,0 |
3,8±1,5 |
15 |
|
Воспроизведение силовых параметров движения (воспроизведение усилия, равного половине от макс., величина отклонения), кг |
7,5±1,8 |
3,8±1,5 |
49 * |
|
Точность отмеривания амплитуд |
8,0±2,5 |
4,5±1,9 |
44 * |
|
Точность отмеривания заданной |
27 |
22 |
18 * |
|
Точность оценки пространственных параметров движения (определение длины отрезка, равного 20 см, величина отклонения), см |
3,5±0,9 |
2,8±0,5 |
20 * |
|
Точность оценки величины предъявляемых отрезков (ошибка, %) |
22±4,5 |
18±3,9 |
18 * |
|
Точность узнавания предъявляемых углов (ошибка, %) |
8±2,9 |
3±0,9 |
62 * |
|
Точность воспроизведения заданных амплитуд движения (воспроизведение на кинематометре угла 60°, величина отклонения), ° |
7,5±2,5 |
6,9±1,7 |
8 * |
|
Точность воспроизведения заданного временного интервала, заполненного световым стимулом (ошибка, %) |
16,5±3,8 |
13,8±1,9 |
16 * |
|
Точность воспроизведения заданного временного интервала, заполненного звуковым стимулом (ошибка, %) |
14,5±1,8 |
11,8±2,5 |
18 * |
|
Средняя величина прироста |
27 |
||
Примечание: *отмечен достоверный прирост (при p˂0,05)
Анализ эффектов направленного тренинга двигательной точности в выборке начинающих бадминтонистов показал, что средние величины приростов сопоставимы с приростами в эксперименте с участием футболистов, то есть также достаточно высоки, что, вероятно, объясняется спецификой игровых видов спорта, весь тренировочный процесс которых связан с необходимостью действовать точно и быстро в условиях заданного пространственно-временного интервала. Наиболее высокие приросты отмечены в показателях, связанных с пространственными и временными параметрами движения (табл. 4).
Таблица 4
Величина приростов показателей двигательной точности за период эксперимента в группах бадминтонистов начального этапа подготовки, X±σ
|
Показатели |
До эксперимента |
После эксперимента |
Величина прироста за 4 месяца эксперимента, % |
|
Точность воспроизведения ½ от максимального результата кистевого динамометра, ведущая рука (ошибка, кг) |
1,7±0,4 |
1,3±0,1 |
23 * |
|
Точность оценки размера предъявляемых отрезков (ошибка, %) |
14,9±1,07 |
7,7±0,66 |
47 * |
|
Точность отмеривания заданных отрезков (ошибка, %) |
16,7±0,92 |
11,2±0,65
|
32 * |
|
Точность оценки величины углов при их движении в пространстве (ошибка, %) |
10,06±1,56 |
7,81±1,11 |
22 * |
|
Точность отмеривания амплитуд движений 20º на кинематометре (ошибка, °) |
5,0±0,36 |
3,9±0,20 |
22* |
|
Точность отмеривания амплитуд движений 50º на кинематометре (ошибка, °) |
16,8±6,50 |
12,5±4,65 |
25* |
|
Точность воспроизведения заданного |
19,8±1,88 |
13,5±0,95 |
32 * |
|
16,2±1,85 |
9,3±0,48 |
43 * |
|
|
Средняя величина прироста |
|
|
31 |
Примечание: *отмечен достоверный прирост (при p˂0,05)
В экспериментах, проведенных с участием экстремальных велогонщиков ВМХ, приняли участие начинающие и квалифицированные спортсмены. Эффекты, полученные от направленного развития двигательной точности в выборке спортсменов начального этапа подготовки, соотносятся по своим значениям с величиной положительных приростов в группах футболистов и бадминтонистов, то есть превышают приросты, достигнутые в эксперименте с юными легкоатлетами, средняя величина прироста составила 28 % (табл. 5). Высокие приросты в ходе эксперимента можно объяснить совокупным эффектом от направленности тренировочной подготовки и воздействием примененных средств развития двигательной точности. В отличие от группы начинающих гонщиков ВМХ, величина приростов, произошедших в ходе эксперимента с квалифицированными гонщиками, значительно ниже, что можно объяснить очень высоким исходным уровнем изучаемых показателей двигательной точности у спортсменов, что связано со спецификой данного вида спорта (табл. 5). ВМХ относится к экстремальным видам спорта, где спортсмен сталкивается с необходимостью мгновенной точной ориентации в системе велосипед-гонщик-соперники-трасса. Ситуация в ходе преодоления дистанции меняется многократно, что требует точного реагирования и быстрого решения двигательных задач. По-видимому, пик уровня показателей двигательной точности к возрасту 16-18 лет у спортсменов уже достигнут, дальнейшие приросты не высоки.
Таблица 5
Величина приростов показателей двигательной точности за период эксперимента в группах гонщиков BMX начального этапа подготовки и этапа совершенствования спортивного мастерства, X±σ
|
Показатели |
Этап начальной подготовки (НП) |
Этап |
Величина прироста, % |
|||
|
До эксперимента |
После эксперимента |
До эксперимента |
После эксперимента |
Этап НП (эксперимент |
Этап ССМ (эксперимент |
|
|
Точность воспроизведения заданной величины прыжка в длину с места (ошибка, см) |
5,5±1,5 |
2,8±0,9 |
- |
- |
49* |
Не проводился |
|
Точность воспроизведения заданной величины усилия (на динамометре), правая / левая рука (ошибка, кг) |
3,9±0,5 |
2,8±0,9 |
2,5±0,3 |
2,2±0,5 |
27* |
12 |
|
4,5±0,5 |
3,2±0,5 |
2,7±0,2 |
2,5±0,3 |
29* |
7* |
|
|
Точность оценки размера предъявляемых отрезков (ошибка, %) |
19,5±6,5 |
13,8±4,9 |
7,0±3,5 |
6,7±2,5 |
29* |
4 |
|
Точность оценки величины углов |
22,0±6,5 |
16,8±4,5 |
7,0±3,5 |
6,7±2,4 |
23* |
4* |
|
Точность отмеривания амплитуд движений 20º на кинематометре (ошибка, °) |
6,5,0±1,5 |
5,8±2,0 |
2,8±0,5 |
2,5±0,9 |
11* |
10 |
|
Точность отмеривания амплитуд движений 50º на кинематометре (ошибка, °) |
15,0±4,5 |
9,8±4,5 |
4,0±0,5 |
3,7±0,9 |
35* |
8* |
|
Точность воспроизведения заданного временного интервала, заполненного световым/звуковым стимулом (ошибка, %) |
19,0±5,5 |
15,8±2,9 |
11,0±3,5 |
10,8±2,9 |
17* |
2 |
|
26,5±4,5 |
18,5±4,0 |
12,0±4,5 |
11,9±2,5 |
31* |
5,5* |
|
|
Средняя величина прироста |
28 |
6 |
||||
Примечание: *отмечен достоверный прирост (при p˂0,05)
Кроме экспериментов с участием спортсменов, нами проведен эксперимент, в котором участвовали студентки, не занимающиеся спортом. Развитие двигательной точности осуществлялось во время обязательных практических занятий физической культурой, занимая 20 минут на каждом занятии 2 раза в неделю. Следует отметить, что исходный среднегрупповой уровень показателей точности движений в выборке студенток был очень низким, чем объясняются достаточно высокие величины положительных приростов (табл. 6). Даже за период кратковременного эксперимента произошли выраженные положительные сдвиги, особенно по показателям целевой точности, однако среднегрупповые значения остались на не высоком уровне.
Таблица 6
Величина приростов показателей двигательной точности за период эксперимента в группе студенток, X±σ
|
Показатели |
До эксперимента |
После эксперимента |
Величина прироста за 4 месяца эксперимента, % |
|
Точность воспроизведения 15-ти секундного интервала, ошибка, с |
6,5±3,4 |
5,5±2,5 |
16 |
|
Воспроизведение 1/2 шага, ошибка, см |
6,9±2,5 |
5,5±2,0 |
20 |
|
Точность воспроизведения ½ от максимального результата в прыжке в длину с места (ошибка, см) |
7,0±3,5 |
5,8±2,9 |
17 |
|
Целевая точность (бросок баскетбольного мяча, кол-во попаданий из 10 раз |
1,5±0,8 |
2,5±1,2 |
66* |
|
Воспроизведение ½ от максимального мышечного усилия на динамометре ведущей рукой (ошибка, кг) |
4,2±1,5 |
3,6±1,0 |
14* |
|
Точность оценки размера предъявляемых отрезков (ошибка, %) |
18,5±4,5 |
16,5±3,3 |
11* |
|
Точность отмеривания заданных отрезков (ошибка, %) |
16,9±4,5 |
12,5±2,4 |
23* |
|
Точность оценки величины углов при их движении в пространстве (ошибка, %) |
12,9±2,5 |
9,5±2,0 |
26* |
|
Средняя величина прироста |
24 |
||
Примечание: *отмечен достоверный прирост (при p˂0,05)
Заключение. В процессе исследования проведены обобщение и систематизация информации, касающейся состава и структуры двигательной точности, в результате чего предложена классификация, предназначенная для использования в сфере физической культуры и спорта. Выделены основные компоненты двигательной точности: целевая точность, точность дифференцирования, отмеривания, оценки, воспроизведения пространственных параметров движения, точность дифференцирования, отмеривания, оценки, воспроизведения силовых параметров движения, точность дифференцирования, отмеривания, оценки, воспроизведения временных и темпо-ритмовых параметров движения, точность ориентации в пространственно-временном поле, точность воспроизведения позных характеристик. В процессе оценки точности действий целесообразно использовать отдельные тесты для каждого компонента, обеспечивая тем самым возможность получения представления о ведущих и отстающих сторонах двигательной точности спортсмена.
Анализ эффектов от направленного тренинга двигательной точности показал, что наиболее высоки положительные приросты в группах начинающих спортсменов игровых и экстремальных видов спорта, относящихся к ситуационным (средняя величина приростов в диапазоне – 25-30%), что объясняется совокупным эффектом от специфичной тренировочной подготовки в этих видах спорта с акцентированным развитием точности движений в возрасте 9-11 лет. С возрастом и ростом уровня квалификации в ситуационных видах спорта снижаются возможности достижения приростов уровня точности. Следовательно, осуществлять акцентированное развитие точности движений необходимо на ранних этапах спортивной подготовки. В группе представителей легкой атлетики (начальный этап подготовки) эффекты от тренинга выражены на значительно более низком уровне (средние величины приростов 5-7%), что вероятно связано с направленностью тренировочной подготовки на развитие скоростно-силовых способностей, выносливости, в отличие от игровых и экстремальных видов спорта, где преобладает направленность на развитие координационных способностей в сочетании с другими физическими способностями. Следует отметить, что у половозрелых лиц, не занимающихся спортом, выявлены достаточно высокие возможности развития точности движений при условии акцентированного воздействия. При исходно очень низких показателях двигательной точности за время эксперимента средняя величина прироста в выборке студенток технического вуза составила 24%, однако уровень большинства показателей достиг только нижних границ возрастной нормы.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют заключить, что двигательную точность можно отнести к достаточно хорошо тренируемым способностям при условии своевременного акцентированного воздействия с применением специально подобранных средств и методов.
Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Гончаров, В. И. Содержание понятия «точность движений» // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – № 6. – С. 21-27.
- Назаренко, Л. Д. Теоретическая и методологическая концепция точности как одного из двигательно-координационных качеств // Проблемы профессиональной подготовки специалистов по физической культуре и спорту: материалы международной научно-практической конференции. – Чебоксары, – С. 73-77.
- Голомазов, С. В. Теоретические основы и методика совершенствования целевой точности двигательных действий: Дис. ... д-ра пед. наук / Станислав Вениаминович Голомазов. – М.: РГАФК, 1996. – 327 с.
- Киприянов, В. А. Развитие быстроты и точности движений у начинающих игровиков 11-12 лет / В. А. Киприянов, Г. Г. Худяков, И. Ю. Кожевникова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. – 2012. – № 28. – С. 115-117.
- Немцев, О. Б. Теоретические основы точности движений / О. Б. Немцев // Вестник Адыгейского государственного университета. – № 1. – С. 33-43.
- Полевщиков, М. М. Тестирование быстроты и точности движений / М. М. Полевщиков, В. В. Роженцов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. – 2015. – № 4-1. – С. 142-144. URL: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6603 (дата обращения: 01.02.2024).
- Чикалова, Г. А. Влияние стато-динамических упражнений на точность выполнения движений у детей 8-9 лет, занимающихся спортивными танцами / Г. А. Чикалова, Е. А. Репникова, М. А. Терехова // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14846 (дата обращения: 01.02.2024).
- Ургапов, А. В. Основные подходы к формированию целевой точности передвижения и ударов у юных теннисистов / А. В. Ургапов, Д. Л. Миронов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2013. – № 1. – С. 258–263.
- Ерёмич Н. А. Кластеризация показателей управления движением у высококвалифицированных спортсменов / Н. А. Ерёмич, М. П. Шестаков // Вестник спортивной науки. – № 2. – С. 83-89.
- Особенности сенсорных коррекций в двигательном управлении спортсменами высокой квалификации / М. П. Шестаков, Г. А. Переяслов, А. С. Слива, Н. А. Ерёмич. – ФГБУ «Федеральный научный центр физической культуры и спорта», 2019. – C. 67-76.
- The retrosplenial-parietal network and reference frame coordination for spatial navigation / J. Clark, C. M. Simmons, L. E. Berkowitz, A. A.Wilber // Behavioral Neuroscience. – 2018. –Vol. 132(5). – Р. 416-429. DOI: 10.1037/bne0000260.
- Egocentric metric representations in peripersonal space: A bridge between motor resources and spatial memory / Ruggiero G., Ruotolo , Orti R. [et al] // British Journal of Psychology. – 2021. – Vol. 112. – № 2. – P. 433-454. DOI: 10.1111/bjop.12467.
- Time and numerosity estimation in peripersonal and extrapersonal space / Petrizzo I., Castaldi E., Anobile G. [et al] // Acta Psychol (Amst). – 2021. – 215. – Р. 103296. DOI: 10.1016/j.actpsy.2021.103296.
- The Role of Temporal Order in Egocentric and Allocentric Spatial Representations / Iachini T., Ruotolo F., Rapuano M. [et al] // Journal of Clinical Medicine. – 2023. – № 12(3). – Р. 1132. DOI: 10.3390/jcm12031132
- Корягина, Ю. В. Исследователь временных и пространственных свойств человека № 2004610221 / Ю. В. Корягина, С. В. Нопин // Программы для ЭВМ… (офиц. бюл.). – № 2. – С. 51.
- Ильин, Е. П. Психомоторная организация человека / Е. П. Ильин. СПб.: Питер, 2003. – 384 с.
REFERENCES
- Goncharov V.I. Content of the concept “accuracy of movements”. Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2012, no. 6, pp. 21-27. (in Russ.)
- Nazarenko L.D. Theoretical and methodological concept of accuracy as one of the motor-coordinating qualities. Problems of Professional Training of Specialists in Physical Culture and Sports: materials of the International Scientific and Practical Conference. Cheboksary, 1999. pp. 73-77. (in Russ.)
- Golomazov S.V. Theoretical foundations and methods for improving the target accuracy of motor actions: an author’s dissertation. Moscow: SCOLIPE, 1996. 327 p. (in Russ.)
- Kipriyanov V.A., Khudyakov G.G., Kozhevnikova I.Yu. The development of the speed and accuracy of movements from the beginning of sportsmen 11-12 years. Bulletin of South Ural State University. Series “Education, Healthcare, Physical Education”, 2012, no. 28, рр. 115-117. (in Russ.)
- Nemtsev O.B. Theoretical foundations of movement accuracy. Bulletin of the Adyghe State University, 2005, no. 1, рр. 33-43. (in Russ.)
- Polevshchikov M.M., Rozhentsov V.V. Testing the speed and accuracy of movements. International Journal of Applied and Fundamental Research, 2015, no. 4-1, pp. 142-144. Available at: https://applied-research.ru/ru/article/view?id=6603 (accessed 01.02.2024). (in Russ.)
- Chikalova G.A., Repnikova E.A., Terekhova M.A. Influence of state dynamic exercises on exactness implementations of movements for dancers 8-9 years. Modern problems of science and education, 2014, no. 5. Available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=14846 (accessed 01.02.2024). (in Russ.)
- Urgapov A.V., Mironov D.L. Basic approaches to forming target accuracy movement and strokes in young tennis players. Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport, 2013, no. 1, рр. 258-263. (in Russ.)
- Eryomich N.A., Shestakov M.P. Clusterization of motor control markers in elite athletes. Bulletin of sports science, 2023, no. 2, рр. 83-89. (in Russ.)
- Shestakov M.P., Pereyaslov G.A., Sliva A.S., Eremich N.A. Features of sensory corrections in motor control of elite athletes. Federal State Budgetary Institution “Federal Scientific Center for Physical Culture and Sports”, 2019. pp. 67-76. (in Russ.)
- Clark B.J., Simmons C.M., Berkowitz L.E., Wilber A.A. The retrosplenial-parietal network and reference frame coordination for spatial navigation. Behavioral Neuroscience, 2018, vol. 132(5), pp. 416-429.
- Ruggiero G., Ruotolo F., Orti R., Rauso B., Iachini T. Egocentric metric representations in peripersonal space: A bridge between motor resources and spatial memory. British Journal of Psychology, 2021, vol. 112, no. 2, рр. 433-454.
- Petrizzo I., Castaldi E., Anobile G., Bassanelli S., Arrighi R. Time and numerosity estimation in peripersonal and extrapersonal space. Acta Psychol (Amst), 2021, no. 215, p. 103296.
- Iachini T., Ruotolo F., Rapuano M., Sbordone F.L., Ruggiero G. The Role of Temporal Order in Egocentric and Allocentric Spatial Representations. Journal of Clinical Medicine, 2023, no. 12(3), p. 1132. DOI: 10.3390/jcm12031132.
- Koryagina Yu.V., Nopin S.V. Researcher of human temporal and spatial properties No. 2004610221. Computer programs... (official bulletin), 2004, no. 2, p. 51. (in Russ.)
- Il’in E.P. Human psychomotor structure. St. Petersburg: Piter, 2003. 384 p. (in Russ.)
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Инесса Юрьевна Горская – доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры естественно-научных дисциплин, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Елизавета Викторовна Пятина – аспирант кафедры естественно-научных дисциплин, Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Алексей Анатольевич Терещенко – доцент, доцент кафедры физического воспитания и спорта, Омский государственный университет путей сообщения, Омск, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:
Inessa Yu. Gorskaya – Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Professor of the Department of Natural Sciences, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Elizaveta V. Pyatina – Post-Graduate Student of the Department of Natural Sciences, Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Aleksej A. Tereshchenko –Associate Professor of the Department of Physical Education and Sports, Omsk State Transport University, Omsk, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..
Для цитирования: Горская, И. Ю. Компоненты точности движений и возможности их тренинга в процессе занятий спортом и физической культурой / И. Ю. Горская, Е. В. Пятина, А. А. Терещенко // Современные вопросы биомедицины. – 2024. – Т. 8. – № 2. DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_02_30
For citation: Gorskaya I.Yu., Pyatina E.V., Tereshchenko A.A. Components of movement accuracy and the possibility of their training in sports and physical culture. Modern Issues of Biomedicine, 2024, vol. 8, no. 2. DOI: 10.24412/2588-0500-2024_08_02_30
