Скачать статью в pdf формате

Дата публикации: 01.06.2021
DOI: 10.51871/2588-0500_2021_05_02_24
УДК 612.821

КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В МЛАДШЕЙ ШКОЛЕ

А.В. Скотникова, В.А. Александрова, В.Б. Соловьев, В.И. Овчинников

Институт естествознания и спортивных технологий Московского городского педагогического университета, г. Москва, Россия

Ключевые слова: младшие школьники, физическое развитие, комплексная программа подготовки.

Аннотация. Существующая система физической культуры на сегодняшний день требует серьезного обновления, это продиктовано целым рядом факторов: новыми жизненными реалиями, преобладание сидячего образа жизни среди детей разного возраста, пагубное влияние средств электроники (гаджетов, компьютеров), ухудшение общего состояния здоровья у детей, выявление целого ряда заболеваний опорно-двигательного аппарата на ранних этапах развития. Современные дети требуют подбора современных средств тренировки, которые смогли бы их увлечь, заинтересовать в какой-либо вид двигательной активности. Из всего перечисленного следует, что проблема носит многоуровневый характер и требует комплексного подхода и решения.

COMPREHENSIVE PROGRAM OF PHYSICAL FITNESS IMPROVEMENT IN PRIMARY SCHOOL

A.V.  Skotnikova, V.A. Aleksandrova, V.B. Solov’yov, V.I. Ovchinnikov
Institute of Natural Science and Sports Technologies of the Moscow City University, Moscow, Russia

Key words: primary school children, physical development, comprehensive program of training.

Annotation. The existing system of physical culture nowadays requires a serious update, which was dictated by a number of facts: new life reality, prevalence of sedentary lifestyle among children of different age, harmful influence of electronics (gadgets, computers), deterioration of general state of health in children, identification of a number of diseases of the musculoskeletal system in the early stages of development. Modern children require a selection of modern means of training, which would be able to attract them, to interest them in any kind of motor activity. Considering all aforementioned facts, it follows that the given issue is multi-level in nature and requires a comprehensive approach and solution.

Введение. В настоящее время в нашей стране особенно остро стоят такие проблемы:

- ухудшение состояния здоровья: проблемы опорно-двигательного аппарата, выявление хронических заболеваний, общее падение сопротивляемости организма;

- снижение уровня физического развития - общая оценка физической подготовленности;

- снижения вовлеченности учащихся в систему спортивной подготовки [2, 7, 11, 12].

Достаточно остро стоит вопрос подбора новых средств и методов физической подготовки детей, позволяющий не только оказывать акцентированное воздействие на развитие физических качеств, но и повысить мотивационную составляющую занятий [1, 5, 12].

Методы и организация исследования: тестирование, анализ научно-методической литературы.

На сегодняшний день, нам удалось реализовать несколько задач. В 2019 году нами было проведено исследование по оценке физической подготовленности обучающихся 4-х классов пяти школ г. Москвы [1].

Был подобран комплекс тестовых упражнений, позволяющий оценить каждое физическое качество в отдельности.

Результаты исследования и их обсуждение. После проведенного тестирования было отмечено, что в целом уровень развития физических качеств младших школьников низкий. Отдельно по каждому физическому качеству было получено следующее.

Среди физических качеств с низкой оценкой оказалась гибкость, она находится на отметке «низкий», у 8,6% детей отмечен средний уровень и 10,6% – уровень ниже среднего.

Среди качеств, у которых больше оценка была высокой отмечены координационные способности и выносливость. Что касается координационных способностей, здесь был отмечен более высокий уровень: у 50% обследованных детей определен как «высокий», «выше среднего – средний –   ниже среднего»: 14,6% – 14,8% – 21% соответственно.

У 41% испытуемых выносливость находится на высоком уровне, «выше среднего – средний – низкий»: 8,25% – 9,43% – 31,1% соответственно.

Силовые способности в большей степени имели низкий уровень значений – 62,8%.

Уровень развития скоростно-силовых качеств согласно полученным данным был «высокий – средний – ниже среднего – низкий»: 25,4% –18,6% –17,9% – 20,4% [1, 2].  

Получив данную оценку показателей, мы выявили необходимость разработать комплексную общеобразовательную программу, позволяющую оказывать акцентированное воздействие как на отдельные физические качества, наименее развитые, так и на все качества в целом, оказывая гармоничное развитие.  

В результате анализа научно-методической литературы, мы выявили, что в большинстве как в практике общих уроков физической культуры, так и в системе дополнительного образования применяются общепринятые средства гимнастки, игровых видов: футбол, волейбол, подвижные игры, а также средства восстановления – лечебная физическая культура [2, 7, 12].

Мы проанализировали существующие системы оздоровительной физической культуры, фитнес технологий и пришли к выводу, что данные методики отвечают многим требованиям и запросам современного общества, поскольку позволяют решить задачу оздоровительной направленности, способны повысить мотивационную составляющую общепринятых уроков за счет обязательного музыкального сопровождения, доступной двигательной активности
[2, 7].

Разработанная нами комплексная программа состояла из пяти модулей, каждый из которых позволил избирательно воздействовать на следующие физические качества: быстрота, выносливость, гибкость, координационные и силовые способности. Применение программы целиком должно позволить оказать гармоничное физическое развитие детей младшей школы.

Модуль 1 «Кроссфит для детей. Крепкие мышцы и красивая осанка». Данный модуль представляет собой систему специальных упражнений с отягощениями и без них, имеющий целый ряд направленности: укрепление здоровья, формирование гармоничного телосложения, формирование и поддержание правильной осанки [3, 4].

Модуль 2 «Танцевальная аэробика. Весело танцуем». Данный модуль был построен на аэробных танцевальных направлениях, выполняемых под современную музыку. Среди данных программ мы отмечаем латин-аэробику и хип-хоп-аэробику [5, 6].

Модуль 3 «Фитнес-аэробика. Шагаем вместе». Данный модуль построен на упражнениях классической (базовой) аэробики, представляющий   синтез общеразвивающих гимнастических упражнений, разновидностей бега, скачков и подскоков, выполняемых под музыкальное сопровождение, рекомендованная интенсивность для детей 120-130 уд/мин [4, 5].

Модуль 4 «Веселый фитнес. Подвижные игры». Состоит из разных подвижных игр, учитывающих индивидуальный уровень подготовленности детей и направленных на развитие таких физических качеств как быстрота
[9, 10].

Модуль 5 «Стретчинг. Гуттаперчевый ребенок». Стретчинг – это разновидность фитнеса, направленная на растягивание мышц и укрепление связок [5, 8].

Данная программа на сегодняшний день находится на стадии активного внедрения в процесс дополнительного образования нескольких московских школ. На сегодняшний день мы уже получили обратную связь в виде положительных отзывов от преподавателей физической культуры и от детей. Через два месяца нам предстоит сделать итоговый срез, в результате которого будут получены и проанализированы показатели от внедрения данной программы в систему дополнительного образования школьников. Результаты исследования будут представлены нами в дальнейших работах.

Заключение.

  1. В результате проведения комплексного тестирования физической подготовленности младших школьников, был выявлен низкий уровень подготовленности детей.
  2. В результате анализа научно-методической литературы была разработана комплексная программа, направленная на развитие физических качеств детей.
  3. На сегодняшний день наша программа внедрена в систему дополнительного образования нескольких школ г. Москвы.

Список литературы

  1. Александрова В.А. Сравнительный анализ показателей физической подготовленности школьников младшего школьного возраста с нормативами 2й ступени ГТО для возраста 9-10 лет / В.А. Александрова, А.В. Скотникова, В.И. Овчинников, О.С. Жумаев // Инновационные технологии в спорте и физическом воспитании подрастающего поколения: сборник статей по материалам X научно-практической конференции с международным участием. – М. – 2020. – С. 211-216.
  2. Баландин В.А. Сравнительная характеристика динамики показателей физической подготовленности и морфологические особенности детей 6-7 лет / В.А. Баландин, Ю.К. Чернышенко, Л.И. Просоедова // Современные проблемы физической культуры и Олимпийского движения. Материалы региональной научно-практической конференции, ч.II. – Ростов-на-Дону. – 1999. – С. 68-70.
  3. Баранцев С.А. Развитие выносливости у учащихся младших классов / С.А. Баранцев // Физическая культура в школе. – 2002. – № 10. – С. 10-12.
  4. Дворкин Л.С. Тяжелая атлетика в 2 т. Том 2: учебник для академического бакалавриата / Л.С. Дворкин // М.: Юрайт. – 2019. – 2-е изд., испр. и доп. – 496 с.
  5. Лисицкая Т.С. Аэробика: в 2-х т. Т.1: Теория и методика / Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева // М.: Федерация аэробики России. – 2002. – 232 с.
  6. Лисицкая Т.С. Аэробика: в 2-х т. Т. 2: Частные методики /Т.С. Лисицкая, Л.В. Сиднева // М.: Федерация аэробики России. – 2002. – 216 с.
  7. Лубышева Л.И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни / Л.И. Лубышева, В.К. Бальсевич // Матер. Междунар. конф. "Современные исследования в области спортивной науки". – Санкт-Петербург, НИИФК. – 1984. – С. 124-125.
  8. Буркова О.В. «Пилатес» – фитнес высшего класса / Буркова О.В., Лисицкая Т.С. // М.: Центр полиграфических услуг «Радуга». – 2005. – 208 с.
  9. Былеева Л.В. Подвижные игры. Практический материал: учеб. пособие для студентов вузов и сред. спец. учеб. завед. физ. культуры: рек. Гос. ком. РФ по физ. культуре, спорту и туризму / Л.В. Былеева, И.М. Коротков, Р.В. Климкова, Е.В. Кузьмичева // М.: ТВТ Дивизион. – 2014. – 281 с.
  10. Коротков И.М. Подвижные игры: учеб. пособие для студентов ВУЗов / И.М. Коротков, Л.В. Былеева, М.С. Бриль // М.: ТВТ Дивизион. – 2019. – 212 с.
  11. Эндрюс Д.К. Роль образования в пропаганде здорового образа жизни в двадцать первом столетии. / Д.К. Эндрюс // Теория и практика физической культуры. – 1993. – № 1. – С. 46-48.
  12. Hardman K. World crisis in physical education: a bird's eye view in international context / K. Hardman, J.W. Varnes, D. Gamble, M.B. Horodyski // Scientific and pragmatic aspects of HPERSD. – Gainsville FL, University of Florida. – 1995. – Р. 78-81.

References

  1. Aleksandrova V.A. Comparative analysis of indicators Comparative analysis of indicators of physical fitness of primary school age students with the standards of the 2nd stage of RLD for the age of 9-10 years / V.A. Aleksandrova, A.V. Skotnikova, V.I. Ovchinnikov, O.S. Zhumaev // Innovational Technologies in Sports and Physical Education of the Younger Generation: Collection of articles on materials of the Xth Scientific and Practical Conference with International Participation. – M. – 2020. – P. 211-216.
  2. Balandin V.A. Comparative characteristics of dynamics of physical firness indicators and morphological special features of 6-7 years old children / V.A. Balandin, Yu.K. Chernyshenko, L.I. Prosoedova // Modern Issues of Physical Culture and the Olympic Movement. Materials of the Regional Scientific and Practical Conference, part II. – Rostov-on-Don. – 1999. – P. 68-70.
  3. Barantsev S.A. Endurance development in primary school children / S.A. Barantsev // Physical Culture in School. – 2002. – № 10. – P. 10-12.
  4. Dvorkin L.S. Weightlifting in 2 volumes. Volume 2: Textbook for academic bachelor degree course / L.S. Dvorkin // M.: Yurajt. – 2019. – 2-e , ispr. i dop. – 496 p.
  5. Lisitskaya T.S. Aerobics: in 2 volumes. Vol.1: Theory and methods / T.S. Lisitskaya, L.V. Sidneva // M.: Aerobics Federation of Russia. – 2002. – 232 p.
  6. Lisitskaya T.S. Aerobics: in 2 volumes. Vol.1: Individual methods / T.S. Lisitskaya, L.V. Sidneva // M.: Aerobics Federation of Russia. – 2002. – 216 p.
  7. Lubysheva L.I. Significance of physical culture in healthy lifestyle / L.I. Lubysheva, V.K. Bal'sevich // Materials of the Internat. Conf. "Modern Research in the Field of Sports Sciences". – Saint-Petersburg, SRIFC. – 1984. – P. 124-125.
  8. Burkova O.V. «Pilates» – top-class fitness / Burkova O.V., Lisitskaya T.S. // M.: “Raduga” (“Rainbow”) Printing Services Center. – 2005. – 208 p.
  9. Byleeva L.V. Outdoor games. Practical material: guidelines for students of Higher Education Establisments and Specialised Secondary Educational Establishments of physical culture: recommended by the Russian Federation National Committee for Phsyical Culture, Sports and Tourism / L.V. Byleeva, I.M. Korotkov, R.V. Klimkova, E.V. Kuz'micheva // M.: TVT Division. – 2014. – 281 p.
  10. Korotkov I.M. Outdoor games: guidelines for students of Higher Education Establisments/ I.M. Korotkov, L.V. Byleeva, M.S. Bril' // M.: TVT Division. – 2019. – 212 p.
  11. Endryus D.K. Role of education in propaganda of healthy lifestyle in 21st century / D.K. Endryus // Theory and Practice of Physical Culture. – 1993. – № 1. – P. 46-48.
  12. Hardman K. World crisis in physical education: a bird's eye view in international context / K. Hardman, J.W. Varnes, D. Gamble, M.B. Horodyski // Scientific and pragmatic aspects of HPERSD. – Gainsville FL, University of Florida. – 1995. – P. 78-81.

Spisok literatury

  1. Aleksandrova V.A. Sravnitel'nyj analiz pokazatelej fizicheskoj podgotovlennosti shkol'nikov mladshego shkol'nogo vozrasta s normativami 2j stupeni GTO dlya vozrasta 9-10 let / V.A. Aleksandrova, A.V. Skotnikova, V.I. Ovchinnikov, O.S. Zрumaev // Innovatsionnye tekhnologii v sporte i fizicheskom vospitanii podrastayushchego pokoleniya: sbornik statej po materialam X nauchno-prakticheskoj konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. – M. – 2020. –
    S. 211-216.
  2. Balandin V.A. Sravnitel'naya kharakteristika dinamiki pokazatelej fizicheskoj podgotovlennosti i morfologicheskie osobennosti detej 6-7 let / V.A. Balandin, Yu.K. Chernyshenko, L.I. Prosoedova // Sovremennye problemy fizicheskoj kul'tury i Olimpijskogo dvizheniya. Materialy regional'noj nauchno-prakticheskoj konferentsii, ch.II. Rostov-na-Donu. – 1999. – S. 68-70.
  3. Barantsev S.A. Razvitie vynoslivosti u uchashchikhsya mladshikh klassov / S.A. Barantsev // Fizicheskaya kul'tura v shkole. – 2002. – № 10. – S. 10-12.
  4. Dvorkin L.S. Tyazhelaya atletika v 2 t. Tom 2: uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / L.S. Dvorkin // M.: Yurajt. – 2019. – 2-e izd., ispr. i dop. – 496 s.
  5. Lisitskaya T.S. Aerobika: v 2-kh t. T.1: Teoriya i metodika / T.S. Lisitskaya, L.V. Sidneva // M.: Federatsiya aerobiki Rossii. – 2002. – 232 s.
  6. Lisitskaya T.S. Aerobika: v 2-kh t. T. 2: Chastnye metodiki / T.S. Lisitskaya, L.V. Sidneva // M.: Federatsiya aerobiki Rossii. – 2002. – 216 s.
  7. Lubysheva L.I. Tsennosti fizicheskoj kul'tury v zdorovom stile zhizni / L.I. Lubysheva, V.K. Bal'sevich // Mater. Mezhdunar. konf. "Sovremennye issledovaniya v oblasti sportivnoj nauki". – Sankt-Peterburg, NIIFK. – 1984. – S. 124-125.
  8. Burkova O.V. «Pilates» – fitnes vysshego klassa / Burkova O.V., Lisitskaya T.S. // M.: Tsentr poligraficheskikh uslug «Raduga». – 2005. – 208 s.
  9. Byleeva L.V. Podvizhnye igry. Prakticheskij material: ucheb. posobie dlya studentov vuzov i sred. spets. ucheb. zaved. fiz. kul'tury: rek. Gos. kom. RF po fiz. kul'ture, sportu i turizmu / L.V. Byleeva, I.M. Korotkov, R.V. Klimkova, E.V. Kuz'micheva // M.: TVT Divizion. – 2014. – 281 s.
  10. Korotkov I.M. Podvizhnye igry: ucheb. posobie dlya studentov VUZov / I.M. Korotkov, L.V. Byleeva, M.S. Bril' // M.: TVT Divizion. – 2019. – 212 s.
  11. Endryus D.K. Rol' obrazovaniya v propagande zdorovogo obraza zhizni v dvadtsat' pervom stoletii. / D.K. Endryus // Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury. – 1993. – № 1. – S. 46-48.
  12. Hardman K. World crisis in physical education: a bird's eye view in international context / K. Hardman, J.W. Varnes, D. Gamble, M.B. Horodyski // Scientific and pragmatic aspects of HPERSD. – Gainsville FL, University of Florida. – 1995. – P. 78-81.

Сведения об авторах: Анна Вячеславовна Скотникова – кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой адаптологии и спортивной подготовки ИЕСТ МГПУ, Москва, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.;  Вероника Анатольевна Александрова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптологии и спортивной подготовки ИЕСТ МГПУ, Москва, e-mail:  Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.Василий Борисович Соловьев - кандидат педагогических наук, доцент кафедры адаптологии и спортивной подготовки ИЕСТ МГПУ, Москва, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.Владимир Игоревич Овчинников – ассистент кафедры адаптологии и спортивной подготовки ИЕСТ МГПУ, Москва, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Information about the authors: Anna Vyacheslavovns Skotnikova – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Adaptology and Sports Training of the INST MCU, Moscow, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.Veronika Anatol’evna Aleksandrova – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Adaptology and Sports Training of the INST MCU, Moscow, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.Vasilij Borisovich Solov’yov – Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department of Adaptology and Sports Training of the INST MCU, Moscow, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.Vladimir Igorevich Ovchinnikov – Assisstant of the Department of Adaptology and Sports Training of the INST MCU, Moscow, e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..